Аналитика


Коварное слово "одномандатник" уйдет в прошлое?
Общество | Портреты | Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | телевидение | Россия | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Уральский ФО | В мире

Не успел глава российского ЦИКа Александр Вешняков сказать о том, что надо бы перейти  от смешанной – мажоритарно – пропорциональной системы выборов /это когда  Госдума выбирается по партийным спискам и одномандатным округам как сегодня/  к чисто пропорциональной, то есть никаких одномандатников, как  в СМИ запаниковали: "В этом году  такая поправка  в  закон о выборах депутатов Государственной Думы будет рассмотрена! Одномандтникам осталось совсем немного"... и т.д. Активно хоронить смешанную систему выборов начали во – первых, потому что об этом  сказал, пусть даже в качестве  предположения, самый сведущий в выборных делах – глава ЦИКа, во – вторых, потому, что эта тема обсуждалась  на самом высоком уровне – Президент Путин беседовал об этом с Вешняковым. И хотя, глава государства активно не призывал к переходу на новую систему  выборов, он  и не возражал против этого. Что дало повод журналистам и политологам  оповестить общественность: готовьтесь  выбирать по – новому. И даже сроки назвали - предложения по поправкам в действующее законодательство могут быть представлены на слушания в парламент и рассмотрение Президента еще до конца 2004 года,  а приняты  уже в следующем. Попытаемся понять, что сулят столь революционные преобразования в системе выборов, кому от этого будет хорошо, а кому не очень.

Для начала  немного истории.

Мажоритарно-пропорциональная избирательная система, по которой мы выбираем Госдуму сейчас,  в своих основных чертах возникла еще накануне выборов 1993 года. Закон о выборах готовился специальной комиссией во главе с депутатом советского парламента /Съезда народных депутатов России, избранного весной 1990 года/ Виктором Шейнисом. Проект закона, основным автором которого был В.Шейнис, уже предусматривал смешанную систему. По проекту Шейниса, для мажоритарной половины Думы предусматривалось два тура голосования. Чтобы стать депутатом уже в первом туре, необходимо было набрать 50% голосов избирателей плюс 1 голос. В проекте Шейниса была и позиция "против всех" /при выборах как по пропорциональной системе, так и по мажоритарной/. Как известно, выборы 12 декабря 1993 г. проводились фактически в условиях государственного переворота, совершенного 21 сентября 1993 г. президентом Б.Н.Ельциным. Указом президента было утверждено положение о выборах, которое в целом воспроизводило параметры проекта Шейниса, но с существенными изменениями. Во-первых, мажоритарная половина Думы выбиралась в 1 тур. Во-вторых, количество голосов, поданных против всех, не учитывалось при определении победивших кандидатов и избирательных объединений, хотя сама позиция "против всех" в избирательных бюллетенях сохранилась /видимо, по недосмотру, из-за спешки/. Что касается выборов в Совет Федерации, которые были проведены тогда же, то для них была введена оригинальная двумандатная система: в основе ее лежала однотуровая мажоритарная система относительного большинства, но избранным считался не один кандидат, а двое первых по числу полученных голосов. Для этого каждый субъект федерации на этих выборах был признан одним двумандатным округом.

Введенная указом Ельцина новая избирательная система /легитимизированная первой Думой в 1995 г. и слегка реформированная второй Думой в 1997-99 гг./ подверглась критическим нападкам сразу же после опубликования. Критике подвергаются как базовые принципы /то есть смешанная пропорционально-мажоритарная система/, так и все остальное: и существование единого "общенационального округа" на выборах по пропорциональной системе, и раздел на территориальные округа в мажоритарной половине, и сбор подписей, и многое другое. Введение смешанной пропорционально-мажоритарной системы в 1993 году было, скорее всего, оправданно. То, что половина депутатов Государственной Думы была избрана по федеральным спискам избирательных объединений, резко повысило статус партий в политической системе и привело к возникновению относительно крупных и относительно стабильных парламентских партий. Как показал опыт, все четыре основные политические направления, существующие в современной России /либералы-западники, коммунисты, национал-патриоты и номенклатурный центр/, в той или иной степени получили своих представителей в парламенте по партийным спискам /соответственно-: "Яблоко" Григория Явлинского, Коммунистическая партия Российской Федерации Геннадия Зюганова, Либерально-демократическая партия России Владимира Жириновского, движение "Наш дом - Россия" Виктора Черномырдина/. Депутаты, избранные по спискам, образуют ядро фракций и способствуют тому, что парламент структурируется по политическим /а не по земляческим, профессиональным, половым и т.п./ принципам. Однако уже в 1994 году стали раздаваться голоса о необходимости отмены пропорциональной системы вообще и избрания всех депутатов только по мажоритарным округам. Как сторонники отмены пропорциональной системы проявили себя многие независимые депутаты, сами избранные по мажоритарным округам. В первой Думе депутаты-противники партсписков состояли в основном в группе "Новая региональная политика" /НРП/, во второй Думе - в группе "Российские регионы" /РР/. И НРП, и РР - это группы депутатов-мажоритариев в основном из провинции, в основном - избранные при поддержке губернаторов и региональных президентов. Региональные губернаторы и президенты, как правило, сами являются сторонниками чисто мажоритарной системы, которая лучше позволяет им проводить в федеральный парламент своих ставленников. Кроме того, на позиции если не отмены, то сокращения роли пропорциональной системы стал президент. В 1995 году он предпринял первую попытку реформировать избирательную систему, предложив в новую Думу избирать только 1/3 депутатов по партспискам, а 2/3 - по мажоритарной системе в 1 тур. Эти предложения были отвергнуты первой Думой.

