Аналитика


Околокультурные заморочки Екатеринбурга или быть ли подземному паркингу на площади 1905 года
Общество | Свердловская область | В бывшем СССР | Уральский ФО

Не знаю, как вам, а мне всегда доставляло удовольствие смотреть на несколько вычурные старинные дома, перегруженные завитушками и думать о том, что когда-то через их двери входили и выходили дамы в пышных платьях и кавалеры в камзолах - наши прадедушки и прабабушки. А в блистающих некогда залах устраивались балы по всем правилам балов 19 века - с полькой, мазуркой и вальсами. В Екатеринбурге, например, на улице Ленина располагалась усадьба вольных почт, где останавливались декабристы по дороге в Сибирь. Теперь на ее месте возвышается современное здание, предназначенное под ресторан или офисы разного рода фирм и фирмочек. Несколько лет назад не стало знаменитых дома Шабардина и усадьбы военного инженера Фальковского, которую снесли за одну ночь. На ее месте красуется элитный дом в стиле модерн, которые в уральской столице плодятся пропорционально тому, как исчезают архитектурные памятники. На днях выплыла на свет еще одна история, связанная с одной из главных достопримечательностей Екатеринбурга.

* * *

Накануне уральские казаки и ряд ученых высказались против идеи строительства подземной автомобильной стоянки, или паркинга, как сейчас модно говорить, и торгово-развлекательного комплекса а-ля подземный Манеж в центре города. Со слов предводителя уральского казачества Олега Иванова, получается, что городская мэрия в феврале письменно уведомила Екатеринбургскую епархию о готовящемся строительстве.

Протест казаков и ученых вызван тем, что под центральной площадью города - площадью 1905 года - находится фундамент взорванного в 30-м году прошлого века Богоявленского Кафедрального собора, а также древние захоронения. Огульное строительство парковки и торгового комплекса может нанести непоправимый урон историческим реликвиям, утверждают они.

Справка Накануне.RU: Богоявленский Кафедральный собор был заложен 17 июля 1771 года. У историков есть основания полагать, что проектировавший его архитектор был учеником создателя Петербургского Петропавловского собора Трезини. Богоявленский собор был одним из трех самых почитаемых в Екатеринбурге. Храм представлял собой массивное сооружение из красного кирпича. В апреле 1930 года Свердлоблсовет принял постановление о закрытии собора, одновременно последовало распоряжение о взрыве здания. Часть кирпича, несмотря на его низкое качество, после взрывных работ пошла на новостройки, часть - была использована для укладки дорог и улиц.

По мнению представителей казачества, дабы избежать любых посягательств на участок земли, где некогда возвышался собор, его нужно вернуть в собственность церкви. "Храм был снесен незаконно, - считает представляющая интересы казаков юрист Валентина Боброва, - на основании "просьбы трудящихся". Такой нормы в законе того времени не было. Поэтому Епархия вправе требовать изъятия этого участка из чужого владения".

Как утверждает Валентина Боброва, православные намерены восстановить храм по сохранившимся чертежам. С ее слов, Епархия якобы откажется от требований возмещения материального вреда в обмен на помощь со стороны мэрии по подготовке документов, необходимых для восстановления храма. Отметим, что отец Владимир Зайцев в разговоре с корреспондентом Накануне.RU заявил, что в первый раз об этом слышит.

"Действительно, Епархия может потребовать возвращения участка земли в свою собственность, если считает, что он был изъят у нее незаконно, - подтвердил начальник юридического отдела филиала Агентства по управлению использования памятников истории и культуры по УрФО Дмитрий Макаров. - Однако взамен она должна будет предоставить городской администрации равноценный земельный участок".

Тем, кто живет в Екатеринбурге, не надо объяснять, что значит участок, равноценный даже части площади 1905 года. Поэтому заявление казаков несколько попахивает демагогией. Позиция ученых, на наш взгляд, более здравая. Необходимо провести археологические раскопки, говорят они. До тех пор, пока они не будут проведены, ни о каком строительстве даже речи быть не должно.

