Аналитика


Профсоюзы уверены: одобрение Госдумой правительственных инициатив - путь к отмене льгот северянам
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | информационные агентства

В северных городах мало кто участвовал во всероссийской акции протеста против закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Например, в Нижневартовске /Ханты-Мансийский автономный округ-Югра/ на митинг вышло не более ста человек  от трех профсоюзных организаций города. Акцию поддержали только авиадиспетчеры, нефтяники и коммунальщики. Но профсоюзные лидеры уверены, что именно в северных городах этот закон вызовет главное протестное движение.

Организаторы митингов начали широкую пропагандистскую компанию, в ходе которой намерены объяснить северянам, что они рискуют остаться без северных и многих других льгот, без которых жизнь в тяжелых климатических условиях станет крайне тягостной, если не невозможной. Анализ законопроекта № 58338-4 с точки зрения "северных" профсоюзов приводит к страшному для всех северян выводу:  гарантии и компенсации, связанные с работой на Севере, перестают быть государственными задачами.

Правительство РФ предлагает внести изменения в закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года и  главу 50 ТК РФ.

Концепция изменений, предлагаемая Правительством следующая. Уровень гарантий работников ставится в зависимость от источника финансирования организации, в которой они работают. По этому критерию выделяются следующие виды организаций: организации, финансируемые из федерального бюджета, организации, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, организации, финансируемые из местных бюджетов и организации, не относящиеся к бюджетной сфере.

Попутно профбоссы северян отмечают, что законодательного понятия "организации, не относящейся к бюджетной сфере" не существует. Это, в принципе, не правовой термин.

Новая редакция Закона, в соответствии с Законопроектом закрепит только гарантии и компенсации для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций будет определять  правительство.

В соответствии с этим, гарантии и компенсации работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, будут устанавливаться законами субъектов РФ и финансироваться за счет их бюджетов; организаций, финансируемых из местных бюджетов, - устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и финансироваться за счет местных бюджетов.

Больше всего опасений у профсоюзов вызывает то, что Законопроектом предлагается, чтобы гарантии и компенсации для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливались и финансировались  - работодателем.

Аналогичным образом, то есть в зависимости от вида организации, решается вопрос об установлении: размера и порядка применения районного коэффициента и размера процентной надбавки за стаж работы в этих районах и местностях и порядка применения этой надбавки.

В соответствии с предлагаемыми поправками в Закон и Трудовой кодекс РФ, предусмотренное этими нормативными актами право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно предусмотрено теперь только для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета. То же самое касается гарантий и компенсаций расходов, связанных с переездом /сейчас каждый северянин имеет право раз в 2 года выехать в любую точку РФ на отдых и ему полностью компенсируют стоимость проезда, независимо от того, каким видом транспорта он ехал на отдых/.

Также признается утратившей силу ст. 14 Закона, регулирующая продолжительность дополнительных отпусков для трех категорий работников, работающих: в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.

Поскольку Трудовой кодекс дублирует отпуска только первым двум категориям работников, лица, работающие в остальных районах Севера, окончательно лишаются права на дополнительный отпуск.

Правительством РФ предлагается признать утратившими силу ст. ст. 6, 7, 12, 15, 21, 22 Закона, которые фактически утратили силу в связи с принятием соответствующих статей Трудового кодекса РФ, а именно ст. ст. 318, 315, 314, 322, 319, 320. Признаются утратившими силу ст. ст. 17-19 Закона, регулирующие жилищные отношения.

Из сферы регулирования закона исключаются гарантии и компенсации лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях /районный коэффициент и процентная надбавка к стипендии/.

В соответствии с законопроектом, предлагается гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа исключить из сферы регулирования закона и регулировать общими нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом РФ, законодательством РФ в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения.

Видимо, в  развитие указанного положения, признается утратившей силу ст. 24 Закона, устанавливающая гарантии при исчислении и выплате пособия по временной нетрудоспособности, и ст. 16, касающаяся размеров пособия по беременности и родам.  Также из закона предлагается исключить все нормы, касающиеся пенсионного обеспечения.

Правительство предлагает изменить статью 34 закона, установив, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории России и обратно один раз в три года осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

После анализа ситуации профсоюзные лидеры констатируют: если правительство РФ не внесет изменения в законопроект № 58338-4, то, как минимум во всех северных городах, гарантированно начнутся акции протеста за сохранение северных льгот.

 



Олег Белов