Аналитика


Дмитрий Милованцев: Мы хотим выровнять конкурентную среду на тех территориях, куда коммерческий оператор без дополнительного стимулирования не пришел бы никогда
Экономика | Портреты | Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Экономика | Политика | Россия | Россия | Наука и техника | Спорт | Происшествия | Экспертное мнение | Мнения из Сети

Выставка "Инфоком-2004" накануне прошла в России. Главный куратор мероприятия - Минсвязи РФ. Компании и фирмы, работающие в области связи и новых технологий в УрФО, были представлены на ней, как и в прошлом году, весьма широко. Открывали главную в году "тусовку" связистов полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев и заместитель министра связи Дмитрий Милованцев. Основной организатор выставочной составляюще в Екатеринбурге - "Уралсвязьинформ". Журналисты ,естественно, не могли упустить возможности задать "горячие" вопросы московскому гостю. Накануне в эфире УОТК "Ермак" Дмитрий Милованцев рассказал о сотовых перспективах, сроках и порядке возможной приватизации госпакета "Связьинвеста" и ближайших задачах российских связистов. Печатную версию этого интервью мы предлагаем вниманию наших читателей.

Вопрос: Первая выставка "Инфоком" прошла в 2001 году и была весьма скромной. Насколько представителен  "Инфоком-2004"?

Дмитрий Милованцев: Нельзя и первую выставку считать скромной.  Но в  первый раз она проходила только в Москве. Сейчас одновременно  в 5 федеральных  округах. В первой выставке принимало участие менее 100 компаний, сейчас - более 300. Если первая выставка положила определенное начало, говорила о старте реализации федеральной целевой программе "Электронная Россия", то сейчас она показывает результаты, которые были достигнуты, в том числе и в регионах. Таким образом,  выставка отражает саму динамику развития информационных  технологий в стране. К следующем году она будет охватывать все федеральные округа  и, думаю, что там будут уже более реалистичные результаты.  Люди смогут все потрогать руками.

Вопрос: Эта  выставка больше полезна для узких специалистов или для конечных потребителей?

Дмитрий Милованцев: Она двуплановая. На самом деле и с точки зрения специалистов она достаточно интересна. И с точки зрения потребителей она показывает реалистичные достижения. К примеру.  Если раньше термин "телемедицина" употреблялся либо специалистами  в области медицины  либо просто как термин, то сейчас на стенде "Уралсвязьинформа" мы видим реальные достижения, об  этом говорят уже связисты. Это уже другой качественный уровень. Это переход к реализации. Это интересно и специалистам, так как это сложная техническая задача, и интересно потребителям, так как лечиться будут они.

Вопрос: Как Вы считаете, с прошлой выставки Инфоком, в которой также участвовали предприятия Уральского федерального округа, достигнуты ли какие-то положительные реальные результаты в развитии связи и информационных технологий  в УрФО?

Дмитрий Милованцев: Именно в прошлом году был утвержден план развития телекоммуникаций    в УрФО в рамках объединенной компании "Уралсвязьинформ", которая фактически только последние  два года начинает работать как единый, целостный организм. И сейчас мы видим,   что те положения, которые были основой генеральной схемы, начинают реализовываться. С точки зрения приложений, развития государственных сервисов, можно говорить о том, что в рамках УрФО существует целый набор инициатив и, безусловно,  некоторые регионы уходят вперед. Например, Ханты-Мансийский автономный округ. Он является лидером в области развития информационных технологий. В целом средний уровень развития информационных технологий очень высокий в УрФО  - это очевидно.

Вопрос: Как Вы оцениваете уровень сотрудничества связистов, органов власти в Уральском федеральном округе местных бизнес- структур в плане реализации программы "Электронная Россия", других проектов Минсвязи?

Дмитрий Милованцев: Здесь не возникает никаких противоречий. Мы говорили с полпредом Петром Латышевым, мы говорили с представителями регионов. Точно можно сказать, что и результаты реформирования "Связьинвеста"  и позитивная позиция регулятора, и региональных властей,  и властей округа - они направлены в одну сторону – сторону развития современных телекоммуникаций  на территории УрФО. Здесь нет никаких противоречий, это гармоничное развитие.

Вопрос: Как развивается рынок сотовой связи в России? Какие изменения в ближайшее время стоит ожидать? И какое место в сотовом пространстве вы отводите "Уралсвязьинформу"?

Дмитрий Милованцев: В настоящий момент рынок сотовой связи находится на определенном этапе изменения тенденций. Можно говорить о том, что на конец года мы преодолеем цифру в 60 млн. сотовых телефонов. Фактически, по количеству сотовых  телефонов мы достигаем уровня проникновения в 50% населения. Конечно, это немножко не так, потому что  у некоторых людей есть два сотовых телефона, две сим-карты. Объективная цифра  несколько меньше. Но тенденция показывает, что количество сотовых телефонов давно обогнало количество стационарных телефонов, что раньше казалось невозможно. С другой стороны,  по рынку Москвы и Санкт-Петербурга видно, что рынок сотовой связи приближается к точке насыщения. Вероятнее всего, рост сохранится, но не в абсолютных показателях, а в доходных показателях. Будут увеличиваться сервисы. Темпы роста абонентской базы несколько снизятся, темпы роста доходной базы возрастут. За счет того, что люди будут пользоваться не только голосовой связью, но и теми же  добавленными сервисами.

