Аналитика


Беспокойные дни НОВАТЭКа
Экономика | Свердловская область | Ямало-Ненецкий АО

Когда-то, еще два года назад, про НОВАТЭК писать было интересно, а читать еще того более. Дело в том, что об этой структуре тогда мало кто и мало что знал. Кроме, конечно, посвященных, то есть тех, кто либо в процессе, либо около него. Нынче не то. Нет, менее интересно не стало. Просто за вышупомянутой абревиатурой из семи букв и информацией о ее житье-бытье  внимательно следят последние полгода всяческие экономические аналитики, журналисты и, конечно, газовики. У НОВАТЭКа пошла какая-то, если не черная, то черно-белая чересполосица. И ее с удовольствием отслеживают все интересующиеся.

Компания то с помпой запускает в Пуровском районе завод по переработке  газоконденсата, то продает пакеты дочек (спотыкаясь о мощное противодействие в частности по 66% "Геойлбента"), то заключает с "Роснефтью" договор о дружбе, то продает другой лакомый кусочек бывшей своей дочки "Газпромбанку", то отвечает на вопросы прокуратуры, которая то ли делала выемки документов в офисах, то ли нет - одним словом, НОВАТЭК живет такой насыщенной жизнью, что любая другая серьезная бизнес-структура ему вряд ли бы стала завидовать.

В чем причина такой суперпопулярности и повышенной насыщенности информповодами? Однозначно ответить не беремся. Но все прочие новости посыпались как из рога изобилия сразу после объявления НОВАТЭКом своего горячего желания  разместить до 30% акций на западных рынках. При этом и ежу стало понятно, а не только Total, что никакой сделки по покупке французами 25%+1 акций НОВАТЭКа в таком случае не случится. Что вообще-то мы утверждали еще в мае, расследуя всю интригу вокруг истории фальшпороднения Total и НОВАТЭКа .

И почему же в таком случае вполне порядочное и совсем не удивительное для российской экономики желание пойти торговать своими акциями на западных рынках стало причиной посыпавшихся на головы руководства НОВАТЭКа проблем? Нет, в самом НОВАТЭКе, конечно, ничего не комментируя, держат марку, то есть демонстрируют спокойную уверенность в завтрашнем дне. О проблемах компании судачат все больше СМИ. Но как не судачить? При таком-то наборе почти ежедневных новостей. 

Итак, суммируем факты из уже после-Total-ной истории самого крупного российского независимого газового добытчика - НОВАТЭКа.В конце апреля, когда рынок еще ожидал каких-либо вестей из ФАС (Федеральная антимонопольная служба России) по поводу разрешения сделки между НОВАТЭКом и Total, случился первый выпад  относительно намерений продажи 66-% пакета акций подконтрольной НОВАТЭКу нефтяной компании "Гейолбент". В арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа поступило исковое заявление от YUKOS Operational Holding Limited (Кипр), которая просила понудить ОАО "НОВАТЭК" и ООО "Гейолбент" внести изменения в их уставы и признать за компанией ЮКОС преимущественное право на покупку доли в уставном капитале ООО "Геойлбент" в размере 66% акций, принадлежащих ОАО НОВАТЭК.

Затем уже в конце мая произошла утечка информации из прокуратуры ЯНАО, которая возбудилась интересом по отношению к миноритарным акционерам компании и их операциям с акциями НОВАТЭКа. Речь о вопросе по поводу законности перехода   5,61% акций компании НОВАТЭК к Внешэкономбанку. Буквально следом была обнародована информация  о том, что Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, инвестиционное подразделение Всемирного банка) приобретет 1% акций ОАО "НОВАТЭК".

Параллельно  с этими делами сам НОВАТЭК в начале июня запустил  в Пуровском районе первую очередь завода по производству газоконденсата и сжиженных углеводородных газов. Во множестве торжественных речей глава компании Леонид Михельсон проговорился о каком-то почти загадочном процессе работы над соглашением с "Газпромом". А следом за торжеством в Пуровске НОВАТЭК оповестил экономическую общественность, что почти втихушку продал принадлежавшие ему 66% долевого участия в ООО "Геойлбент" компании "ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь" (НК "ЛУКОЙЛ"), тем самым почти, казалось, вывернувшись из исковой проблемы со структурой ЮКОСа.

Середина июня была отмечена собранием акционеров компании, которое особых новостей не принесло. Разве что значительное повышение выплачиваемых дивидендов акционерам. Всего на улучшение жизни владельцев акций НОВАТЭКа по итогам работы в 2004 году компания направит 777 млн рублей. А следом появилась интригующая рынок информация о том, что продажа злополучных 66% акций "Гейолбента" заторможена в результате иска неизвестной компании Broadwood Trading & Investments. Один из судов Ставропольского края запретил НОВАТЭКу продавать этот пакет, а “Транснефти” — прокачивать нефть “Геойлбента”. На этом странном фоне НОВАТЭК, не утруждая себя объяснениями появившихся проблем, официально объявляет  о намерении провести публичное размещение обыкновенных акций, принадлежащих одному из основных акционеров компании, в форме размещения акций и выпуска глобальных депозитарных расписок (GDR) и отправляет сообщение о начале IPO на Лондонскую фондовую биржу. Что любопытно, до сего момента бывшее чрезвычайно медлительным, государство (в лице ФАС РФ) на этот раз проявило потрясающую воображение прыть и в лице ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам)и  разрешило НОВАТЭКу вывести на биржу не 20%, а 30% акций. Сам НОВАТЭК, не покладая рук, трудился параллельно с подготовкой к IPO, над распродажей пакетов акций своих дочек. Так торопился, что почти по дешевке сбыл с рук  25,1% акций “Тамбейнефтегаза”, которые приобрел "Газпромбанк-Инвест". В этой продаже пока все вроде бы хорошо, чего не скажешь о многострадальном "Гейолбенте", 66% акций которого теперь уже запрещает  продавать  Старопромысловский суд Грозного. Что любопытно. В истории с продажей "Гейолбента" есть и еще один гипотетический участник - ЕБРР. Нюанс в том, что проданные акции находятся в залоге у Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР), который в свое время дал НОВАТЭКу кредит, часть коего до сих пор не погашена. О продаже двух третей "Гейолбента"  в банке узнали из сообщений СМИ  и, как пишут центральные издания, уже после совершения сделки с "Лукойлом". Поскольку продажа залога нарушила условия кредитного договора, то ЕБРР не только заморозил кредитную линию НОВАТЭКу, но и, по некоторым данным,  готовит документы в суд, который опять же может признать сделку о продаже акций не действительной. 

