Аналитика


Пасхальные совпадения и традиции
Общество | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | транспорт | Россия | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Уральский ФО | В мире

В этом году православные христиане и католики будут отмечать день Пасхи сообща – 11 апреля. Что не могло не послужить поводом к знаковым дискуссиям. Кое-кто даже усматривает в совпадении дат некий “божественный знак”, указывающий на то, что  все христиане должны праздновать Пасху вместе. Кстати, в 2001 году православная и католическая Пасха совпали впервые за много лет и заинтересованная общественность еще тогда углядела в совместном праздновании некий “высший смысл”, тем более, что совпадение пришлось на начало нового тысячелетия. Так что же там с датами?

Своими корнями христианская Пасха тесно связана с иудейской, говорят историки. Даже само название праздника, по одной из версий, досталось христианам от древних евреев. Иудейская Пасха символизирует исход израильтян из Египта, где они на протяжении 430 лет, по легенде, находились в рабстве. Согласно еврейским преданиям, египетский фараон не желал отпускать евреев, пока Бог не явил ему свою силу, послав на Египет 10 казней. Десятая кара была самой страшной: Господь поразил всех младенцев-первенцев в Египте, кроме еврейских – в каждом еврейском доме накануне был отдан на заклание агнец, мясо которого нужно было съесть, а кровью вымазать косяки дверей. В Библии употребляется глагол  “пасах” – “проходить мимо, миновать, обходить”, то есть, очевидно, “кара прошла мимо евреев”. Словом “пасах” был назван агнец, принесенный в жертву Богу.

Сами православные христиане утверждают, что слово “пасха” пошло от древнегреческого “пасхо” /страдать/. Именно при такой трактовке идея празднества сводится к страданиям Иисуса Христа.

Расхождение православных христиан с иудеями возникло не на пустом месте, оно имеет свою историю. На протяжении первых трех, четырех, даже пяти поколений христиан Пасху одновременно праздновали и евреи, и христиане. И только во втором веке, в Риме, христиане начинают праздновать Пасху особо от иудеев. Первым, кто ввел празднование христианской Пасхи в воскресение, был римский епископ Сикстус, возглавлявший римскую церковь с 116 по 126 год н.э.  Епископ ссылался на “неправильность” иудейской веры и мотивировал это тем, что “иудеи отвергли Иисуса как спасителя”. Сикстус вместе с римским императором Адрианом вел ожесточенную “войну” против еврейских обычаев и праздников.

Однако перенос даты празднования Пасхи не был принят всеми поместными собраниям империи. Со временем расхождения относительно дня празднования Пасхи возникли в лоне самой христианской церкви. Так, европейские католики праздновали обязательно в воскресенье, в Малой Азии христиане праздновали Пасху на следующий день после еврейской пасхи. И этот день часто был будним.

В 325 году император Константин I повелел всем христианам отмечать Пасху по римскому обычаю, в ближайшее воскресенье после Пасхи иудейской. Тогда-то и родился термин - "квартадециманы". На латыни так назвали тех, кто праздновал Пасху ближе к иудеям, в переводе на русский язык - "четыренадесятидневники”, то есть те, кто празднуют 14-го нисана /месяц еврейского календаря/.

В средние века католическая церковь по указанию папы Григория XIII взяла да и перешла на “новый стиль” летосчисления. Все католические страны приняли григорианский календарь, более точный с астрономической точки зрения. Россия стала жить по григорианскому календарю лишь после революции, поэтому православная церковь традиционно ведет свой календарь по “старому стилю”. Разница между григорианским и юлианским летоисчислением составляет 13 дней, поэтому Пасха у православных в этом году “одновременно” происходит 30 марта  /старый стиль/ и 11 апреля /новый стиль/.

Совпадения в праздновании дня католической и православной Пасхи обусловлены совпадением лунного и солнечного /обычного/ календарей. Что это значит: даты празднования католической и православной Пасхи исчисляются по лунному календарю. Существуют даже специальные таблицы для высчитывания этих дат. По традиции Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое в нынешнем году выпало на 5 апреля. Знающие люди говорят, что если полнолуние случилось между днем весеннего равноденствия, когда световой день равен темному времени суток, по “старому” и “новому” стилю, то католики отмечают Пасху раньше православных. Если же этого не произошло, то даты Воскресения Христова совпадают. Интересно, что до 2025 года католическая и православная Пасха совпадут еще 5 раз. Кстати, у католиков Пасха иногда совпадает и с еврейской. У православных же с еврейской не совпадает никогда.

