Аналитика


Рамазан Абдулатипов: Надо не по форме придумывать укрупнение, а по содержанию
Портреты | Портреты | Общество | Свердловская область | Экономика | Политика | печать | Россия | Россия | Наука и техника | В России

Случившийся накануне в Екатеринбурге  Девятый Российский Экономический Форум , как обещали его организаторы - свердловские областные власти во главе с губернатором Эдуардом Росселем, "событием общенационального значения", конечно, не стал. Чему, впрочем, удивляться просто некому. Региональные элиты давно и хорошо поняли - политика национального значения нынче делается только в столице и по велению ее главной достопримечательности - Кремля. Представительство ученых, политиков, промышленников было весьма скупым, но тех, кого удалось-таки нашим корреспондентам обнаружить и "отловить" в кулуарах форума, мы попытались опросить на самые разные, как правило, совершенно не относящиеся к тематике форума, вопросы. Вопросы задавали из тех, что так или иначе стоят в повестке дня общероссийских дискуссий. Часть из этого материала мы и представляем вам сегодня. На вопросы нашего корреспондента отвечали член Совета Федерации Рамазан Абдулатипов и президент Международного союза металлургов - Серафим Колпаков .

Вопрос: Как Вы считаете, процесс укрупнения регионов, о котором так много говорят сейчас, оправдан? И конкретно по "тюменской матрешке" - Ваше мнение.

Рамазан Абдулатипов: Вы знаете, можно объединять регионы, можно объединять предприятия, отрасли, министерства, но всегда при этом должна быть какая-то целесообразность. Или это экономическая целесообразность, или политическая, или культурная и так далее. Мы много говорим об объединении, а на самом деле не далеко ушли от феодального стереотипа.

Вот там округа были в составе областей, их надо вернуть обратно. Вот Казахстан, Украина и другие были в составе Советского Союза, их тоже надо вернуть обратно и создать нечто типа нового Союза. Таких разговоров хватает. Когда мне говорят, что слабые регионы... Так, не получается же, Ханты-Мансийский округ - самый богатый у вас регион. Эвенкийский - да, Коми-Пермяцкий - да, это слабые регионы.  Поэтому меня еще никто в целесообразности тюменского слияния никто не убедил, кроме того, что  кому-то этого хочется... И, кроме того, мы живем в федеративном демократическом государстве. Что это такое? Это максимальное приближение власти  к гражданам, местным сообществам. От Тюмени до Салехарда - 2000 километров. 

Это надо дожить немножко до гражданского общества, когда гражданину будет, извините, до лампочки, кто где сидит. Гражданин будет самостоятельным,  он не будет вынужден бегать за всякой ерундой во властные кабинеты, тогда возможно укрупнение будет логично.А пока госорганы должны быть ближе к местным сообществам.

Вопрос: То есть в отношении конкретно "тюменской матрешки", Вы полагаете, рано говорить о необходимости единения субъектов? 

Рамазан Абдулатипов: Вы понимаете, кто бы ни стал губернатором  Тюменской области, он начинает активно бороться за объединение. Вместо развития самой Тюменской области. Рокецкий боролся, боролся, боролся - доборолся, что стал членом Совета Федерации от Эвенкийского округа, который он уничтожал как бы, да? Теперь Собянин. Как раз таки боролся против этих объединений, потому что был сам в округе .Теперь становится губернатором Тюменской области и начинает бороться снова за объединение...  

Вопрос: Но ведь руководить одним губернатором легче, чем тремя?

Рамазан Абдулатипов: Самая лучшая идея, чтобы вообще никто ничем не руководил, кроме президента...В России был период, когда было четыре губернии, а был период, когда было более 160 разных образований. У нас огромная территория. Вот, допустим, Санкт-Петербург и Ленинградская область, попробуйте объедините. Питерские реформаторы не поднялись до этого уровня, потому что это их касается лично,затрагивает их интересы какие-то, а вот там /в Тюменской области/ объединить - пожалуйста. 

Сейчас нам надо что делать? Нам надо выстраивать экономику, интеграцию экономики, региональную в том числе, интеграцию культурную, тогда вопрос укрупнения может сам по себе созреть. Надо не по форме придумывать, а по содержанию.     

Вопрос: Как Вы считаете, институт полпредства имеет будущее или он уже практически исчерпал себя?

Рамазан Абдулатипов: Я знаю много грамотных и сильных людей, которые работают в полпредствах. Вот в частности - Латышев. Я вместе с Петром Михайловичем работал в Совбезе в свое время. Он грамотный человек, он знает регион. Я разговариваю с полпредами и вижу, что каждый делает то ,что он видит главным. Нет единых установок. Первоначально эта задача как-то еще стояла - приведение законодательства в соответствие. Определенный порядок был нужен. Но сейчас нет модели работы этих организаций, для них не придумали этого, содержательной части этой работы. Нет, они себя не исчерпали. Каждый из семи округов самостоятельно находит предмет своей деятельности. А так не должно быть, единая система госвласти должна иметь единую систему управления и ее предмет.

Вопрос: Как Вы оцениваете новую структуру правительства, его новый состав? Многие эксперты пишут о техническом правительстве, которое должно исполнять волю Кремля и не более того...

Рамазан Абдулатипов: Что значит волю Кремля? Вот вы - журналисты так говорите, как будто там в Кремле  у нас сидят враги нашей страны. Воля Кремля - это воля Президента, который избран всем народом. Относительно вопроса. Я вместе работал с Фрадковым, я был вице-премьер, он был министр, сидели на заседаниях рядом. Очень порядочный человек, очень интеллигентный, я бы сказал "чиновничьи чистоплотный". И в этом плане меня это правительство как-то "греет". Что касается структуры, то, не знаю какая идея опять заложена, но по классике, если оценивать, классика управления твердит - чем больше уровней управления, тем сильнее действует бюрократия. То есть, если мы вместо одного министерства придумали четыре.. там ведомства, агентства и так далее, колхоз, совхоз, то человек, который придет решать вопрос, например, в министерство культуры раньше, теперь он пойдет в агентство в одно, второе,  третье и пока дойдет до министра его культурный, духовный, человеческий потенциал может оказаться просто исчерпан.