Столь же удачно, как и кусочек "Тамбейнефтегаза", продал НОВАТЭК и 34 акций "Селькупнефтегаза" государственной компании "Роснефть", заключив еще и соглашение о сотрудничестве  в ЯНАО. Вообще, читатель, наверное, обратил внимание, что весь июнь НОВАТЭК как-то судорожно продавал себя мелкими партиями и более удачно в том случае, когда покупатель имел родственное отношение к государству, разве что за исключением Внешэкономбанка. Правда, никаких претензий собственно к банку ни у кого, естественно, не имеется.

Если читатель еще не запутался во всей этой акционно-продажной свистопляске около НОВАТЭКа, то, наверное, у него давно родился вопрос - а что собственно на данный момент представляет из себя эта компания? На официальном сайте компании этой информации сыскать не удалось, а весь июнь структура НОВАТЭКа так стремительно менялась, что в прежние официальные справки относительно резюме компании, естественно, надо вносить основательные правки. Кстати, о процессах, которые предшествовали рождению НОВАТЭКа, мы в свое время досточно подробно писали

И все же. Если официально, то основными направлениями бизнеса ОАО "Новатэк" являются поиск, добыча, переработка и реализация нефти, газа и газоконденсата. "Новатэк" контролирует такие компании, как "Таркосаленефтегаз", "Пурнефтегазгеология", "Геойлбент" (уже нет), "Ханчейнефтегаз", "Юрхаровнефтегаз", "Мангазея". Все перечисленные предприятия расположены в Ямало-Ненецком автономном округе.В 2004 году ОАО НОВАТЭК реализовало 16,2 млрд. м3 природного газа и 3,056 млн. тонн жидких углеводородов. Выручка от торговли природным газом составила 12,644 млрд. рублей, выручка от реализации нефти и нефтепродуктов составила 10,520 млрд. рублей. Общие извлекаемые запасы месторождений по данным, предоставляемым еще недавно самой компанией , составляют 1, 9 трлн. кубометров газа, 199, 8 млн. тонн нефти и 166, 2 млн. тонн конденсата. Акционерами "Новатэка" на конец 2004 года являлись ЗАО "Левит" (46, 6%), кипрский оффшорный фонд SWGI Growth Fund (40, 6%), Фонд развития Ямала (5, 6%), "КОПИТЭК" (3, 7%).

И еще одна любопытная деталь. До сего времени бизнес НОВАТЭКа практически все наблюдатели связывали с вице-губернатором Ямала Иосифом Левинзоном. Те же информированные "Ведомости" неоднократно прямо писали, что один из российских миллионеров по версии журнала "Форбс", Иосиф Липатьевич Левинзон является совладельцем НОВАТЭКа. Правда, официально нигде эта фамилия в прямой связи с акционерной собственностью компании не фигурировала. Но штука в том, что перед выходом на западные рынки для торговли акциями НОВАТЭК будет обязан стать прозрачней слезы младенца. А это значит, что фамилия широко известная на Ямале либо должна быть обозначена официально в списках совладельцев (но в таком случае ей крайне неудобно будет оставаться в прежнем кресле, причем, не только и не столько для ее владельца, сколько для всей властной команды региона), либо перестать там находиться. По нашей информации избран все же первый путь. И вслед за 4 июля - дата выхода Левинзона из отпуска, будет объявлено, что Иосиф Липатьевич все же перестанет трудиться вице-губернатором. А его место займет проверенный годами дружбы с губернатором, тяжелыми переговорными процессами во время решения вопросов по разделению полномочий в тюменской матрешке (причем, крайне положительно себя проявивший в то время) и ставший  осенью 2004 года первым замом Неелова, Фуат Сайфитдинов.  Насколько оправдается наш прогноз, покажет уже совсем ближайшее время. А что касается НОВАТЭКа, то, если суммировать все уже известные факты из весенне-летнего сезона жизни компании, то придется сначала оговориться, что какие-либо прогнозы относительно будущего этого независимого от "Газпрома" газопроизводителя сегодня делать можно лишь с гарантией - 50 на 50. Но все же попытаемся. Хотя и неблагодарное это дело. Так вот - интуиция подсказывает, что наполовину неблагоприятный информационный фон (а центральные СМИ почти ровно поделились на тех, что предрекают компании большие проблемы и тех, что полагают - все вопросы НОВАТЭК успешно разрешит в предверии выхода на западные рынки акций) не является случайным интересом вездесущих журналистов. Ситуация вокруг НОВАТЭКа накаляется. И уже бьет рикошетом по близким к нему людям и структурам. При этом цена вопроса (читай, компании) не снижается, а совсем наоборот - растет. Так что интрига в самом разгаре. Остается следить за событиями...   

 



Татьяна Минаева