Аналитика


Идем в школу
Общество | Портреты | Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Экономика | Политика | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Мы продолжаем публикации в рамках совместного с телекомпанией "Ермак" проекта "Школьный советник". Те из начших читателей, кто интересуется школьной темой, уже смогли узнать из предыдущих интервью о том, что и как стоит делать родителям, когда у ребенка "сбоит" здоровье, как выстораивать отношения с педагогами в младшей школе, что такое права ребенка, и зачем, и как их нужно соблюдать. Сегодня из интервью врача-дефектолога, руководителя школы раннего развития Марии Трубиной вы узнаете о том, что делать, если ваш ребенок плохо успевает по школьным предметам.   

Вопрос: Давайте, сначала пройдемся по разным предметам. Например, что может означать отставание в письме?

Мария Трубина:  Если ребенок к первому классу не имеет навыков письма и не может запомнить буквы, у этого может быть несколько причин. Например, нарушение зрительной памяти. Вторая возможная причина - проблема логопедическая, когда у ребенка нарушено зрительное восприятие, и он не может сложить предлагаемые ему образы в буквы. Третье - это нарушение пространственного восприятия. Любой из этих недостатков можно преодолеть.

Вопрос: А ,если ребенок плохо усваивает формулы: геометрию, тригонометрию, химию?

Мария Трубина : Это может быть связано  опять-таки  с пространственным восприятием, как и с нарушение словесно-логического мышления. Ребенку тяжело абстрагировать линии и формулы от конкретного начертания и он не понимает содержания, которое вложено в эти формулы. Опять же – преодолимый дефект.

Вопрос: А, если ребенку трудно дается математика?

Мария Трубина:  Это может быть опять нарушение пространственного восприятия. А, может, в свое время он механически выучил цифры /хорошая механическая память/, но он не представляет, что кроется за числом "3", что число "6" может быть составлено из 4 и 2. На механическом уровне его дошкольная база помогает ему в начальном периоде, но потом, когда программа будет усложняться, он с ней не справится и не его в этом будет вина. Нужно продиагностировать пространственное восприятие.

Вопрос: Есть еще вопрос от телезрителя. Девочка не может выучить ноты: пишут две одинаковых ноты на одной линейке, а она их называет по-разному.

Мария Трубина:  Здесь, возможно,нарушены процессы внимания, но это может определить только специалист. А, возможно, ребенок не способен зрительно соотнести две рядом нарисованные ноты, ему, может, надо пальчиком пересчитать линеечки, а зрительно он не дифференцирует каждую линейку. В этом случае может идти речь о нарушении зрительного восприятия. Есть еще один вариант: может быть, у ребенка идет снижение зрения и он просто не видит линеек. Причем, все эти проблемы характерны не только для малышей. Они могут всплыть в любом возрасте. В старших классах , как мы уже проговорили, нарушение пространственного восприятия может аукнуться на тригонометрии, например, на черчении, на физике.

Вопрос: Можно сказать так, что за неуспеваемостью по предметам у ребенка может стоять не только психологическая, но и какая-то физиологическая причина?

Мария Трубина:  Да, и, к сожалению, эта причина в последнее время доминирует. Поступая в первый класс, многие дети уже имеют хронические заболевания, идут в школу соматически ослабленные, часто болеют, что приводит к пропуску занятий. В результате, ребенок регулярно не успевает усваивать программный материал. Он вынужден заниматься дополнительно, а он итак ослаблен частыми болезнями, и у него проблемы эти, как снежный ком, накручиваются. Мы иногда ребенка встречаем уже на пороге кризисной ситуации.

Вот, например, ситуация с письмом. Причина может быть в том, что в свое время у ребенка не было сформировано фонетическое восприятие. Он не слышит звуков и поэтому пишет с ошибками. Он заменяет "С" на "Ш", не слышит в середине слогов, а ему говорят: "Будь внимательней". Ребенок старается, но правильно выполнять задания он физически не может, а оказывается виноватым, получает по затылку. Результат - стрессовая ситуация. Поэтому, дорогие родители,  за любую неуспеваемость не спешите ребенка ругать, упрекать в том, что он ленится или мало занимается, – сводите сначала на консультацию к специалистам. Можно с ребенком читать по два, по три часа, бесконечно переписывать тексты и работать над ошибками, но он все равно не сможет писать грамотно. Ведь физиологическую причину не может определить ни родитель, ни педагог.

Вопрос: А к каким специалистам обращаться за помощью?

Мария Трубина:  В первую очередь это логопед /он ведь занимается не только постановкой правильного произношения/. Обязательно - дефектолог, который оценивает уровень познавательной деятельности, обучаемости ребенка. И обязательно психолог, который работает над формированием учебной мотивации, над развитием эмоционально-волевых процессов. В последнее время они все чаще работают вместе. И, конечно, без невропатолога, без психиатра в некоторых случаях не обойтись. Эти два специалиста определят, нужно ли ребеночка пролечить. Например, в средних классах, когда происходит гормональная перестройка организма и активный рост, бывают такие проблемы как жуткие головные боли. Ребенок в таком состоянии не может учиться! Родители кормят его анальгетиками, но причина может быть совершенно в другом. Возможно, была родовая травма у ребенка, которая теперь – именно в этот период – дает о себе знать. И – вполне возможно, что у него сосудистая дистония – тогда бессмысленно пить анальгин! Необходимо обратиться к невропатологу. Так как из-за сужения сосудов головного мозга, возникает не только боль, но и снижается уровень работоспособности мозга. Мало кто из родителей об этом знает…

Вопрос: По каким признакам родитель может оценить, что ребенка пора вести на обследование? На что реагировать как на симптом?

Мария Трубина:  Если ребенок в первом классе начал свое обучение успешно, а классе в третьем вдруг учителя заявляют, что он не справляется с программой. Это первый сигнал о том, что надо обращаться к специалистам. Родитель и учитель видят только следствие: "ребенок не успевает", а причину могут обнаружить только специалисты. Другие симптомы – это нежелание ходить в школу: опять же не нужно торопиться объяснять ребенку, что это твоя обязанность. Пусть ребенка первично осмотрит психолог, может быть, там конфликт, а, может быть, у ребенка проблемы другого рода. Например, закончился запас дошкольных знаний… А так как учится ему было в начальной школе легко, и вдруг у него не получается, он этого пугается и желание учиться пропадает. И это относится не только к малышам. Еще раз хочу подчеркнуть, что физиологические причины отставания в обучении могут коснуться школьников любого возраста: просто у разных возрастов эти причины разные. Не ленитесь ходить к специалистам.

Свои вопросы Школьному Советнику задавайте на e-mail sovetnik@ermaktv.ru, или звоните на телекомпанию Ермак в Екатеринбурге: (343) 3-777-007 с 10-ти до 17-ти по будням.

Программа "Гость Дня" из серии "Школьный Советник" выходит в эфир по вторникам и четвергам, в 21.00 /в Екатеринбурге/ на телекомпании Ермак.