Поэтому все -таки нужно исходить, на мой взгляд, из традиций нашей страны. Традиции страны таковы, что был министр и под ним были департаменты. Теперь есть агентства. Получается, что часть денег находится в агентстве, часть денег в руках министра, кто будет регулировать весь поток? Кто будет отвечать? Агентство скажет - я не виновато - министр сказал. Министр скажет: вы - самостоятельная структура - вы должны отвечать по положению... Вполне возможно, что лет через десять эта структура все-таки заработает, но, я думаю, что через несколько лет все вернется к некоторому более нормальному варианту, промежуточному между тем, что был, и тем, что сегодня есть.

Вопрос: Жириновский высказал идею создать в нефтяной отрасли России создать некую структуру, что-то вроде "Нефтепрома" по примеру "Газпрома" в газовой отрасли. Как Вы считаете, жизнеспособна эта мысль, нужен некий "Нефтепром"?     

Рамазан Абдулатипов: Я впервые в жизни такую хорошую идею от Жириновского слышу, я ее поддерживаю. Вот я был в Саудовской Аравии, в Кувейте вместе  с Черномырдиным, когда он был председателем правительства и везде спрашивал :"Скажите, пожалуйста, а у вас кто занимается продажей нефти?" И там, и там мне отвечали - у нас одна госкомпания, она занимается продажей нефти и средства непосредственно идут в казну.  А у нас тогда уже 280 компаний продавали нефть, в том числе - Алла Пугачева, Михаил Задорнов и так далее, и тому подобное. И в результате мы богатейшую отрасль раскромсали, раздали эти деньги, вместо того, чтобы концентрировать средства и решать поставленные реформами задачи...

Серафим Колпаков - президент Международного союза металлургов.

Вопрос: Объявленное еще в начале прошлого года намерение государства - провести аукцион по продаже 17-процентного пакета акций ММК, так и не состоялся. Ваш прогноз, он-таки состоится и возможна ли такая ситуация по итогам, что собственник у Магнитки будет другой, нежели сейчас?

Серафим Колпаков: Я вам должен сказать, что аукцион пока еще не отменен, 17% - это голосующие акции, а фактически там получается почти 23% акций. Они являются  собственностью государства и, когда будет составлена очередная программа - перечень приватизируемых объектов из тех, что пока еще остаются в госсобственности, будут принимать решения. Но, я должен сказать, что как раз вопрос по составу собственников будет зависеть от того,  кто завладеет этим госпакетом. Магнитогорский комбинат очень заинтересован, чтобы эта доля осталась в его ведении, как и бОльшая часть акций сегодня. Но там желающих много.

Почему? Я вам скажу. Сегодня ММК проводит очень большую программу техперевооружения. В самое ближайшее время там будут закрыты последние мартеновские печи, а их было  35. Значит  два цеха полностью ликвдированы, сейчас в одном цехе несколько печей работают еще, но вместо них /уже заключены контракты/ будут построены электропечи и установки непрерывной разливки стали и комбинат будет полностью обновлен. То есть, он будет иметь самый современное конвертерное производство, они уже его имеют, кстати,  и уже 9 млн стали дают там, и электропечной металл. Это высококачественный металл. И полностью 100% с непрерывной разливкой стали, ликвидируют последний блюминг /из 3 один остался/, кроме того, идет большая программа существующих прокатных станов на принципиально новые.  И, таким образом, через 2 года ММК будет самый современный комбинат в мире по составу оборудования. И сегодня у него очень высокая прибыль, высокая рентабельность. Конечно, много желающих завладеть этим /17% или 23% обыкновенных акций/ пакетом. Но магнитороцы сами с усами - не дураки. Они готовятся, они накапливают средства на выкуп этих акций. И, конечно,  лучший вариант - это, если эти акции останутся в ведении самого комбината.   Потому что всегда, когда есть несколько акционеров, возможны конфликты. Кто-то решил спекульнуть перепродать, кому-то что-то не понравилось, понимаете? А, когда один хозяин, там все делается как надо.

Вопрос: У отрасли российской металлургической, как Вы считаете, какой рынок самый перспективный? Европейский, СНГ, Америки, Азии, Китая?

Серафим Колпаков: Самый перспективный - это внутреннее потребление. При советской власти мы весь металл потребляли внутри. Вот, возьмите, сколько в Свердловской области, по Уралу предприятий заводов машиноностроительных работает в четверть силы? Вчера на выставке Ирбитский мотоциклетный был представлен. Они говорят, мы неплохо сейчас раскрутили производства. А ведь всего 10% /делали 130 тысяч в год единиц/ от того, что делали некогда. Когда металл пойдет на внутренний рынок, это не только скачок машиностроительной отрасли, это рост всей экономики.

Вопрос: А как Вы прокомментируете конфликтную ситуацию, когда производителей металла обвиняли в почти необоснованном завышении цен те же нефтяники, трубники?    

Серафим Колпаков: Цены на весь металл в мире выросли. В Америке оцинкованный металл ровно за три месяца в 2 раза дороже стал. Был 400 долларов, сейчас - 800, понимаете? То есть во всем мире резко поднялась стоимость металла.Естественно, что трубы поднялись в цене.  А у нефтяников цена на нефть тоже поднимается, это что? Цены взаимосвязаны, мы встроены уже в рынок...

        



Оксана Короткова