В православии празднику Пасхи придают особое значение. Его еще называют “праздник праздников и торжество из торжеств”. Пост, предшествующий православной Пасхе, гораздо строже, чем у католиков. Для них запрет на мясо действует только в "пепельную среду" и по пятницам.  В “пепельную среду”  католики по обычаю посыпают свои головы пеплом в знак раскаяния о совершенных грехах. Святой пепел добывается при сжигании веток верб, освященных в Вербное воскресенье в прошлом году.
В католицизме пост могут не соблюдать беременные женщины, кормящие матери, ослабленные или больные. Кроме того, “религиозной диеты” можно не придерживаться в гостях, дабы не обидеть хозяев, и в дороге, где можно просто не встретить подходящей пищи.

У православных же все гораздо серьезнее. В страстную неделю всем без исключения верующим нельзя развлекаться и бездельничать, нельзя есть мясо и рыбу, пить вино и много чего еще.  Зато уже  пасхальный стол не имеет никаких запретов. Испокон веков на Руси к празднику готовили куличи и пасхи, запекали окорок, жарили телятину...  Все должно быть готово к субботе, когда кулич, творожную пасху и крашеные яйца понесут святить в церковь.

Кстати, обычай дарить на Пасху крашеные яйца ведет свое начало со времен императора Тибелия. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами "Христос Воскресе", гласит легенда. Неверующий император воскликнул: "Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным". После его слов яйцо покраснело. Есть и другое предание: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров.  Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой  воскресение, так как из яйца рождается новое существо.

В России пасхальные яйца, полученные при “христосовании”, наделялись чудесными свойствами. Их зарывали в зерна, подготовленные для посева, чтобы обеспечить богатый урожай, их использовали при поиске кладов. Яйцами даже гладили домашних животных, чтобы они были здоровыми, пытались тушить пожар, бросая их в горящий дом, лечили больных. Кроме этого, христиане считали, что пасхальные яства, освященные молитвою, обладают силой помогать в трудные и важные минуты жизни. Все съестное хозяйки прятали на ночь, чтобы ни одна мышь не могла добраться до него: если мышь съест освященный кусочек, то у нее вырастут крылья, она сделается летучей мышью…  Не правда ли, есть в этом что-то языческое?

О том, в какой степени вобрала в себя православная Пасха элементы языческого фольклора, исследователи до сих пор спорят. Бытует мнение, что православная Церковь просто закрепила за периодом посева урожая такое выдающееся событие, как Воскрешение Иисуса Христа.

Множество пасхальных обрядов на Руси совершалось в Великий четверг, который православные называют “чистым”. В этот день готовили свой дом к празднику: все мыли, убирали, украшали. Купались до первых лучей солнца, в воду опускали серебро и золото: будешь богатым и крепким. Чтобы волосы стали густыми и длинными, женщины подстригали кончики своих кос.

Кстати, у католиков многие пасхальные традиции тоже так или иначе связаны с языческими поверьями. Например, давным-давно германцы видели в зайцах посланников богини Остары, которые “приносили” с собой весну.  Впоследствии возникла пасхальная легенда о зайцах, “откладывающих яйца” в саду. Католики даже сами сооружают пасхальные гнезда из мха, чтоб зайцу было помягче.  Любимое развлечение для детей – это  искать яйца, а потом их есть.  Яйца могут быть шоколадными или простыми, “заячьими”…

Но вернемся к русским пасхальным обычаям. В русском народе верили, что в пасхальную ночь можно свидеться со своими умершими родственниками. Для этого следует после крестного хода спрятаться в храме со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Разговаривать с усопшими нельзя, для этого есть другое место - кладбище. А вот у девушек имелись свои пасхальные обычаи и приметы. Они умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы стать крепкой.

Ни одна Пасха, как и Масленица на Руси, не обходилась без гуляний - игры, хороводы, пляски, а в западных губерниях  - еще и обход дворов, напоминающий святочные колядования…

Пройдя через 20 веков, православная Пасха дошла до века 21. Она, конечно, подутратила свои “четкие религиозные рамки”. Согласно исследованиям, которые провел Фонд общественного мнения, по “народной” значимости праздник Светлого Христова Воскресения  уступает только Новому году и Дням рождения.  При этом большая часть опрошенных Фондом россиян видят в праздновании Пасхи - дань традициям: историческим, семейным, народным, а  5 % опрошенных отметили, что воспринимают Пасху лишь как радостный, красивый праздник  со всеми соответствующими атрибутами – весельем, гостями, трапезой.