Аналитика


Петр Латышев: Кадровое обеспечение органов госвласти – и компетенция, и ответственность полпредов
Общество | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Курганская область | Челябинская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | Политика | Россия | Приволжский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Экспертное мнение | Мнения из Сети | Армия и ВПК

19 ноября в Екатеринбурге состоялась первая видео-конференция полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Петра Латышева . Задать вопросы смогли журналисты всех шести регионов федерального округа /всего в конференции участвовало 72 СМИ/. В своем вступительном слове Петр Латышев отметил, что проведение таких видео-встреч станет регулярным, если эта первая видеоконференция "окажется эффективным средством общения". " Мы сможем общаться как по мере необходимости, так и ежемесячно, подводя итоги и обсуждая проблемы, которые сегодня волнуют и интересуют наших читателей и телезрителей", - подчеркнул он. 

Оценивая социально-экономическое положение в федеральном округе, первое, на что обратил внимание Петр Латышев, - на положительную тенденцию в развитии экономики. По итогам 9 месяцев этого года, темпы роста объема производства промышленной продукции в УрФО составили 109,3% - это на треть /!/ выше темпов общероссийского роста экономики. Доля округа в общем объеме иностранных вложений в экономику страны достигла 20%. В общей сумме налоговых поступлений в федеральный бюджет доля округа составила 34,8% /!/. Вместе с тем, на фоне общего роста производства, отмеченного в большинстве базовых отраслей, сложной ситуация остается в машиностроении, где до 40% предприятий работают с нулевым уровнем рентабельности. На машиностроение также приходится  основная часть долгов по заработной плате. О проблемах отрасли и предпринимаемых стабилизационных мерах Петр Латышев в первых числах октября доложил Владимиру Путину. О чем шла речь на встрече с главой государства, а также ответы на все прозвучавшие на видеоконференции вопросы, мы публикуем ниже.

Вопрос от Свердловской области: Петр Михайлович, на недавней встрече с Президентом России одной из основных тем был вопрос экономического развития УрФО. Как Вы охарактеризуете темпы роста экономики федерального округа?

Петр Латышев: Да, действительно, 9 октября я делал доклад главе государства об экономическом развитии Уральского федерального округа. Было отмечено, что наибольшую озабоченность вызывает наше машиностроение. Я доложил главе государства о том, что сокращение объемов производства в сфере машиностроения в 2004 году обусловлено в ряде случаев совершенно конкретными причинами. В округе практически на треть сократились заказы нефтяников и газовиков нашему машиностроительному комплексу. В то же время вырос импорт машин и оборудования для нефтяной и газовой промышленности. В ноябре мы эти проблемы обсудили на совещании с представителями нефтегазодобывающих компаний и уральских машиностроителей. Проанализировали причины, и сейчас разрабатывается комплекс мер, который бы позволил нормализовать в целом ситуацию в отрасли, сделать более эффективным экономическое партнерство машиностроителей и представителей нефтегазового комплекса. Мы производим сегодня конкурентоспособную технику и оборудование. И, я считаю, государство должно помогать выстраивать эффективное партнерство между машиностроителями и таким крупнейшим заказчиком как нефтегазовый комплекс.

Я доложил президенту и о том, что до февраля мы вместе с органами власти субъектов федерации, входящих в Уральский федеральный округ, с участием хозяйствующих субъектов постараемся разобраться в той части машиностроительной отрасли, которая работает неэффективно.  И 2005 год во многом посвятим оздоровлению этого сектора экономики.

Доклад главе государстве включал в себя и такие разделы как обеспечение социальных гарантий жителей округа. В течение этого года долги по зарплате в округе значительно сократились, а в бюджетной сфере они к новому году будут полностью ликвидированы. Однако долги остаются в промышленности – почти 800 млн рублей. Прежде всего, это задолженность предприятий, находящихся в процедуре банкротства /300 млн руб/, агропромышленного комплекса /свыше 400 млн руб/, в сфере строительства. Многие вопросы по ликвидации долгов были решены при помощи активных действий органов прокуратуры, судебной системы. Но, используя только эти рычаги, мы не сможем ликвидировать проблему в целом. Нужны серьезные меры, направленные на финансовое оздоровление предприятий, создание условий, при которых долги по зарплате могут быть ликвидированы.

