После чрезвычайного происшествия, случившегося на руднике "Вершино-Дарасунском" в Читинской области, где в результате пожара в шахте погибли 25 горняков, Минприроды объявило о внеплановых проверках состояния добывающих угольных и рудных шахт. В первую очередь проверки коснутся самых старых рудников. Проблема в том, заявляют эксперты, что их владельцы часто экономят на жизнях людей. О том, какая ситуация сегодня в горной отрасли, и почему Минприроды остановило "Сахалин-2", в интервью Накануне.RU рассказал заместитель главы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ (Росприроднадзора) Олег Митволь.
Вопрос: Минприроды объявило о начале внеплановых проверок добывающих шахт после ЧП в Читинской области. Олег Львович, расскажите, коснутся ли проверки всех без исключения добывающих шахт в стране и много ли из них, по экспертным оценкам, аварийных?
Олег Митволь: Мы определили ряд компаний, имеющих самые старые шахты в стране, и хотим посмотреть, насколько там выполняются правила производства работ, а также лицензионные соглашения. По результатам проверки мы расскажем, как сегодня обстоят дела в этой сфере. Зачастую, когда сотрудники Минприроды проверяют компании и выявляют нарушения, в том числе экологического характера, принимают решение об остановке работы тех или иных рудников, вмешиваются руководители субъектов федерации. Говорят о том, что это единственные рабочие места в районе, социальная значимость и, как следствие, мы имеем то, что произошло в Читинской области. Там шахту вовремя не закрыли, и в результате нарушений правил производства работ произошел пожар. Выводы специальной комиссии подтвердили наше первоначальное предположение.
Вопрос: Эта золоторудная шахта "Центральная" в Читинской области – одна из самых старых в России?
Олег Митволь: Да, эта читинская шахта - одна из самых старых шахт в стране. В свое время она сдавалась американцам в концессию. Очень старая шахта и, соответственно, там старые технологии используются, проблемы есть в том числе и с современными системами пожаротушения. Компания, владеющая этим рудником, решила продолжать добывать золото, но при этом не вкладываясь в технику безопасности.
Предприятие это градообразующее, поэтому и возникает конфликт между тем, что людям нужны рабочие места и тем, что нужно соблюдать технику безопасности. По-хорошему компания могла, не экономя на жизнях людей, если там есть серьезные запасы золота, рядом создать новую шахту - были бы новые рабочие места. Просто компании жалко денег.
Вопрос: Ранее сообщалось, что Росприроднадзор начинает проверку всех предприятий английской компании "Хайленд Голд Майнинг" (Highland Gold Mining), которая проводит разработку данного месторождения в Читинской области. В частности, речь идет о проверке рудников месторождений “Майское” на Чукотке и “Многовершинное” в Хабаровском крае?
Олег Митволь: Да, и, кстати, я общался с сотрудниками британского посольства, мне там сказали, что эта компания не английская, а просто оффшорная, где часть акционеров российские граждане. То есть, видимо, эта привычка к оффшорному бизнесу, она и в производстве себя вот так вот проявляет.
Вопрос: Аварийные шахты, подобные читинской, по итогам проверок будут принудительно закрыты?
Олег Митволь: Вопросами техники безопасности, техническим контролем занимается Федеральная служба по надзору в сфере экологического, технологического и атомного надзора (Ростехнадзор). Проверки будут проводиться совместно Росприроднадзором и Ростехнадзором.
Мы свое мнение высказали: человеческие жизни не стоят тех прибылей оффшорных компаний.
Вопрос: А какие конкретно компании подвергнутся проверкам, среди них есть уральские?
Олег Митволь: У меня нет под рукой этих данных, посмотрите на сайте Минприроды, там список компаний, которые мы сейчас проверяем, есть. К сожалению, в целом в стране есть очень много компаний, которые пользуются тем оборудованием, теми технологиями, которые были установлены еще в советские годы. Получив эти предприятия за бесценок, сегодня компании не хотят вкладывать ни копейки в современную новую технику, охрану труда и т.п. Конечно, с такими компаниями необходимо разбираться.
Вопрос: То есть, не исключено, что после проверки отдельных шахт и компаний, ими владеющих, ревизии подвергнутся и все остальные?
Олег Митволь: Я думаю, да. У "Хайленд Голд Майнинг", которая проводит разработку печально известного месторождения в Читинской области, есть еще золоторудное месторождение “Майское” на Чукотке. Там годами не выполняются лицензионные соглашения, cсоответственно, государство недополучает огромные доходы в виде налогов. Некоторые компании ведут себя, знаете, как собаки на сене: получив каким-то образом лицензии, не выполняют их условия, а государство рассчитывает на определенный объем добычи к определенному году, а это налоги, зарплата рабочим и т.д.
