Аналитика


Непрерывная специальность
Общество | Свердловская область | Россия | В России

С какого момента начинается подготовка квалифицированного специалиста? В СССР считалось, что с первого курса ВУЗа. В разгар перестройки система образования была основательно реформирована, но в куче откровенно идиотских, если не сказать – вредительских – перемен нашлась одна более-менее здравая – в школах появились профильные классы "гуманитариев" и "естественников". Сейчас на этом пути сделан очередной шаг, и вместо "гуманитариев" и "естественников" появляются классы и целые учебные заведения начального и среднего профессионального образования, которые готовят молодежь к поступлению в конкретные ВУЗы на конкретные специальности. Разумеется, с соответствующими изменениями в учебном плане за счет возможностей "школьного компонента". Как реализовывать новый подход – педагоги и руководители от образования накануне обсуждали в Екатеринбурге на специальной конференции.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU В разных регионах, как выяснилось, ситуация развивается по-разному. Принцип, когда школьник уже в 9-10 классе знает, в какой ВУЗ и как он будет поступать, набирает все большую популярность. В стране начали появляться университетские комплексы – в них входит ВУЗ, и ряд других учебных заведений – от колледжа и пары классов в городских школах, до целого комплекса разнопрофильных колледжей и лицеев – зависит от возможностей и потребностей ВУЗа.

Между тем реализуется этот принцип везде по-разному. Так, например, в Тюменской области, где такой комплекс был создан на базе Тюменского нефтегазового университета, все учебные заведения, вошедшие в состав ВУЗа, потеряли свою независимость, и из самостоятельных юридических лиц один колледж и пять учреждений начального профессионального образования превратились в структурные подразделения университета. Сотрудники отдела образования признают, что в начале процесса было опасение, что ВУЗ может "прикрыть" непрофильные направления, однако пока такого не произошло и, видимо, не произойдет и в ближайшем будущем.

Специалист департамента образования и науки Тюменской области Татьяна ПановаОпределенные опасения у нас были, что университет сократит ряд направлений, которые были важны для отраслей нашей экономики. Этого не произошло, и мы тесно с университетом в этом вопросе сотрудничаем. Сейчас мы внедряем систему софинансирования. Напомним, контрольные цифры на прием определяются министерством образования, но мы кроме этого разрешили университету участвовать в конкурсе на начальное и среднее профессиональное образование. Учебное заведение, которое желает оказывать такие образовательные услуги, должно пройти еще и конкурс, доказать, что оно это может делать. Естественно, у университета была своя база, плюс добавились возможности после объединения, и он конкурс прошел. По этим направлениям университет сейчас будет получать средства из областного бюджета. Но финансируется только образовательный процесс. Коммунальные услуги, развитие инфраструктуры университет оплачивает сам.


С другой стороны есть опыт Уральского государственного горного университета. Несмотря на тесное сотрудничество со, скажем, колледжем им. Ползунова, колледж все же остается юридически самостоятельным. С другой стороны, есть и еще одно отличие УГГУ, которое пожелали взять на вооружение остальные представители ВУЗов – наработанные связи с работодателями. По сути,

в университетский комплекс УГГУ оказались включены все звенья цепи – судьба школьника решается в 9-10 классе, когда он начинает решает стать горняком. После этого он уже может пойти в "горные" классы, откуда поступит в УГГУ, а на четвертом курсе ему уже найдут работу.

Как заявил ректор УГГУ Николай Косарев, "у нас свободного распределения нет и не будет". Правда, сотрудники университета признались, что из-за такой позиции к ним уже не раз наведывались из прокуратуры, однако состава преступления не нашли. Руководство ВУЗа встало на совершенно логичные позиции – если студент учится на бюджетном отделении, значит, он должен вернуть государству те деньги, которые затрачены на его обучение. Пусть работая не на госпредприятиях, но, по крайней мере, трудясь по специальности. Естественно, к студентам-"контрактникам" отношение несколько иное – у них нет такой "обязаловки", как у бюджетников.

Фото: www.phys.nsu.ruНа данный момент система отработана практически до мелочей. Представители предприятий заявляют в университет, сколько им студентов и каких специальностей требуется, и эти места распределяются на профильных кафедрах. Отметим, что во время проведения ярмарки, которая проходила как раз во время конференции, предприятия неоднократно называли "потребителями" студентов. В положительном смысле, разумеется. Однако мнения студентов разнятся.