Вопрос от Курганской области: Важнейший вопрос сегодня – реализация социального закона 122, предусматривающего переход к денежной форме компенсации льгот населению. Ваша оценка хода его реализации на территории УрФО, чего ждать Курганской области, которая не является регионом-донором и не обладает соответствующими бюджетными возможностями?

Петр Латышев:  Вопрос очень важный. Об этом я также докладывал главе государства. Задача поставлена так: в 2005 году осуществить переход к монетизации льгот, не допустив при этом ущемлений законных прав и интересов людей, ухудшения существующего положения населения. Во всех субъектах УрФО мы обсудили весь комплекс проблем и пришли к выводу, что с 1 января 2005 года наши субъекты будут обеспечивать исполнение федерального закона, исходя из конкретной ситуации на своей территории. Ряд субъектов на 2005 год, а закон это позволяет, оставляют  существующую систему обеспечения социальной поддержки, льгот в натуральном виде. Это Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ.

В Курганской области принято решение с 1 января осуществить смешанный подход, сохраняя некоторые элементы старой системы натуральных льгот и переходя к монетизации, например, по оплате транспортных услуг. Мы считаем, что в области принятые решения могут быть и будут обеспечены, и в значительной степени этому будет способствовать федеральная помощь. Я считаю, жителям Курганской области не следует беспокоиться. Мы внимательно отслеживаем ситуацию по данному вопросу во всех субъектах федерации. Это прямое поручение главы государства.

Вопрос от Свердловской области : Как соотносятся уже принятые федеральные законы 95 и 131 о разграничении полномочий с новым законопроектом о порядке избрания глав субъектов? И как изменится в связи с этим роль институтов полномочных представителей Президента в федеральных округах?

Петр Латышев: В Вашем вопросе я вижу три блока. Первый – разграничение предметов ведения и полномочий между всеми тремя уровнями публичной власти. Этот процесс в основном урегулирован нормами федеральных законов 95, 131 и 122. В УрФО предстоит принять более 1200 региональных законов, образующих механизмы реализации федеральных законов. В предусмотренные сроки все необходимые изменения в региональную нормативно-правовую базу будут внесены. Процесс разграничения предметов ведения и полномочий как шел, так и будет идти. Никаких изменений в связи с тем, что будет меняться принцип назначения глав субъектов федерации, не предвидится.

Глава государства, напомню, своим указом определил перечень задач для полночных представителей президента. Мы должны обеспечить этот процесс, и я должен обеспечить исполнение федеральных законов на территории Уральского федерального округа.

Здесь больше проблем в части решения технических задач. Так, нас не устраивает то, как сегодня Правительство РФ обеспечивает утверждение перечней имущества, которое надлежит передать от одного уровня власти другому. Нас не очень устраивает и то, что затягиваются сроки по разграничению земель между уровнями власти. Но это все преодолимо, председатель правительства держит проводимую работу на еженедельном контроле, в этом же режиме ведется работа в УрФО.

Что касается второго вопроса. Все мы знаем, что в первом чтении принят федеральный закон, предусматривающий новый порядок назначения глав субъектов федерации. Этот закон не связан непосредственно с федеральными законами 95, 131 и 122. Но назначение глав субъектов федерации, наделение их более широким кругом полномочий, включение в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, конечно же, в огромной степени будет способствовать активизации реализации этих федеральных законов.

