Аналитика


Непочетное второе
Политика | Свердловская область | Челябинская область | В России

Нельзя засовывать пальцы в розетку, не следует переходить дорогу на красный свет, не стоит ходить одному по ночам – одни из непреложных истин. Нет, гулять по темным улицам, конечно, можно. Одна моя подруга когда-то очень любила ночные прогулки – до тех пор, пока ее не шандарахнули по голове тяжелым предметом, попутно отобрав дорогой сотовый телефон и сумочку с половиной зарплаты. Как можно догадаться, теперь она по ночам не гуляет, и, наоборот, старается возвратиться домой засветло, поминутно оглядываясь в безлюдном дворе даже тогда, когда еще светит солнце. Ее паранойя иногда доходит до абсурда – паранойя у девушки, которая раньше ничего не боялась!

Другого моего приятеля ограбили в его собственный день рождения, причем дважды. Вначале группа подростков отобрала портфель, потом, спустя пару часов, три бугая вырвали из рук старенькую "Nokia". И честно говоря, в обоих случаях я порадовалась за своих друзей – это счастье, что они остались живыми и почти здоровыми. Хотя, казалось бы, чему тут радоваться?

Свердловская область впереди России всей по количеству совершенных преступлений. Опережает Средний Урал только Москва. Силовики очень любят приводить слова Глеба Жеглова, что уровень безопасности определяется не количеством врагов, а способностью власти с ними бороться. В Свердловской области это получается, мягко говоря, не очень успешно, откровенно говоря – совсем не получается. Только в прошлом году уровень преступности в области вырос на 27%.
Лучше поздно, чем никогда

Накануне в Екатеринбурге прошло первое координационное совещание руководителей правоохранительных органов "Профилактика преступности: опыт, проблемы, перспективы". Повод тот же – печальная "серебряная медаль" Среднего Урала по уровню преступности. На совещании собрались руководители всех региональных силовых структур (кроме ФСБ), спикер свердловской думы, председатель областного правительства, мэр Нижнего Тагила, гендиректор "Уралвагонзавода" (хотя он, казалось бы, тут при чем). Мероприятие не обошлось и без уполномоченной по правам человека.

С широко закрытыми глазами

Фото:
Фото: Накануне.ru
Совещание начал прокурор Свердловской области Павел Кукушкин, который сообщил, что большая часть от всех совершенных в области преступлений приходится на Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский.

"В этом году в Свердловской области совершено около 90 тыс. преступлений, в прошлом году – 154 тыс. 723 преступления. Увеличилась уличная преступность. Более половины преступлений совершается людьми до 30-и лет", - озвучил неприятные цифры прокурор.

Начальник ГУВД Свердловской области Владимир

Фото:
Фото: mvd-urfo.ru
Воротников в противовес оптимистично отметил, что не все так плохо. Пусть Средний Урал и на втором месте по количеству совершаемых преступлений, но он же на втором месте по их раскрываемости. На 29% уменьшилось количество противоправных действий в сфере незаконного оборота наркотиков, да и рост преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения, стал не таким быстрым. И еще одна цифра: аварийность на дорогах области снизилась на целых 2%. Правда, какое отношение она имеет к преступности, Воротников не пояснил. 

Более внятно прозвучал доклад начальника ГУФСИН Свердловской области Николая Ткачева. Он сообщил, что на Среднем Урале 47 тыс. человек находятся в местах не столь отдаленных.

К концу года количество зэков возрастет до 50 тыс. Преступников настолько много, что в СИЗО не хватает места – они переполнены на 74%. При этом, каждый второй осужденный уже имеет, как минимум, одну судимость. Принцип "украл – выпил – в тюрьму" весьма актуален.

Преступность растет, как снежный ком, катящийся вниз по горе: каждый год подрастают новые преступники, и каждый год на свободу выходят новые, половина из которых совершают рецидив. Общее количество осужденных возрастает. На следующий год повторно совершенных преступлений становится больше, к ним добавляются свежие. Ни конца, ни края.   

Профилактическая надежда

Всем известно, что милиционеры в России получают мало,

Фото:
Фото: Накануне.ru
работа у них сволочная, поэтому и с кадрами в ГУВД не густо. Мэр Нижнего Тагила Николай Диденко заметил, что милиционеров на улице видно почему-то только тогда, когда проходит большой праздник или приезжает кто-нибудь из VIP-гостей. Также и в Екатеринбурге, не говоря уже маленьких городах. При этом, численность милиционеров, по крайней мере в Свердловской области, постоянно увеличивается. На совещании председатель областного правительства Алексей Воробьев заявил, что в следующем году численность милиции общественной безопасности достигнет 18-и тыс. сотрудников, тогда как несколько лет назад их было около 11-и тыс.

Но ведь преступность растет явно не из-за небольшой численности сотрудников милиции. По крайней мере, на совещании об этом не было сказано ни слова, также как и, вопреки ожиданиям, о жестком недофинансировании. Значит, что признают и сами силовики, причина не в кадровом голоде и нехватке денег.

Очень много говорили о необходимости профилактики преступлений. Почти все совещание. Это работа на "завтрашний день". Именно потому, что ее не провели вчера, сегодня Средний Урал занимает печальное второе место. Несмотря на то, что профилактика ведется, преступность растет. Значит не так ведется? Или почти не ведется? 