Андрей, студент 4 курсаНам когда сказали об этом распределении, то сначала мысль была про рабство – там знаете, тоже выберут "хозяина", и никуда от него не денешься. Потом, когда выяснил детали, оказалось, что все на самом деле по-другому. Например, мы сами записываемся на предприятия, и если ты не пришел последним, то тебе не придется ехать в город за тридевять земель от дома. К тому же с нас, фактически, снимают угрозу безработицы. Так что, наверное, студенты из других институтов еще нам завидовать должны.


Сергей, студент 3 курсаМне вот, видимо, предстоят долгие разговоры с деканатом своего факультета. Я не хочу, чтобы меня "приковывали" к какому-то предприятию. В конце концов, я хотел после университета в Москву или Питер уехать, там работать – а оттуда предприятия, сами понимаете, нам заявки посылать не будут.


Однако, оговоримся, такая практика пока в стране не очень развита – после отмены обязательного распределения о ней вспоминают немногие и, как правило, не самым лучшим образом. Хотя, повторим слова одного из студентов, идея хорошая – молодой специалист, которому на самом деле трудно устроиться на работу, оказывается избавлен от головной боли по своему трудоустройству. А если он оказывается хорошим специалистом, то за него могут биться несколько предприятий, пытаясь переманить его социальным пакетом и зарплатой, так что он явно не останется в накладе.

Самая большая проблема, как выяснилось, это, как и всегда в последнее время, отсутствие поддержки со стороны государства. Не будем приводить слова выступавших, просто отметим небольшой факт: больше всего участники дискуссии, которых заинтересовал опыт УГГУ, хотели увидеть образцы договоров, которые заключены университетом. В России не существует ни рекомендаций, ни, тем более, каких бы то ни было типовых договоров между работодателем и ВУЗом, если, конечно, речь не идет о целевом наборе. Более того, как выяснилось, понятие "университетский комплекс" хоть и существует, но… В нем так и не нашлось места для предприятий, которым нужны выпускники университетов и институтов. И ВУЗы вынуждены сами искать пути, по которым можно привлечь предприятия к сотрудничеству.

Кроме того, из-за недоработки нормативной базы возникают и другие проблемы.

Татьяна ПановаИз-за отсутствия нормативной базы возникают самые разные проблемы. Например, сложно состыковывать образовательные программы учебных заведений разного уровня. Кроме того, если молодой человек, закончив учреждение начального или среднего профессионального образования, захотел поступить в ВУЗ, то возникает проблема аттестата, который эти учреждения не выдают. Тут нам тоже пришлось справляться самим, не дожидаясь, пока проблему начнут решать в Москве – мы договорились с вечерними школами, и молодые люди в результате, проходя обучение в своих образовательных учреждениях, получают образование и аттестат там.

Однако на самом деле есть и еще одна проблема в непрерывном образовании. Напомним, ставка делается на то, что школьник по этой системе выбирает профессию еще в 14-15 лет. С точки зрения психологов, такой подход не так уж и хорош.

Специалист по возрастной психологии и психологии развития Ирина ФедороваВ этом возрасте у человека еще не до конца сформированы жизненные приоритеты. Конечно, парни уже перестают мечтать стать космонавтами, либо начинают стремиться выполнить свою мечту, и готовиться в летное училище. Но это все же яркая профессия, яркий стереотип. На самом деле, если мы говорим о выборе профессии подростком, то мы говорим о выборе его родителей. Может – они напрямую советуют пойти учиться на, скажем, как сейчас модно, экономиста, либо – соблюсти какую-то семейную традицию. В любом случае, это не выбор ребенка, который еще просто не знает, кем он хочет быть.

Разумеется, есть исключения. Например, творческие специальности, где специализация начинается чуть ли не в детском саду. Но, повторюсь, это исключения. Однозначно же сказать, насколько оправдана сама по себе идея непрерывного образования, можно будет только через несколько лет, когда будут выпущены первые "непрерывники", и свои оценки им дадут работодатели-"потребители". 



Алексей Остапов