И третий вопрос, роль полномочных представителей президента и их аппаратов. Я уже отчасти проинформировал вас о том, какие задачи сегодня решает и будет решать аппарат полномочного представителя. Конечно же, это обеспечение исполнения решений главы государства по самим острым проблемам социально-экономического и общественно-политического развития страны. Координация федеральной составляющей власти в регионах - эта функция никуда не уходит. Более того, в ходе административной, судебной, земельной реформ вопросы исполнения федеральных законов становятся ключевыми. Судьба реформ зависит от того, насколько полно, правильно исполняются принятые в государстве решения. Я вижу по мере развития процесса реформ, особенно касающихся государственного аппарата, возрастающую роль и ответственность полномочных представителей президента и его аппарата за исполнение решений главы государства, федеральных законов и Конституции на территории страны.

Что касается роли полномочных представителей президента в процессе формирования органов власти /я бы не выделял только глав субъектов федерации/, здесь глава государства тоже повышает нашу ответственность. Глава государства перед полномочными представителями поставил прямую задачу по реализации кадровой политики. Это означает, что деятельность всех органов госвласти, кадровое обеспечение органов госвласти – и компетенция, и ответственность полномочных представителей президента. Мы в течение только последнего месяца рассмотрели более 100 предложений по назначению на должности первых руководителей в системе территориальных, федеральных органов исполнительной власти. Есть случаи отказов в согласовании и назначении. Провели в этом году серьезные проверки исполнения в органах госвласти федеральных законов о государственной службе, особенно в части ограничений, налагаемых законом на чиновников. Чиновник, вы знаете, не должен заниматься бизнесом. Должен ежегодно представлять сведения о своем финансовом  положени с тем, чтобы в системе власти, а речь идет о кадрах, все было прозрачно. В  УрФО в ходе проверок вскрыто более 1800 нарушений. Возбуждены десятки уголовных дел, многие чиновники привлечены к административной ответственности. И эта работа будет продолжена. Это сегодня одна из главных задач.

Никакие организационно-функциональные изменения в нашей государственной машине не дадут результата, если мы не будем конкретно заниматься чиновниками, если не обеспечим того, чтобы к руководству в системе власти пришли достойные люди, достойно исполняли возложенные на них задачи.

Вопрос от Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: Приоритетной задачей для северных территорий округа, в частности для Ханты-Мансийского автономного округа, является диверсификация экономики. Как будет реализовываться эта задача в 2005 году?

Петр Латышев: Да, мы совсем недавно в Ханты-Мансийске обсуждали стратегию экономического и социального развития региона, отмечали, что большого внимания заслуживают вопросы развития других отраслей экономики помимо нефтяного сектора. Топливно-энергетический комплекс в Ханты-Мансийском автономном округе - это 87% в экономике. В целом экономика тогда стабильна, когда в ее структуре представлены различные сегменты. В Ханты-Мансийском автономном округе – добываем около 60% всей российской нефти, а перерабатываем менее 1%. А почему нет нефтепереработки, почему не перерабатывается нефтяной попутный газ, не развивается нефтегазохимия? Далее, округ располагает колоссальными запасами лесных ресурсов. Почему не развивается лесной комплекс? 

Вопросы диверсификации экономики, стратегического экономического и социального развития являются приоритетными, и требуют внимания и поддержки, в том числе со стороны федерального правительства, полномочного представителя президента. Поэтому мы поддерживаем конкретные предложения и инициативы в этой части, реализуемые органами власти Ханты-Мансийского автономного округа, поддерживаем на федеральном уровне, будем способствовать приходу в округ инвесторов.

Мы в декабре вместе с правительством и главами субъектов федерации, входящих в состав Тюменской области, будем обсуждать эти вопросы, причем совершенно конкретные предложения для принятия конкретных решений. Должны быть приняты серьезные решения по развитию транспортной инфраструктуры, по строительству железнодорожной магистрали, которая бы от Лабытнанги через Салехард по предгорьям уральского хребта прошла из Ямала в Югру и вышла на Ивдель Свердловской области.

Надо сделать все, чтобы интеграция экономики севера и юга УрФО получила необходимые условия. Можем получить очень важный экономический результат для всей страны, а не только для округа.