Это в целом о тенденции. Что касается объединения сотовых компаний "Уралсвязьинформа". Маленькие операторы, разрозненные в настоящий момент очень тяжело  конкурируют с глобальными операторами, операторами так называемой "большой тройки". Это связано и с условиями внутрисетевого роуминга и т.д. Но в принципе перемещение гражданина чаще всего ограничивается либо областью, либо округом. И в этом случае объединение активов в рамках округа положительно скажется на развитии сотовой связи. Это скажется и на уровне качества услуг, и на уровне сервиса, и на капитализации "Уралсвязьинформа".

Вопрос: Сейчас в России активно развивается и интернет. В связи  с этим предлагается признать интернет-сайты средствами массовой информации и лицензировать  их как СМИ. Ваша позиция.

Дмитрий Милованцев: Здесь есть проблемы. Проблема заключается не в какой-то специфике  интернета. Проблема заключается в том, что регулировать можно технологии. И прецеденты в мире есть. Но эти прецеденты носят характер уникальный. Например, регулирование рынка телекоммуникаций в Китае. Оно специфично. И его нельзя назвать полностью демократичным. Можно регулировать контент.  И в этом случае все инструменты есть. Существует закон "О СМИ...", есть статья "злоупотребление свободой слова". В рамках этой статьи многое прописано. Может быть, недостаточно точно, может быть, это надо уточнять, но там есть о том,  что нельзя распространять в любой среде распространения, независимо от того - это радио, газеты, интернет, телевидение. Необходимо описание то, что является запрещенным контентом. То есть это контент, призывающий к межнациональной розни, агитирующий за противоправные действия. Это должно быть строго расписано. В этом случае, распространение  такого контента должно пресекаться в любых средах  в независимости от того, как эта среда  меняется. Например, изменится тенденция развития интернета, появятся новые технологии, что потребуется выпуск нового закона? Это не правильно.

Вопрос: Будет ли продан госпакет акций "Связинвеста"? И как скоро? Разговоры об это ведутся  давно.

Дмитрий Милованцев: Есть основания предполагать, что будет. Основной вопрос - когда и за сколько. На эти вопросы в настоящий момент ответов нет. Ответы на эти вопросы можно получить в результате соблюдения  требований законодательства. В настоящий момент "Связьинвест"  является компанией, включенной  в перечень компаний стратегического значения. Продажа предприятия  стратегического значения  должна осуществляться  на основании определенной последовательности  действий. Должен быть указ Президента РФ об исключении из перечня, этот  указ должен предполагать меры по защите интересов государства в условиях, когда одна из инфраструктурных компаний будет приватизироваться. Правительство РФ  должно определить время, порядок, стартовую стоимость пакета и т.д. Эти действия необходимо предпринять. И над ними надо работать. Почему? Мы говорим о том, что "Связьинвест" сейчас монополист. Но у "Связьинвеста" номерная емкость чуть более 20 млн, а  у сотовых операторов – 60 млн. Такие компании как МТС  обгоняют "Связинвест" по количеству абонентов. Смешно говорить о том, что "Связьинвест"  является единственной монопольной инфраструктурой на рынке связи. У человека может быть три мобильника и ни одного стационарного телефона. 

Вопрос: Министерство информационных технологий и связи и подготовило проект постановлений по программе оказания и финансирования универсальных услуг связи. Согласно новой схеме, вы планируете телефонизировать до 46 тысяч населенных пунктов, до сих пор живущих без телефона. За счет чего вы планируете это сделать?

Дмитрий Милованцев: Эта программа должна начать реализоваться  с начала следующего года. Информационные  технологии развиваются крайне неравномерно. В  крупных городах мы видим конкурентный рынок, бурное развитие  сотовой связи. И в то же время 46 тысяч населенных пунктов являются  просто не телефонизированными.  Вы поймите глубину проблему. Это люди, которые в экстренных ситуациях не могут сообщить о ее возникновении.  В  Курганской области были  лесные пожары, пострадало несколько сел. Представляете, если там не было бы  линии связи? То есть, люди бы не смогли сообщить о том, что у них происходит. Задача, которая перед нами стоит: за счет прибыльных сегментов, изымая объем средств, который классически направляется в соответствии с рекомендациями международного союза электросвязи, это фактически рекомендации  ООН, которые направляются на универсальное обслуживание, создать сеть связи именно там.  Создать хотя бы минимальные условия для связи: таксофоны. А в  населенных пунктах  с численностью свыше  500 человек   пункты коллективного доступа в интернет, чтобы люди могли получать последние сведения. Потому что, если говорить, о севере вашего округа, то в некоторых населенных пунктах при плохих погодных условиях люди по несколько месяцев могут не получать прессу. Связь должна работать всегда. 

Вопрос: Кто должен делать такие отчисления?

Дмитрий Милованцев: Эти отчисления должны делать все операторы связи, не только альтернативные. Все. Одинаково. После этого должны проводиться конкурсы, и кто за меньшую  цену предложит на не перспективной, на не выгодной территории лучший проект, тот и будет победителем. Тот и будет получать компенсацию. И для него  услуги связи в самых отдаленных точках станут выгодными. Мы пытаемся изменить экономический механизм. Не просто дотировать в лоб создание средств связи в отделенных населенных пунктах, не просто тратить государственные деньги. Мы хотим выровнять  экономические условия, выровнять конкурентную среду на тех территориях, куда коммерческий оператор без дополнительного стимулирования не пришел бы никогда.

                     Редакция благодарит УОТК "Ермак" за предоставленные материалы