Аналитика


Потанин и Бендукидзе: экономический развод или политическая разводка?
Политика | Портреты | Общество | Свердловская область | Экономика | Политика | информационные агентства | Россия | Россия | Наука и техника | В России

На минувшей неделе российские машиностроители продолжили практику отечественных нефтяников. ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" /ОМЗ/ и  ОАО "Силовые машины" /СМ/, еще не объединившись, оказались на грани развода. Но, если повод, заставивший "Юкос" и "Сибнефть" существовать в параллельных плоскостях очевиден, хоть и относится к категории "об этом вслух не говорят", то разлад между ОМЗ и "силовиками" также загадочен, как и причины,  подтолкнувшие компании к объединению.

Итак, годовое  собрание акционеров ОМЗ было сорвано из-за неявки представителя Кахи Бендукидзе. Демарш этот, казалось бы, демонстрирует,  мягко говоря, безразличие Бендукидзе к слиянию. Однако, на следующий день начал расторгать сделку отнюдь не Каха Автандилович, а владеющая "Силовыми машинами" компания "Интеррос" во главе  с Владимиром Потаниным. Представители ОМЗ же, напротив, принялись выказывать максимальную заинтересованность в срывающемся слиянии.

По условиям сделки акционеры “Силовых машин” должны были получить 50 процентов акций объединенной компании, а 100 процентов акций “Силовых машин” перешли бы к ОМЗ. Таким образом, основной собственник "СМ" компания "Интеррос" стала бы обладателем контрольного пакета акций крупнейшего в России энергомашиностроительного холдинга. А Каха Бендукидзе остался бы держателем весьма скромного пакета акций новоиспеченной структуры.

Завершить слияние планировалось к осени, а обмен акциями — к концу июля. К моменту годового собрания акционеров ОМЗ  "Интеррос" уже приобрел около 14 процентов акций машиностроительных заводов, а те, в свою очередь, купили 11 процентов акций "Силовых машин". И вот… договоренности, бумаги, подписи, работа планово-экономических отделов и бухгалтеров обеих компаний, похоже, отправились коту под хвост.

Версий произошедшего несколько. Но ни одна из них не выдерживает дотошной критики. Во-первых, аналитики грешат на покупательную способность и активность немецкого концерна Siemens, владеющего пятипроцентным пакетом акций силовых машин. Именно благодаря наличию у "Силовых машин" еще одного покупателя, кроме ОМЗ, можно объяснить столь стремительно резкую реакцию "Интерроса" на срыв собрания акционеров. Ведь у структуры Владимира Потанина появился повод открестится от сделки. Однако для чего тогда было заявлять об объединении? Ведь целью взаимоотношений "Интерроса" с ОМЗ была не столько продажа "Силовых машин", сколько создание энергомашиностроительного холдинга, контролировать который должна была потанинская структура.

Информация об интересе Siemens к российским "Силовым машинам" была озвучена еще в начале июня. Тогда источник газеты "КоммерсантЪ" в правительстве сообщил, что в рамках визита в Россию канцлера Германии Герхарда Шредера, намеченного на 8 июля, должно быть объявлено о продаже значительного /до 80 процентов/ пакета акций "Силовых машин" корпорации Siemens, которая уже владеет 4,95 процентов их акций.

"Официально Siemens эту информацию не подтверждает и не опровергает. В ОМЗ неофициально говорят, что слышали об этих переговорах, и подчеркивают, что сделка с Siemens несовместима со слиянием – его условия не предполагают появления у "Силовых машин" нового крупного собственника. В "Силовых машинах" сделку с Siemens не комментируют, хотя высокопоставленный источник газеты в компании уточнил, что информацию об этом следует ждать "на второй неделе июля", - пишет, развивая тему "КоммерсантЪ".

Предположим, что "Интеррос" идет на разлад намеренно, например, потому что, Siemens, быть может, более выгодный покупатель, а Владимиру Потанину непрофильный энергомашиностроительный актив только мешает заниматься цветметом, во что, конечно, накануне реформы отечественной энергетики верится с трудом. К тому же концерн Siemens – родом из Германии и возможная сделка с ним станет еще одним столпом модной нынче российско-немецкой дружбы и зачтется олигарху в случае чего.

Нестыковка данной версии заключается в том, что повод для расставания дал не "Интеррос", а ОМЗ. Каха Автандилович "сам себя надуть" просто не мог. Один из самых маститых собственников России, Бендукидзе вряд ли способен просчитаться в бизнес-игре. Между тем, все позитивные прогнозы по акциям ОМЗ давались в связи с грядущим объединением с "Силовыми машинами". Теперь же перспективы компании неясны.