Вопрос от Ямало-Ненецкого автономного округа: Петр Михайлович, вы в ответе на предыдущий вопрос упомянули о развитии транспортной инфраструктуры. Недавно в Екатеринбурге прошло окружное совещание по развитию железнодорожного транспорта. Каковы перспективы развития транспортной инфраструктуры на Ямале?

Петр Латышев: На Ямале сосредоточены колоссальные стратегические ресурсы страны. Но этот потенциал можно взять при наличии определенных условий. Пропускная способность, если речь вести о железнодорожном транспорте, по оценкам специалистов, обеспечивает от 20 до 40% потребностей и населения, и экономики округа. Безусловно, это приводит к серьезным потерям. Поэтому на прошедшем в Екатеринбурге окружном совещании с участием руководителя "Российских железных дорог" Геннадия Фадеева мы обсуждали проблемы создания транспортной сети на севере. Кое-что уже удалось реализовать. Проведена реконструкция участка "Карачаево-Новый Уренгой", осуществлен пуск фирменных поездов "Ямал - Полярный Урал". С участием администрации округа была создана ОАО "Ямальская железнодорожная компания", рассматриваются проекты строительства новых железнодорожных линий /достройка линий "Новый Уренгой-Ямбург" и "Новый Уренгой – Пангоды – Надым"; строительства железнодорожной линии "Салехард – Надым"/. Другое направление перспективного развития железнодорожной сети – создание второго широтного транзита, дающего прямой железнодорожный выход из нефтяного Среднего Приобья в центр Сибири и далее на восток.

Думаю, что новым этапом в развитии взаимодействия между субъектом федерации и "Российской железной дорогой" – создание совместной пассажирской компании, обслуживающей население и Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округа. Бизнес-план создания этой компании сегодня уже реализуется. Добавлю, стратегия развития энергетического комплекса России серьезное внимание уделяет развитию Ямала.

Вопрос от Тюменской области: Петр Михайлович, расскажите подробнее о Вашей оценке  исполнения 131 федерального закона о местном самоуправлении на территории Тюменской области.

Петр Латышев: Реализация 131 федерального закона - одна из наиболее важны задач не только на территории Уральского федерального округа. Речь идет о становлении полноценной системы местного самоуправления в Российской Федерации.

На сегодняшний день в округе завершается принятие региональных законов по реализации федерального закона, региональными законами установлены границы муниципальных образований, утвержден их статус. Эта работа в округе завершена более чем на 90%, что позволяет двигаться дальше, принимать законодательные акты, регулирующие вопросы проведения выборов, формирования бюджета и т.д. Уже очевидно, и глава государства об этом со всей определенностью сказал, местное самоуправление будет таким, каким оно должно быть в соответствии с Конституцией и международными документами.

На территории нашего округа накоплен различный опыт формирования, функционирования и развития местного самоуправления. В каждом субъекте принимаются региональные законы с учетом имеющейся нормативно-правовой базы, главное же - обеспечить исполнение 131 закона и привести в соответствие нормативную базу регионов. Здесь немало проблем, в том числе с необходимостью принятия изменений и дополнений в уставы муниципальных образований. Много вопросов в части реализации функций местных самоуправлений, передачи имущества для реализации тех или иных функций. Напомню, основное принципиальное положение закона - все возложенные на местное самоуправление функции и полномочия должны быть обеспечены имуществом и финансами.

Я не могу не отметить опыт, который накоплен в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской области. Здесь активно занимаются местным самоуправлением. Считаем, что если нам удастся сформировать эффективное дееспособное местное самоуправление, мы снимем очень многие вопросы, которые являются причинами обращений граждан в различные инстанции по поводу нарушения их законных прав и интересов.

