Аналитика


Нацпроект "Образование": Нужно ли педагогам "родительское собрание"?
Общество | Свердловская область | Россия | В России | В России

Что мы подразумеваем, когда говорим "качество"? Согласно определению "Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона", "качество – совокупность всех свойств, дающих вещи определенность, отличающую ее от всякой другой вещи". Если рассматривать российское образование, исходя из этого определения, то оно "очень качественное". В том смысле, что специфических свойств, отличающих его от всех других, – хоть отбавляй. Жаль, только, что свойства эти далеко не всегда положительные.
Как известно еще из школьной программы, "минус на минус дает плюс". Видимо, это правило депутаты Государственной Думы РФ хорошо усвоили, решив создать общественную организацию "Всероссийское педагогические собрание". Станет ли она большим плюсом – никто пока сказать точно не может, кроме, естественно, самих авторов проекта, но вот два, как любят выражаться школьные преподаватели, "жирных" минуса, которые надо бы исправить, точно есть.
Во-первых, сам факт отсутствия организации, которая объединяла бы всех участников образовательного процесса, кажется законотворцам весьма оскорбительным. "У нас есть ветеранские организации, профсоюзные, студенческие, но до сих пор нет всероссийской организации, которая объединила бы учителей, педагогов высшей школы, профсоюзные организации, студенческие, родительские. Кажется, пришло время исправить эту ошибку", - считает заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ Валентина Иванова. "До сих пор единственной общественной организацией образовательной сферы остается профсоюз. И, например, вопрос о питании школьников, поднимают ветераны", - вторит заместитель председателя областной думы Свердловской области Наиль Шаймарданов.
Вторая, и, в данный момент времени, главная причина для создания "Всероссийского педагогического собрания – проблемы в реализации нацпроекта "Качественное образование". Напомним, нацпроект включает в себя несколько направлений. Во-первых, это реформирование высшей школы, предполагающее создание сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов – "кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов", - гласит программа нацпроекта. То же самое и с бизнес-школами – подготовка управленческих кадров мирового уровня. Во-вторых, организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту. Тут тоже все понятно – можно сколь угодно создавать общественные организации, объединяться, например, с "Солдатскими матерями", но без инициативы военного ведомства вряд ли что-то получится, ведь армия – наиболее закрытая структура, которая очень не любит, когда в ее внутренние дела (будь это даже образование военнослужащих) вмешиваются другие ведомства. Фото: www.rost.ru

Условия задачи
В рамках нацпроекта предполагается также обеспечить школы "предметами первой необходимости": Интернетом и школьными автобусами. В рамках нацпроекта учебным оборудованием будут оснащаться школы дотационных регионов. Причем, если выход во всемирную сеть получат все школы без исключения (все-таки XXI век на дворе, а кое-где клавиатуру до сих пор изучают по нарисованным на картоне кнопкам), то автобусы получат далеко не все сельские учебные заведения. "Количество автобусов в настоящее время уточняется", - говорится в программе. Но на все про все выделен 1 млрд руб. Если учесть, что, например, новый пассажирский автомобиль "ГАЗель" стоит не менее 300 тыс. руб., то сумма совсем не большая. Такая же картина и с дотационными регионами. На оснащение образовательных учреждений этих регионов планируется выделить около 2,3 млрд руб. Между тем, в России более 30 дотационных регионов.
В отдельный пункт выделено в нацпроекте дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления доплат классным руководителям из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации предусмотрены ежеквартальные перечисления средств из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 и более человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