Из версии, связанной с возможными аппетитами Siemens, вытекает еще одна – геополитическая. Каха Бендукидзе совсем недавно стал министром экономики Грузии. Проамериканская позиция Тбилиси очевидна. Также как и симпатии России к Германии. А потому есть вероятность, что, давая повод для срыва сделки Бендукидзе действует в интересах заокеанских "друзей" Грузии. Если заход Siemens на российский рынок неизбежен, то грузинский министр экономики, сорвав слияние с "Силовыми машинами", уменьшает возможный кусок, который получит германский концерн. Ведь если слияние не состоится, Siemens сможет купить только "Силовые машины", а не половину энергомашиностроительного холдинга, образованного в результате слияния ОМЗ и СМ.

В пользу этой версии говорит и тот факт, что срыв сделки происходит практически сразу после занятия Кахой Бендукидзе должности в правительстве Грузии. И еще одна геополитическая деталь: эту уже второе несостоявшееся слияние, которое могло бы вывести российские компании на международный уровень. А ведь, если бы Бендукидзе и Потанину удалось  договориться, в России появился бы новый гигант с годовой выручкой более 1 млрд долларов. Правда, одновременно с этим, российские бизнесмены /тот же Потанин, например, или Алекперов/ выходят на международный уровень, покупая активы за рубежом и даже за океаном.

Чтобы проследить все остальные возможные причины срыва сделки, следует вернуться в декабрь прошлого года к моменту ее заключения. Почему Бендукидзе решил фактически "сдать" свой главный бизнес Потанину? Даже, допустим, предполагая подобное случившемуся развитие грузинских событий, какой резон сдавать вполне успешный Уралмаш? И почему в такой форме – формально объединяя с "Силовыми машинами", ведь в структуре продукции ОМЗ энергетическое оборудование занимает меньше половины. Остальное приходится на продукцию для горной и нефтегазовой промышленности, судостроение, спецстали.

Одной из основных экономических причин объединения считается неудача Бендукидзе в атомном машиностроении. "В 2003 году ОМЗ получил контроль над отечественными монополистами по строительству атомных станций за рубежом – "Атомэнергоэкспортом" и "Атомстройэкспортом". Однако Минатом не хотел допускать к атомному машиностроению частные компании. Как заявлял Бендукидзе в интервью, последовали проверки Гепрокуратуры, Счетной палаты, "...с нами стали бороться всякие засранцы среднего чиновничьего уровня", - цитирует владельца Уралмаша Газета.ру.

Беря за отправную точку некоторое непонимание в атомном вопросе между  российской властью и олигархом грузинского происхождения, можно предположить, что реалист Бендукидзе бизнес не сдал, а просто предпочел иметь синицу в руках. Более "прощеного" за богатство олигарха, нежели Потанин, в России, пожалуй, не сыщешь. Последняя встреча главы государства с представителями крупного бизнеса – яркое тому подтверждение. Впервые в истории таких встреч, первому предоставили слово не главе РСПП Аркадию Вольскому, а главе "Интерроса" Владимиру Потанину. Бендукидзе мог, таким образом, просто обезопасить свою собственность в России на время политической карьеры в Грузии.

Если исходить из этой версии нынешний разлад можно аргументировать, например, тем, что Бендукидзе получил какие-то гарантии от российской власти, возможно, в обмен на определенные преференции в отношениях с Грузией, и Потанин стал ему не нужен. И чтобы с одной стороны "удружить" немецкому концерну Siemens, а с другой не пустить его на отечественный  рынок атомного машиностроения, промышленникам – Потанину и Бендукидзе – дали понять, что объединение уже не актуально. То есть Потанин может спокойно продать "Силовые машины" немцам, а Каха Автандилович не менее спокойно модернизировать грузинскую экономику.

Ну и, наконец, версия из серии "очевидное-невероятное". Газета "Российские вести" в декабрьском материале, посвященном возможному слиянию ОМЗ и СМ, изложила буквально следующее: "Руководители компаний…, чтобы застраховать себя от изменения настроения партнера, предусмотрели выплату многомиллионной компенсации в случае отказа от слияния в одностороннем порядке". Если подобное имеет место быть, то одна из сторон, а  в частности, Каха Бендукидзе, мог спровоцировать потенциальных партнеров на разрыв отношений, а полученную от разрыва сделки компенсацию вложить, ну хотя бы в приватизацию грузинских портов, за которую так ратует свеженазначенный министр экономики Грузии. Впрочем, вряд ли известный теоретик и практик от российской экономики, стал бы прокручивать столь легковесные комбинации в духе Остапа Бендера. 

Отдать приоритет какой-либо из версий достаточно не просто. От недостатка информации. Людей, которые сегодня понимают истинную подоплеку происходящего между ОМЗ и СМ, наверное, можно пересчитать по пальцам. Но, как бы то ни было, обобщая все вышесказанное, можно с достаточной долей уверенности сказать: тезис Маркса, определяющий политику как концентрированное выражение экономики, подвергается в современной России сомнению. И экономика все больше и больше становится выражением политики государства. По крайней мере, перефразируя Ландау,  любому значимому экономическому событию предшествует политическое эхо.