Аналитика


Минус 61?
Политика | Свердловская область | радио | Россия | Россия

"Реформы начинаются там, где кончаются деньги" /Борис Немцов/

Инаугурация, представление кабинета министров и послание главы государства федеральному собранию – этих событий россияне ждали с момента объявления старта президентских выборов, результаты которых удивить не обещали и ожиданий не обманули. Ждали, чтобы за фасадом парадного официоза и паркетной торжественности уловить хоть малейшие намеки, взгляд, улыбку, ударения, акценты главы государства, подтверждающие – верной дорогой идем товарищи...

Верная дорога, судя хотя бы по "домашним" опросам нашего издания, путь в большое, а то и великое, исторически, территориально, национально оправданное будущее. С прогрессивной высокотехнологичной экономикой, четкой геостратегической позицией, высоким уровнем жизни и возрождением гордости за свою страну. Но… намеков пока не последовало. Зато случился чеченский теракт, аджарский провал и много чего еще. В масштабах СНГ до сих пор выступающая в роли "старшего брата" Россия как-то съежилась и побледнела.

Зато накануне вдруг, после многолетних мытарств нас почти взяли в ВТО - глава минэкономразвития Герман Греф и член еврокомиссии Паскаль Лами на саммите РФ-ЕС в Москве подписали протокол о завершении переговоров России и ЕС по присоединению РФ ко Всемирной торговой организации. Именно с ЕС Россия имела больше всего разногласий относительно условий вступления в ВТО. Связывать поразительную уступчивость России в принципиальных моментах "малой геополитики" в рамках СНГ с прорывом /плюсы которого, как ни крути, под сомнением/ в геополитике большой, конечно, рискованно, но куда денешься от очевидности?

Впрочем, если ситуация снаружи российских границ балансирует в последние недели на грани глубокой депрессии /из которых ее, возможно, подвытащит намечающаяся встреча глав государств/, то внутри стран даже хорошо информированные оптимисты надежду пока еще лелеют. Вот вроде и "работу над ошибками" в составе нового, еще до выборов сформированного кабинета министров провели, и фигура Фрадкова на фоне стоящих перед правительством непопулярных задач уже не кажется случайной, и давно муссируемый вопрос укрупнения регионов снова получил толчок к развитию.

Именно административно-территориальная реформа является в России одним из признаков серьезных перемен. В истории перекраивали карту практически все выдающиеся правители страны: и Петр, и Екатерина, и Сталин. В современной России, пусть и "обкусанной" по границам суверенитетами и демократией, тем не менее, масштабы перенарезки регионов обещают быть впечатлеющими и по дороговизне затеи, и по риску провала и по грандиозности возможных результатов.  

Накануне совет по изучению производственных сил /исследовательское учреждение при Минэконмразвития и Российской академии наук/  направил в администрацию президента РФ проект нового административного деления России на 28 губерний. Уральский федеральный округ, согласно проекту, может быть разделен пополам: Курганская, Свердловская, Челябинская области войдут в Восточно-Уральскую губернию с центром в Екатеринбурге, а Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО составят Обско-Иртышскую с центром в Тюмени.

По словам разработчиков проекта, в частности, председателя комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Александра Казакова, приоритетами в пока "бумажном" объединении субъектов РФ стали /по убывающей/: экономическая целесообразность, территориальный и социальный факторы, и только потом национально-культурные особенности того или иного региона.

Впрочем, какую теоретическую базу подведут в Кремле под укрупнительную тенденцию – дело десятое. Куда интереснее, туманнее ответ на вопрос – зачем? Практически в каждом плюсе слияния нескольких субъектов в одну губернию можно рассмотреть закомуфлированый минус. 28-ю регионами управлять легче, чем 89-ю? Но сепаратистские тенденции в самодостаточных регионах разовьются куда как более стремительно, чем в подсаженных на трансферты. 28 губернаторов можно отобрать по суровым критериям профессионализма и порядочности? Но для начала придется "задавить" каждого третьего из имеющихся. Параллельно с укрупнением пройдет  дебюрократизация власти в регионах? Но разве у каждого новоиспеченного губернатора не будет по заму на каждый экс-субъект, а у тех - еще по заму, и еще…

И все же самый главный для федеральной власти "плюс" потенциальной рефрмы – большая прозрачность и контролируемость финансовых потоков перекрывает, видимо, все опасности и угрозы. Именно укрупнение в условиях новых межбюджетных отношений может спасти страну от социального бунта. Только реформа ЖКХ и автогражданка чего нароонаселению стоили, а если к ним добавятся реформа образования, медицины, обязательное страхование жилья… В современной ситуации жители дотационных регионов могут не справиться с навалившейся налоговой нагрузкой, а их власти – с жителями. А социальные взрывы в России традиционно опасны своей бесконтрольной стихийностью.

Еще один весьма принципиальный вопрос – как будет проходить реформа. До сих пор и первый, и второй российские президенты формировали отношение к Конституции, как к "священной корове", трогать которую – ни-ни! Но наличие 89 субъектов федерации закреплено основным законом страны в такой же мере, как, например, то, что "государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации...".Оказывается,  лазейка существует.

"Один из разработчиков концепции – Алеко Адамеску – сообщил, что, согласно ст. 71 Конституции РФ, высшие федеральные оргны могут временно, без внесения поправок в Основной Закон, сформировать вместо губерний подобные террториальные объединения субъектов Федерации без конституционного статуса. Последние будут выполнять функции согласованного управления группой областей, краев, республик, имея во главе губернатора-координатора, назначаемого попеременно президентом РФ из числа руководителей соответствующих регионов". /МиК/

Впрочем, подобный опыт – создание новых управленческих структур без изменения Конституции Путиным был проведен еще в начале первого срока правления. И отрицать его успешность – нельзя. Как бы то ни было полпредства за четыре года своего существования решили как формально поставленную задачу – собрали воедино страну в правовом плане /помните это рефреном повторяемое больше года "приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным"/, так и неформальную – значительно снизили градус сепаратизма в особо "самостийных" регионах. К тому же сйчас, накануне возможного укрупнения, очевидно, и еще одна выполненная предтавительствами президента крайне непростая задача – создание кадрового резерва.

Очевидность грядущей реформы сомнений почти не вызывает, хотя нынешний "двадцативосьмигуберниевый" проект – первый после нескольких лет разговоров. Сначала, как водится, идея была вброшена в общественное сознание яркими выкриками Владимира Вольфовича Жириновского, затем подхватили ее губернаторы-"флюгеры", те, кто чует перемену погоды раньше, чем сменит направление ветер. И, наконец, совсем недавно "без запинки" слились Пермская область и Коми-Пермяцкий АО, а губернатор-объединитель пошел на повышение в правительство.

26 мая Президент произнесет Послание Федеральному Собранию. Всем понятно, что это послание будет программным документом не на один года, а, скорее, некой заявкой на ближайшие четыре года. Страна в ожидании расстановки акцентов...