И вот сегодня действующий президент задал  выборной системе  другое направление. Цель одна, как неоднократно  подчеркивал Путин,  – усилить  статус партий в нашей  стране. Как успели подметить политологи, пока речь идет об усилении одной партии – "Единой России", которую для  формальности /а по закону  в думе должны будут присутствовать минимум – 4 партии/ станут сопровождать на выборах другие политические объединения. Если вспомнить, что следующие выборы в Госдуму будут проходить и так в новых условиях – проходной барьер с 5 процентов вырастет до 7,  а на нынешних  выборах   больше 7 процентов набрали 3 партии  "Единая Россия", КПРФ,  ЛДПР, и один  блок "Родина", то переход от  смешанной системы выборов  к пропорциональной вполне логичен. Ведь гораздо  проще курировать  думу, в которой всего 4 партии, а не несколько сотен разномастных одномандатников.

"Я считаю, что институтов гражданского  общества  без сильного участия партий в выборах мы построить не можем, - говорит  руководитель  политсовета свердловского отделения партии "Единой России" Алексей Воробьев, - Я это нововведение поддерживаю, потому что у нас в областной думе с 96 года избираем только  по пропорциональной  системе. Я хочу сказать, что исполнительной власти от этого труднее, а для общества это лучше".

Чем выборы исключительно по партийным спискам хороши для избирателя, сказать сложно. Ведь для нашего  избирателя партия  - это пока нечто абстрактное.  Голосуя за партии, чаще всего избиратели ориентируются на 1, в лучшем случае -   2-3 знаковые фамилии во главе списка, все остальные депутаты - "темные лошадки", фактически избранные лидерами партий. По мнению председателя свердловского облизбирокма Владимира Мостовщикова, наша страна пока не готова  к таким выборам. Партийное  строительство – еще  на начальной стадии. "Практика выборов говорит о том, что существующая  система партийных  списков не позволяет  адекватно отражать интересы избирателей и представлять избирателей  теми людьми, за кого они голосовали, - говорит Мостовщиков, -  Ведь большинство наших граждан,  голосуя за партийные списки, зачастую не знают  за кого они голосуют. То же самое и у нас в областной  думе – но у нас проще и легче узнать, потому что число кандидатов всего 16,  с ними нетрудно ознакомиться. Но даже в этих условиях граждане не знают,  кого избрали. А что  говорить о Государственной Думе, где в списке каждой партии по 270 кандидатов, а участвуют в выборах порядка 30 партии. Как огромное количество кандидатов можно изучить?. Все это не обеспечивает тесную связь избирателя с избранными  кандидатами. Нет обратной связи.  Исходя из этого,  многие,  и я  в том числе, склоняются, что существующую систему лучше сохранить. А вот партийные списки надо сделать более открытыми.  И с этой точки зрения,  большинство моих коллег поддержало мнение Вешнякова, что надо сделать открытые списки. Есть предложение, чтобы в бюллютне было не только наименование партии, но и перечень  кандидатов по каждому региону, и тогда избиратели голосовали бы  не только  за партию, но и тех кандидатов, которые ее представляют. Для этого необходимо вносить изменения в федеральный  закон. Никаких препятствий  с точки зрения права нет .Тут необходима политическая воля – желание самих депутатов".

Возвращаясь к вопросу о том,  нужно ли отменять в нашей стране одномандатные окурга, вспомним о самих одномандатниках. Зачастую это относительно независимые депутаты, каждый из которых, конечно, в меру своих способностей и желаний, отстаивает интересы округа. Грубо говоря, это "свой" человек  в думе, к которому земляки могут приехать и поплакаться  в жилетку, жалуясь на те или иные  проблемы. И лишать избирателя такого депутата, при  условии, что народных избранников, выдвинутых той или иной партий, он не знает, как считают  сами депутаты было бы нелогично.

"Россия - это очень разная страна,- говорит депутат Госудмы Антон Баков, баллотировавшийся по Серовскому одномандатному округу, -  Свердловская область и Кабардино -Балкария к примеру, это два разных региона. И, если отказаться от одномандатных округов, это приведет к тому, что территории  не станут больше походить друг на друга, а просто станут менее представлены в законодательном собрании  нашей великой единой России".

Впрочем, дискутируя на эту тему – какой быть выборной системе россии – смешанной или пропорциональной -  политологи надеются на то, что  в итоге в будет принят  копромиссный вариант. Это когда Совет Федерации будет формироваться на принципах избрания от территорий.

Можно обратиться к западному опыту. Там  популярны либо смешанная система  выборов, либо мажоритарная. К примеру, в США, Франции, Италии  выбирают по мажоритарной системе. А  в Германии, где действует пропорциональная  система, каждый  кандидат от списка закреплен за определенным округом. Голоса в округах суммируются и дают тот процент, в соответствии с которым мандаты распределяются между партийными списками. При этом очередность кандидата внутри собственного партийного списка зависит не от воли руководства партии, а от того, сколько голосов лично он принес партии в своем округе. Будем ли  мы перенимать опыт иностранцев в этом вопросе, неизвестно. Все – таки скорей  всего, пойдем своим путем. Ведь,  как известно, что немцу хорошо, то русскому, может быть, и не очень. Но то, что выборная система будет меняться и следующую думу мы будем выбирать, скорее всего, по другим правилам предсказать можно почти наверняка. Потому и затеяна дискуссия в самое спокойное поствыборное время. И пока что в ее не слишком бурном течении не замечено разговора о качестве будущих народных избранников... 

 



Евгения Сергеева