Аналитика


Реформа образования по-тюменски - лучшая модернизация в стране?
Экономика | Портреты | Общество | Челябинская область | Тюменская область | Экономика | Политика | Центральный ФО

Реформа российской системы образования, которая не так давно началась в стране, пока у большинства специалистов вызвала лишь критику и нарекания. Уж слишком много в реформе проколов, считают они. Но, может, им это с непривычки кажется, от того, что впервые за последние несколько десятилетий кто-то начал менять отечественную схему обучения? Над реформой сейчас трудятся Министерство образования и наук РФ, ректоры ВУЗов, педагоги, но вопросов все равно больше, чем реальных результатов. Чтобы решить проблему, федеральное министерство обратилось за помощью к региональным департаментам образования. Министр Андрей Фурсенко начал ездить по стране и проводить в регионах совещания с целью узнать, какие к реформе существуют претензии,  как их разрешить. Но главное – чтобы получить конструктивные предложения о ходе модернизации. Одно из них предложила Тюменская область. Выслушав доклад губернатора региона Сергея Собянина о ходе реформы в области, Андрей Фурсенко пришел в восторг: "Вы разрешили многие вопросы, над которыми трудилось наше министерство. Я по-человечески благодарен Вам за это. Ваша схема модернизации – лучшая в стране. И я буду ее представлять другим регионам, чтобы подобную же систему они воплощали у себя" .

Как же Тюменская область модернизирует систему своего образования? "Приступая к реформированию, мы четко определились: наши финансовые возможности ограничены. Хотя, конечно, Тюменская область далеко не из бедных регионов. Сейчас на образование мы тратим порядка 20% бюджетных средств. Но отчетливо понимаем, что это предел, большего позволить себе уже не можем. Поэтому  мы, как заказчики, решили контролировать эффективность средств, направляемых нами на образование, и поняли, что отрасль обладает значительными внутренними резервами для самостоятельного привлечения капитала", - говорит Сергей Собянин.

В самом начале модернизации тюменские реформаторы столкнулись с проблемой - количество педагогов в специальных коррекционных, общеобразовательных учреждениях превышает число учеников. Причем, чем меньше становится школьников, тем больше появляется учителей. К тому же самих педагогов в школах значительно меньше, чем обслуживающего персонала. Такое положение дел областное правительство посчитало нонсенсом. "Не понятно, кого мы финансируем: педагогов или детей", - возмутились чиновники и провели кадровую оптимизацию. Если до модернизации в школах области было 47 % педагогического состава, а 53%непедагогического, то теперь обслуживающего персонала всего 31%, остальные - учителя. Затем в учебных заведениях было сокращено количество классов, а в оставшихся, соответственно, увеличено число учеников.

"Когда мы говорим: дайте денег в школу, то не задумываемся, кому деньги – то идут. Ведь педагогам достается меньше половины всей суммы. В конце концов, мы преодолели эту несправедливость, но у нас есть еще возможности для дальнейшей оптимизации. И мы будем ее продолжать. Однако против кадровой политики выступают сами работники образования и общественность. Все, что делается административными методами, всегда подвергается критике. Тогда мы решили пойти другим путем – действовать не управленческими, а финансово-экономическими рычагами", - сообщил Сергей Собянин.

В области было введено нормативное финансирование системы общего образования, исходя из количества школьников. Сколько в учебном заведении учеников, столько денег оно и получает.  Таким образом, деньги стали платить не за учителей и их работу, а за учеников. Это породило конкуренцию между школами, они начали соперничать за учеников. Изменилась и система оплаты труда педагогов. Теперь она зависит не от количества рабочих часов, а от числа учеников, с которыми педагогу приходится работать. Благодаря этому в школах сократилось количество учебных часов, а, соответственно, и нагрузка на учеников. При этом размер зарплаты у учителей полностью сохранился. Еще одно экономическое преобразование - с 2005 года все потоки бюджетных денежных средств в области образования будут поделены на две части. Пять процентов пойдут в фонд стимулирования учебных заведений, все остальное – напрямую в школу. Деньги, которые поступят в общеобразовательные учреждения, также будут распределены на две части: 70% всей суммы - заработная плата педагогам, 30% - фонд стимулирования школы. Причем 30%-ым фондом будут распоряжаться не директор учебного заведения, а педагогический коллектив школы совместно с родительским советом. "Сейчас говорят, что родители не могут влиять на жизнь школы,  поэтому их дети являются подчиненными педагогов. Мы же сделали так, что 30% зарплаты учителей будет зависеть от родителей", - объясняется Сергей Собянин.

Выстраивая приоритеты образования, тюменцы определили три базовые задачи школы: обучать, воспитывать и сохранять здоровье учеников. И первой проблемой стало уменьшение учебной нагрузки на школьников. Проанализировав ситуацию, реформаторы пришли к выводу: российское министерство образования само искусственно наращивает нагрузку. Причем там, где ее увеличивать вовсе и не надо бы. Учитывая все требования министерства образования, недельная нагрузка на учащихся 11 класса составляет 60 часов. При этом федеральный компонент составляет всего 24 часа, остальное - региональный. Но по инструктивным письма министерства местный компонент является обязательным. Поэтому все 60 часов ученики высиживают фактически по распоряжению федерального министерства. Правительство Тюменской области после дебатов со своим департаментом образования решило сократить школьникам учебную нагрузку. При этом, дабы не вызвать нареканий прокуратуры, суда, попросило российское министерство законодательно обозначить максимум учебных часов.

Реформа коснулась и дошкольного образования. Если до модернизации затраты областного бюджета на него достигали 114%, то сейчас детские сады перешли к самофинансированию и конкурентной экономике. При этом их бюджеты не сократились. На конкурсную основу были переведены и учреждения дополнительного образования. Как ни странно, это не только сохранило сферу, но и породило новые школы дополнительного образования, центры, даже университеты. Правда, неконкурентоспособным учреждениям пришлось-таки закрыться. Тем не менее, количество и качество дополнительного образования выросло. Если год назад только 50% маленьких тюменцев посещали студии и художественные кружки, то теперь там занимается 80% детей.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко от тюменской модели реформы пришел в восторг. Он долго благодарил за нее главу области и заявил, что будет пропагандировать тюменский опыт в других регионах. Сергей Собянин в свою очередь уточнил, что это только начало реформы, главные же результаты еще впереди…

                              Тюмень - Екатеринбург