Павел Кукушкин сообщил, что в штатном расписании школ вводится должность заместителя директора по правовым вопросам и должность школьных инспекторов и это поможет улучшить криминогенную ситуацию.

"В одной из алапаевских школ учениками в год совершалось десять преступлений, после того, как появился инспектор, не было зафиксировано ни одного преступления", - рассказал свердловский прокурор.

Начальник Госнаркоконтроля по Свердловской области Виктор Дементьев также отметил, что профилактика – один из китов предупреждения преступлений, ведь многие из них совершаются наркоманами.

Однако сам же Дементьев признался, что областная целевая программа по профилактике наркозависимости была принята только в этом году. Программа рассчитана на 2007-2009 годы, на ее финансирование будет потрачено около 100 млн руб.

Проблема наркомании существует уже, как минимум, лет десять, но комплексно взяться за ее решение властям удалось только сейчас. Впрочем, эту нишу давно и надежно заняли другие. И мы еще удивляемся, откуда взялись "Холисы" и подобные сомнительные центры?

Моя милиция меня не сбережет

Согласно Всероссийскому опросу ВЦИОМ, только 18% опрошенных в случае опасности полагаются на милицию и другие правоохранительные органы. 81% считает, что в случае чего рассчитывать может лишь на себя и своих близких.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.krsk.kp.ru

Может быть потому, что надеяться на доблестных милиционеров не приходится, вновь начали появляться народные дружины (на всю Свердловскую область их 24), которые охраняют по ночам дворы, подъезды и патрулируют улицы. Так, конечно, безопасней, но только почему мой, предположим, брат, муж или отец должны вместо того, чтобы мирно спать, ходить после работы по улицам в поисках преступников, хотя для этого есть определенные службы, которые именно за это деньги получают?

Фактически, защита от преступников становится делом потенциальных жертв. Не говоря уже о том, что такие люди

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото

должны быть особо подготовлены. К тому же, поскольку закона о добровольных народных дружинах не существует, дружинник кроме риска для собственной жизни ничего не получает, даже наоборот. Редкий работодатель согласится дать отгул за то, что работник ночью что-то где-то там охранял. С таким подходом не так много наберется желающих идти в дружины, так что о снижении уровня преступности за счет них говорить нет смысла.

Если не милиция и дружины, то кто? Алексей Воробьев, вдохновившись рассказами гендиректора "Уралвагонзавода" Николая Малых о том, как на заводе ведется профилактика преступлений (открываются детские сады, ведется работа со школьниками и т.д.), выдвинул идею, что этой работой должны заниматься предприятия. Компенсацию хотя бы части затрат, о чем намекнул Малых, Воробьев считает излишней. Опять же, роль милиции перекладывается на чужие плечи. Рассчитывать на добрую волю предприятий тоже не приходится – это дело каждой организации, финансировать за свой счет профилактику или нет.

На совещании была озвучена еще одна мысль – взаимодействие с частными охранными предприятиями. Об этом упомянули и начальник областного милицейского главка Владимир

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: mignews.com.ua
Воротников, и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. В частности, когда градоначальник говорил об увеличении краж и угонов автомобилей, он отметил, что планируется наладить взаимодействие с ЧОПами и торговыми центрами по охране правопорядка. Также Чернецкий заявил, что места массового пребывания людей будут оборудованы системами видеонаблюдения. Это все, конечно, хорошо, только преступления, большей частью, совершаются в темных переулках.

Каждое пятое преступление совершается в состоянии

Фуршет(2024)|Фото: Накануне.RU
Фото: www.rg.ru
алкогольного опьянения. Прокурор вспомнил опыт Каменска-Уральского, когда мэр города своим постановлением ограничил продажу алкоголя. Арбитражный суд признал данное постановление незаконным и отметил его. Павел Кукушкин посетовал, что на федеральном уровне не принят закон, позволяющий региональным законодателям вводить запрет на продажу спиртного.

Вернемся к цифрам. Каждое пятое преступление - это 20% от числа всех совершенных. Рост уровня преступности - 27%. Даже при вычитании остается 7%. Только даже ограничения на продажу алкоголя не снизят преступность на 20%. Если нет легального спиртного, в ход идет, как известно, паленка.

В ходе совещания были озвучены идеи законодательно ввести принудительное лечение наркоманов, выделить вопрос профилактики преступлений в пятый нацпроект, спрашивать на каждом совещании со всех областных министров, почему так процветает криминал, разработать индивидуальные программы обучения для освободившихся из колонии подростков и так далее, и тому подобное. Все предложения по отдельности - капля в море, но в комплексе могут что-то дать. Тем не менее, речи о том, чтобы снизить уровень преступности пока не идет. Стоит вопрос о том, чтобы снизить рост уровня преступности.

Прошедшее совещание стало в какой-то степени знаковым, поскольку впервые после распада СССР все силовые структуры и органы власти сделали пока маленький, но шажок, чтобы переломить ситуацию - создали рабочую группу по подготовке изменений в закон, регулирующий вопрос профилактики криминала.

Только до того, как появятся первые результаты, тысячи свердловчан погибнут от рук преступников, и изменить это, получается,  нельзя...



Александра Качалова