То есть, если у городского учителя в классе меньше 25 человек, то и "заветной" тысячи ему не видать. Не говоря уж про сельские и, допустим, коррекционные школы, в которых классы бывают и по три человека. Но ведь это не значит, что классное руководство становится легче. Тут дело не в количестве, а как раз в качестве, за которое решило бороться государство.
Ну и самый амбициозный проект "Качественного образования", объединяющий как вузы, так и средние школы, - система поощрения с помощью грантов. Именно она должна не просто восстановить образование, "залатав дыры", а вывести систему на качественно новый, европейский уровень. Проще говоря, идея такая: получил грант – создай точку роста, которая как локомотив потянет за собой остальные вузы или школы. Предполагалось, что "точки роста", после грантов нацпроекта как грибы после дождя появятся на всей территории России и поведут отечественное образование к светлому будущему. Но тут, скорее, уместно другое сравнение: как лучи света в темном царстве.
Итак, школа или вуз для получения гранта должны активно внедрять инновационные образовательные программы. Более того, уже есть конкретные примеры – 17 вузов в 2006 г победили в конкурсе. Всего на конкурс было подано 200 заявок от российских вузов. Общий бюджет конкурса составил 10 млрд руб. Эти средства будут распределены между победителями согласно суммам, заявленных ими в своих программах, и в течение 2006 и 2007 г перечислены высшим учебным заведениям на реализацию их инновационных программ. Такая же программа была осуществлена в отношении школ. Уже определены образовательные учреждения, которые получат по 1 млн руб. каждое.
Кроме того, в рамках нацпроекта можно получить и личный грант. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей – победителей всероссийских олимпиад и конкурсов - будут получать именные гранты, конкурсная комиссия определит и лучших учителей, которым будет выплачиваться вознаграждение в 100 тыс. руб.
На бумаге программа нацпроекта выглядит весьма реалистично. Впервые за много лет государство, кажется, готово "засучить рукава" и в самые короткие сроки провести если не преобразования, то, по крайней мере, начальную подготовку к ним. Потому что "Качественное образование" и реформа образования - далеко не одно и тоже. Хотя очень многие именно так и считают. Однако не все гладко в реализации нацпроекта. Об этом можно судить хотя бы потому, что власти понадобилось создание общественной организации. Осталось только разобраться зачем. Одно дело – если действительно для того, чтобы советоваться с теми же педагогами и конструктивно решать текущие проблемы, и совсем другое – если те задачи, которые оно на себя взяло вдруг показались непосильными. Не станут ли педагоги в очередной раз заложниками "забуксовавшего" проекта? билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Сказано - сделано
Авторы проекта "Всероссийское педагогическое собрание" решили не откладывать создание организации в долгий ящик. И уже 15 сентября в Свердловской области прошла подготовительная конференция по созданию областного отделения Собрания. "Свердловская область первая из 50 регионов, в которой проводится такая конференция", - рассказала корреспонденту Накануне.RU Валентина Иванова. А в октябре пройдет учредительный съезд организации в Санкт-Петербурге, на который, к слову сказать, делегаты, выбранные на местах, поедут за собственный счет. Если учесть, что поехать, по идее, должны учителя и преподаватели, то получается весьма накладно. Поэтому, видимо, Свердловскую область на съезде будут представлять ректоры горного и педагогического университетов и директора нескольких екатеринбургских школ. Выступая перед учителями Свердловской области, Валентина Иванова долго рассказывала о том, зачем педагогической общественности объединяться. Главная мысль – власти не у кого спросить, а все ли правильно она делает? Оказывается, минобразования провело исследование, по итогам которого выяснилось, что в нацпроекте из общественных организаций активно принимают участие, какая неожиданность – только профсоюзы работников образования. Но у них свои цели. А вот независимого мнения нет.

Вообще, идея в чем-то очень даже здравая. Действительно, кто определяет, например, лучших педагогов? Сами педагоги, как оказалось, не в курсе. "Нас не ставили в известность, как велась работа по выбору учителей. Просто нам предоставили документы, по которым и работали педагоги, учебное заведение. Затем вся работа была передана в конкурсную комиссию, и через некоторое время в Интернете мы увидели, что наши учителя победили", - рассказывает директор екатеринбургской гимназии №94 Лариса Никонова. Так же считает и президент ассоциации демократических школ России, директор НПО "Школа самоопределения" Александр Тубельский.

Александр Тубельский: "Я предлагаю и предлагал путь профессионально-общественной экспертизы для определения школ, которые должны получить гранты. Когда профессионалы реально смотрят школу, интересуются мнением родителей, детей. То же самое и с преподавателями. Система грантов для учителей несправедлива в том, что она далеко не всегда учитывает характер учительского труда. К примеру, один учитель может написать такой большой отчет, который требуется представить на конкурс, заполнить кучу всевозможных бумажек. Но ведь если бы актеру давали звание по тем документам, которые он предоставил, разве бы это было справедливо? Актера надо оценивать, когда он на сцене. Точно также и с учителями. А в данной ситуации многие учителя отказались от участия в конкурсе потому, что не умеют писать документов. В этом смысле, это оскорбительный проект".

С этим мнением нельзя не согласиться. Не хочу обидеть тех, кто получил гранты, это, бесспорно, достойные люди, ежедневно совершающие подвиг. Но разве есть учителя, которые не хотели бы получить 100 тыс. руб.? Вряд ли они не стали писать отчеты и собирать характеристики только потому, что лень. Наоборот, если педагогу некогда заполнять бумаги, разве это не показатель того, что он много трудится? "Я знаю, по крайней мере, 15 человек в нашей школе, которые с легкостью могли бы получить грант. Но хлопотно все это", - признает Лариса Никонова.
Это всего лишь один эпизод из множества, когда непрофессионализм чиновников от образования встает на пути у их собственного детища – нацпроекта "Качественное образование". Естественно, что никто лучше самих педагогов не определит самых достойных. Тем более что среди школьников проводятся олимпиады, там с системой оценки конкурсантов проще.
"Создание Собрания поможет развить гражданскую инициативу и ответственность", - заявляют создатели проекта. Главное, чтоб чиновники не уходили от собственной ответственности, перекладывая ее на плечи новой организации.