К слову скажу, за 9 месяцев этого года только в аппарат полномочного представителя президента в УрФО поступило более 13 тысяч обращений граждан -на 3 тысяч больше, чем в прошлом году. Главным образом, речь идет об ущемлении законных прав и интересов. Как показывает практика, по одной трети этих обращений удается оказать реальную помощь, восстановить нарушенные права. Обращения связаны с неэффективными или, порой, неправильными действиями на всех трех уровнях власти, но самый близкий уровень публичной власти к населению, постоянно работающий с ним, - это, конечно, местное самоуправление. Поэтому, если мы потянем это звено, по принципу главного, мы сможем потащить всю цепь и способствовать серьезному оздоровлению обстановки в нашей стране.

Вопрос от Челябинской области: Ваша оценка ситуации в правоохранительной сфере УрФО. Каковы итоги антикоррупционной деятельности на территории округа в нынешнем году?

Петр Латышев: Обстановка в округе продолжает оставаться сложной. За 9 месяцев этого года отмечается рост преступности - на 9% в сравнении с прошлым годом. При этом есть некоторое снижение числа тяжких преступлений. Хочу подчеркнуть, что эффективность правоохранительной системы должна быть выше. Справедливости ради надо сказать, аналогичная ситуация не только в УрФО, но и в целом по стране.

Что касается коррупционных преступлений, прежде всего, взяточничества, налоговых преступлений. Здесь интересно. Была раньше целая самостоятельная служба, так вот ее результаты были значительно скромнее, чем сегодняшних подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, которые были созданы год назад. Есть определенная стабилизация кадров в правоохранительной сфере, но нерешенных проблем больше.

Думаю, будет способствовать эффективности профилактической деятельности милиции решение МВД РФ об освобождении уполномоченных участковых милиции от несвойственных им функций, чтобы сосредоточить на индивидуальной профилактике. Думаю, осуществляемые в правоохранительных органах меры по модернизации системы также способствуют повышению эффективности деятельности. Со своей стороны, я полагаю важным и необходимым в предстоящем году усилить внимание к деятельности правоохранительной сферы.

Самое отвратительное явление – это укрытие преступлений от учета, по существу, тем самым сотрудники правоохранительных органов "освобождают" от ответственности лиц, совершивших правонарушение. "Освобождают" я беру в кавычки, поскольку это незаконно.

В своем послании глава государства очень четко сказал: уровень преступности в стране должен быть ниже. И мне иногда не понятны прогнозы, в том числе и ряда руководителей в  правоохранительной сфере, заявляющих о том, что вот на следующий год у нас рост преступности должен составить 7-9%. Вот, мол, наши расчеты показывают... Мне здесь хотелось бы сказать: так вы рассчитывайте, как будете исполнять послание главы государства, что вы должны сделать, чтобы обеспечить снижение уровня преступности. Думаю, нам всем здесь надо поработать активно. Нужно объединение усилий, нужны и конкретные усилия по месту жительства граждан, чтобы сделать жизнь спокойней.

Вопрос от Свердловской области: Как Вы оцениваете потенциал общественных объединений УрФО? Готовы ли институты гражданского общества решать поставленные Президентом задачи?

Петр Латышев: В УрФО неполитические организации, гражданские институты представляют собой серьезную силу. Более 300 общественных объединений активно действуют. 

Глава государства неоднократно подчеркивал, что без участия гражданских институтов, общества, в подготовке и принятии государственных решений, в обеспечении реализации принятых решений, невозможно решить стоящие задачи в части укрепления государства и единства страны, развития экономики и социальной сферы.

Решением главы государства будет принят закон об Общественной палате, она будет иметь определенный законом статус. Будет наделена серьезными полномочиями, в том числе правом наложения вето на тот или иной законопроект федеральный или региональный. Но ее еще предстоит создать, сейчас идет дискуссия по самому законопроекту, по организации деятельности общественной палаты.

Тем не менее, мы, проведя собрание представителей общественных объединений в Екатеринбурге, пошли на создание координационного окружного совета по этим проблемам. Должны участвовать в подготовке предложений по проекту закона об общественной палате, определиться с тем, как в субъектах федерации должна и может быть организована работа. Чтобы общественные объединения действительно получили реальную возможность участвовать в государственных делах. При этом, я хочу особо подчеркнуть, власть не должна организовывать, управлять этим процессом. Но должна создать условия, при которых общественные неполитические объединения, гражданские институты, смогли развиваться и функционировать.