Как рассказал Накануне.RU профессор Архитектурной академии Всеволод Слукин, исследования, которые проводились в 1995 году, выявили, что фундамент храма находится в хорошем состоянии. Исследования проводились методом сейсмометрии. Специалистам даже удалось разглядеть входы в храм. Однако захоронения найдены не были. Как считает Слукин, по причине того, что весь фундамент в результате взрыва завалило кирпичом. По его убеждению, могилы должны были сохраниться, так как все указывает на то, что взрывали храм в большой спешке. По крайней мере, могилы трех священников, которые были похоронены в ограде, вплотную прилегающей к храму. Захоронения епископов Мелхисидека, Иринея и Поликарпа, которые жили в 19 веке, зафиксированы документально. Однако исследователи не исключают, что в ограде храма могли быть похоронены и другие служители церкви.

"Вопрос поднимается совершенно правильно, так как парковка под площадью 1905 года - это нонсенс, безобразие. Москвичи уже пожалели о строительстве подземного Манежа, - говорит Всеволод Слукин, - Если и строить парковку, то там, где нет археологических и культурных артефактов. Собор - очень важный артефакт, от него нельзя так просто отмахнуться".

С его слов, все результаты исследований 10 лет назад были переданы в городскую администрацию, и все 10 лет они спокойно пролежали в кабинетах чиновников.

* * *

В мэрии Накануне.RU подтвердили, что, мол, действительно, результаты исследований хранятся в администрации. Ну, и что из того? Лежат себе и лежат - никому не мешают. А что касается строительства подземных парковки и торгового центра, так идея эта уже несколько лет витает в воздухе, но до сих пор не обрела материального воплощения.

"Не надо протестовать против не оформившейся идеи, - заявил Накануне.RU пресс-секретарь мэрии Константин Пудов, - Несколько лет назад эта идея родилась в строительных кругах, но так и повисла в воздухе. Администрация восприняла ее как возможную и перспективную, однако желающих взяться за этот проект пока не нашлось". Получается, что протестовать надо только тогда, когда на площадь загонят бульдозеры?

Константин Пудов утверждает, что никакого уведомления о начале работ мэрия в Епархию не направляла. Между тем, по нашим данным, фирма, которая будет осуществлять строительство, уже давно определена. Это СМУ-3, известное своей лояльностью к городским властям. За каждым таким проявлением лояльности, утверждают осведомленные люди, следует лакомый землеотвод под строительство в центре города. Однако инвестор, который согласился бы вложить деньги в строительство парковки, действительно, до сих пор не найден, так как областное Минкультуры поставило мэрии довольно жесткое условие.

"Сейчас этот вопрос активно муссируется по инициативе РПЦ. Проблема же гораздо серьезнее, - рассказал Накануне.RU главный специалист министерства культуры Свердловской области Юрий Курашов, - Площадь 1905 года - объект культурного наследия областного значения. В этой зоне установлен особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды. Если говорить о строительстве парковки, прежде необходимо провести научно-исследовательские работы, изучив отечественный и зарубежный опыт использования
центральных площадей исторических городов".

По словам Юрия Курашова, вскрывать нужно всю площадь, а не те 800 метров, которые предположительно займет парковка. Это условие Минкультуры выдвинуло мэрии в качестве обязательного, только при соблюдении этого условия возможно начать проектирование.

Понятно, что инвестора, который решится взять на себя такие обязательства, тем более, что наверняка не известно, в какую сумму в конечном итоге обойдется строительство, найти не так-то просто. По словам Юрия Курашова, за исключением ряда участков, где проходит кабель, площадь ни разу не копали. Специалисты полагают, что под верхним слоем брусчатки находится еще один, а то и несколько слоев. "Инвестор должен понимать, что ему придется полностью оплатить работу археологов - от и до", - говорит представитель Минкультуры.

В то же время, Юрий Курашов считает, что говорить о восстановлении храма на том же самом месте не приходится. Во-первых, потому что он осложнит движение не только транспорта, но и пешеходов, а во-вторых, по соседству с городской мэрией и памятником Ленину будет несколько не к месту.