И как-то странно звучит идея о повышении уровня ответственности педагогов. Да они самые ответственные люди в стране! И для этого им не надо собирать кучу бумаг и писать отчеты – достаточно посмотреть, как соотносится их зарплата с объемом работы.

"Очень многие люди воспринимают нацпроект как возможность получить деньги. Может быть, на первом этапе это и справедливо. Условно говоря, надо людей сначала накормить, - рассказала в разговоре с Накануне.RU советник директора "Института качества жизни УГЛТУ" Мария Дремина,Но, на мой взгляд, нацпроект должен восприниматься как некая национальная идея, которую каждый человек должен каким-то образом для себя усвоить. Что я могу в рамках такой национальной идеи выдать? Какое свое дело сделать, какой проект реализовать?". С этим соглашается Александр Тубельский: "Мне представляется, что на сегодняшний день не очень ясны цели проекта. Если его цель – наградить лучших (школы, учителей) – это одно, а если за счет этого нацпроекта планируется изменить ситуацию к лучшему, в сторону большего доверия к детям, новым технологиям, активной позиции учителей, - это совсем другое. Нацпроект "снял пенки", а как и в какую сторону изменится система – непонятно".
Тут с экспертами нельзя не согласиться. Как нельзя не согласиться и с тем, что у большинства учителей не об этом, к сожаленью, голова болит. Недавно "Комсомольская правда - Урал" опубликовала письмо учительницы, которая попыталась ответить на вопрос редакции "Каким должен быть идеальный учитель?". "Конечно, я понимаю, вы ждете учительских писем о чем-то возвышенном, а у меня только суровая правда жизни. Так что на ваш вопрос я отвечу честно: Школьный учитель должен быть достаточно обеспеченным, чтобы он мог купить себе новые колготки, а не прятать дырявые под брюками", - пишет Людмила Загоровская, как она сама себя назвала - "учитель в рваных колготках". Фото: Накануне.ru

Большая перемена… к лучшему?
Как уже говорилось выше, министерство образования провело исследование, которое выявило острый недостаток учительских организаций. Однако не менее, а, возможно, и гораздо более важным было бы исследование на тему "Кто вступит в новую организацию?". Инициатива инициативой, но зачем создавать организацию, если в ней никого не будет? Честно говоря, во время конференции в Свердловской области педагоги по-разному реагировали на восторженные речи Валентины Ивановой. Если не брать в расчет ректора УрГППУ Бориса Игошева, который был, по его же собственным словам, очень счастлив от того, что первым заполнил заявление на вступление в организацию, и директоров тех школ, которые накануне узнали о получении их школами грантов в 1 млн руб., то реакцию нельзя назвать эйфорийной. Учителя довольно скептично отнеслись к идее "Всероссийского педагогического общества". А фраза ректора горного университета Николая Косарева о том, что "учителя стали "забитой интеллигенцией" и им нужно вернуть тот авторитет, которым они всегда пользовались на Руси", вызвала у многих печальную улыбку. "Забитые" ведь не от того, что слова сказать не дают, а от того, что голос становится слабым, когда пытаешься выжить на учительскую зарплату.
"Пока не понятно, хотят ли учителя объединиться, не очень ясно, признает ли их государство, - считает Александр Тубельский,Не понятны реальные полномочия организации. Потому что если это будет такой "пузырь" для одобрения политики государства, то вряд ли мои коллеги на это согласятся".

К сожалению, пока есть основания полагать, что как раз так и будет. Слишком навязчиво и неестественно выглядит даже не проект "Всероссийской педагогической организации", а то, с каким упорством государство взялось за его создание. Как бы абсурдно это не звучало, сейчас чиновникам образовательной системы Собрание нужно гораздо больше, чем самим педагогам.
Если уж и проявлять инициативу, то аккуратно, не вызывая раздражения у педагогической общественности. И, конечно, прежде чем создавать что-то, надо бы спросить: а кто вступить хочет? К сожалению, на Свердловской конференции прозвучало лишь: "Вступайте, дамы и господа, а там – посмотрим".



Анастасия Мотовилова