Вопрос от Свердловской области: Сегодня в центре внимания российской деловой прессы – тема продажи госпакета акций "Магнитогорского металлургического комбината" /ММК/. Среди претендентов два основных - сам комбинат и стальная группа "Мечел". На Ваш взгляд, имеет ли для развития региона значение, кто из них будет управлять комбинатом?

Петр Латышев: Мы с вами знаем, что в течение 2004-2005 годов процесс приватизации охватит очень большой круг предприятий, большую часть федеральных государственных унитарных предприятий. Процесс приватизации - это стратегия, один из элементов политики, направленной на формирование устойчивого рынка в Российской Федерации, перевода на рыночные отношения нашей экономики в максимальном объеме. Вы знаете, что глава государства говорил о том, что "государство должно из экономики уходить". Это я поясняю суть политики, которая сегодня реализуется.

В случае "ММК" реализуется госпакет. Делается это в целях обеспечения дальнейшего развития комбината, более эффективного управления этим пакетом. Что касается того, кто станет обладателем этого пакета,то это решит та процедура, которая будет проведена. И закон предусматривает, что мы не можем никому отказать в участии в конкурсе или аукционе. Для нас представляется исключительно важным, чтобы эта процедура была проведена в строгом соответствии с законом.

Что касается последующего развития событий, эффективности функционирования ММК, то я бы выделил две вещи принципиальные. Во-первых, собственник всегда имеет главную цель - извлечь прибыль, что является главным принципом обеспечения эффективного функционирования того или иного предприятия. С другой стороны, государство должно обеспечить исполнение федеральных законов этим предприятием, его должностными лицами и собственниками, об уплате налогов. О чем глава государства особо говорил на съезде российских промышленников и предпринимателей. Я бы так ответил на Ваш вопрос.

Вопрос от Курганской области: Петр Михайлович, вы упомянули о том, как аппарат полномочного представителя Президента работает по привлечению инвестиций в УрФО. А как в этом плане выглядит Курганская область?

Петр Латышев: Курганская область активно участвует во всех меооприятиях, которые проводятся с целью привлечения инвестиций. И есть некоторые подвижки в этом отношении, конкретные примеры. Тем не менее, область только выходит из серьезнейшего системного кризиса. В 2003 году впервые мы получили позитивную динамику экономики области.

Отдельные решения по данному вопросу есть, конкретное взаимодействие Курганской области, с рядом, в том числе и зарубежных, инвесторов установлено. Нужны конкретные бизнес-проекты с тем, чтобы можно было привлекать инвестиции. Органы власти области этим вопросом занимаются. Например, реконструкция ТЭЦ - очень серьезные инвестиции. В поле зрения потенциальных инвесторов находятся пищевая промышленность, а также геологоразведка - речь идет о возможной добычи нефти на территории области.

Вопрос от Ямало-Ненецкого округа: Очень много  в последнее время говорится о региональной безопасности. На Ямале, в частности, сосредоточены мощнейшие предприятия ТЭК. Как Вы оцениваете ситуацию в целом по УрФО?

Петр Латышев: Мы планируем в начале декабря рассмотреть комплекс вопросов, связанных с обеспечением антитеррористисеской безопасности на объектах нефтегазового комплекса. Будем предметно, с участием субъектов федерации и хозяйствующих субъектов, правоохранительных и силовых структур, рассматривать этот вопрос.

Мы уже рассмотрели вопрос пограничной безопасности в городе Троицк Челябинской области, рассмотрели комплекс вопросов по обеспечению безопасности функционирования атомного комплекса. Практически все сферы жизнеобеспечения находятся в поле зрения окружной и территориальных антитеррористических комиссий. Проблемы безопасности в округе остры, и органы как федеральные, так и региональные, уделяют этим проблемам много внимания.



Оксана Короткова