Но вернемся к денежному вопросу. По убеждению профессора Слукина, если мэрия даст отмашку, деньги на исследования найдутся: построили же силами инвесторов Храм-на-Крови. С его слов выходит, что, как ни крути, все упирается в элементарное желание отдельных ее представителей. Вероятность того, что под брусчаткой сокрыто нечто ценное, как с археологической, так и исторической точки зрения, довольно высокая. В этом случае мэрская идея строительства парковки может оказаться заживо похороненной, следовательно, можно будет попрощаться и с мечтой о весьма доходном бизнесе.

Впрочем, есть у мэрии один аргумент, с которым трудно не согласиться: начало исследовательских работ сопряжено с остановкой движения транспорта. Через площадь проходят многие трамвайные и автобусные маршруты, а основная часть фундамента храма и захоронения расположены как раз в том месте, где передвигается транспорт. Однако, думается, эта проблема носит чисто технический характер: на время перенаправить потоки городской администрации вполне по силам.

Пресс-секретарь мэрии высказал опасения по поводу того, что подобная инициатива может не понравиться горожанам. Он даже заявил о необходимости референдума или соцопроса по этому поводу. Правда, не уточнил, кто его должен организовать. И потом. Честно говоря, я что-то не припомню, когда это у нас мнение горожан учитывалось?

* * *

Странная все-таки история была с усадьбой Фальковского и домом Шабардина. В ночь с 1 на 2 апреля 2000 года неизвестные лица полностью снесли усадьбу, не пострадал лишь последний объект архитектуры - погреб-ледник. Практически то же самое случилось и с домом Шабардина на улице Хохрякова. Свердловская прокуратура возбудила два уголовных дела по фактам незаконного сноса памятников архитектуры. Однако в случае с усадьбой все закончилось мировым соглашением, по которому арендаторы, которые были обязаны поддерживать памятник в надлежащем состоянии, должны были заплатить в городскую казну n-ую сумму денег.

Любопытно еще и то, что в качестве арендаторов выступили две фирмы: "Уралтурбо" и знаменитый на весь Екатеринбург "Атомстройкомплекс". В ходе судебного разбирательства оказалось, что договоры аренды были не действительны.

Или совсем свежий пример. Тоже небезызвестная екатеринбуржцам фирма "Металлайн" прежде чем затеять строительство на так называемой "круглой" площади, снесла два памятника архитектуры. Вы думаете, кто-то из ее руководителей понес наказание за свои проделки? Не тут-то было.

Подобных фактов можно еще привести не один и не два. Как рассказала Накануне.RU руководитель общественной организации по охране памятников Нина Кузьмина, у нее существует целый список памятников истории и культуры, которые были незаконно снесены или переданы в аренду.

Была и другая история, наглядно демонстрирующая отношение городских властей к историческим реликвиям. Три года назад в ходе проведения дорожных работ на улице Карла Либкнехта были обнаружены древние захоронения, датируемые специалистами серединой 18 века. Археологи предполагают, что на этом месте некогда располагалось городское православное кладбище. Археологам даже удалось обследовать около десятка могил. Однако дальнейшее изучение стало невозможным из-за того, что этому воспротивились городские власти. По их мнению, раскопки мешали строительству дороги. В результате место захоронений было заасфальтировано.

Согласно федеральному законодательству, администрация города обязана была произвести полное исследование. Но не произвела. Причем, если бы научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области, который за свой счет осуществлял раскопки, подал бы на мэрию в суд, вероятность того, что суд признал бы правоту археологов, была ничтожная, так как дорожники, по закону, не обязаны согласовывать работы с тем же Минкультуры. Тогда горожан, между прочим, никто не спрашивал.

Наверняка, найдутся те, кто скажут, что, мол, это беда не одного только Екатеринбурга. Однако в Тюмени, например, несколько иное отношение к памятникам. Более рачительное, что ли. Юрист Дмитрий Макаров склонен объяснять это тем, что в Екатеринбурге в силу его величины и местоположения переплетается множество интересов: муниципальных, областных, федеральных. Переплетаются, но только ли по этой причине?

Может быть, в том, что центр города будет застроен современными элитными домами и паркингами нет ничего плохого, в конце концов мы с вами живем в 21 веке. Только как-то уж очень нелепо на этом фоне выглядят затертые до дыр и приторно-слащавые речи городских чиновников об исторической роли нашего города, произносимые ими на каких-нибудь общегородских торжествах...



Марина Сирина