В пример могу привести Ковыктинское месторождение. Там по плану в этом году должны были добыть около 3 млн тонн нефти, а добыча идет на уровне 700-800 тыс тонн. Однако, если компания подписала лицензионное соглашение, она обязана выполнять его условия. Основной акционер Ковыктинского месторождения – ТНК-ВР. Прокуратура Иркутска этим вопросом как раз занимается.
Добавлю, что в плане проверок на 2007 год значится достаточно большое число угольных шахт. Наверное, это и можно назвать инвентаризацией. Проверки будут проводиться совместно Росприроднадзором и Ростехнадзором.
Вопрос: А проблема заброшенных шахт тоже оказалась в центре внимания Минприроды? Я знаю, например, что в Свердловской области есть рудники, законсервированные с нарушениями, так как их владельцы обанкротились, а это и экологическая угроза, и реальная опасность для людей, были случаи провалов...
Олег Митволь: В прошлом году в Москве задержали группу граждан, которые передавали чиновникам $250 тыс на то, чтобы продлить лицензию на работу шахты в Кузбассе. В подробности не буду вдаваться, но хочу отметить, представляете, в таких шахтах, которые нелегально работают, какие условия по технике безопасности, сколько денег в охрану труда вкладывается и т.д.?
Вопрос: Олег Львович, прокомментируйте причину приостановки работ по проекту "Сахалин-2".
Олег Митволь: Начиная с 1995 года международные и российские экологические организации пытаются противостоять этому проекту и его отдельным частям, потому что его последствия – это очень серьезные экологические нарушения. На днях я был на пресс-конференции, на которую приходили руководители Фонда "Гринпис" и Фонда дикой природы, международной организации защиты животных "Альфа" и российские экологические организации, которые рассказывали о том, как они судятся уже несколько лет ради того, чтобы отменили государственную экологическую экспертизу на этот проект. В июне этого года Минприроды стало получать информацию о том, что страшные предсказания экологов начинают сбываться: уничтожены десятки гектар леса, водные переходы, как следствие, уничтожена нерестовая рыба. Мы, получив эти акты, оправили запрос в Российскую академию наук, которая дала заключение о том, почему это происходит. Основные вопросы к проекту и, соответственно, к экологической экспертизе, всего более 60 замечаний и 30 из них не были выполнены. Кроме того, в 2005 году произошли изменения в проекте, которые не прошли экологическую экспертизу, а работа все-таки продолжалась.
Компания [оператор проекта Sakhalin Energy, среди ее акционеров нет ни одной российской компании – доли распределены между англо-голландской компанией Royal Dutch/Shell, которой принадлежит 55%, а также японские гиганты Мицуи с 25% и Митсубиши с 20%, - прим.ред ] серьезно рассчитывала на административный ресурс в России и, видимо, при этом не исполняла требования российского экологического законодательства.
Вследствие всего этого нами были приняты меры, и прокуратура вынесла протест, это как раз то, чего добивались международные и российские экологические организации. Де-факто работы там приостановлены, а далее нам надо понять, как будут пройдены опасные селевые участки и водные переходы. Я считаю, без этого начинать работу не целесообразно.
Наша справка:
Как следует из доклада главы МЧС РФ Сергея Шойгу, который возглавил Правительственную комиссию по расследованию причин аварии и оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших горняков, в 12:20 во время проведения сварочных работ произошло возгорание и до 13:35, люди, занимающиеся сваркой, поднимались и опускались в клети. Около часа и пятнадцати минут они пытались самостоятельно потушить пожар, при этом не докладывали о нем никому. Кроме того, без согласования с главным инженером они включали и выключали вентиляцию, пытаясь проветрить помещение. Подача свежего воздуха на место пожара происходила со скоростью 50 куб м в секунду, что только привело к активному распространению пламени. "На протяжении пяти часов вместо того, чтобы включить реверс, что позволило бы удалить дым, все действия были направлены в обратную сторону", - подчеркнул Сергей Шойгу.
Он также сообщил, что накануне пожара 6 сентября инспектором Ростехнадзора в ходе проверки ООО "Дарасунский рудник" было выявлено, что к техническом руководству на объектах допущены сотрудники, не имеющие соответствующего профессионального образования; не на все производственные процессы разработаны, согласованы и утверждены технологические регламенты; не разработаны и не имеют экспертизы промышленной безопасности проекты противопожарной защиты действующих шахт "Центральная", "Юго-Западная", "Теремки". Глава МЧС также обратил внимание, что многочисленные нарушения на производственных объектах ООО "Дарасунский рудник" были выявлены Ростехнадзором в ходе комплексной проверки в апреле текущего года.
Все материалы расследования переданы в Правительство РФ и прокуратуру для принятия соответствующих решений, в том числе и привлечения к уголовной ответственности виновных. В заключении министр отметил, что "пока не будут устранены все выявленные нарушения, работы в шахтах Вершино-Дарасунского рудника возобновлены не будут".