Полный коллапс наступил в регистрационной службе по Свердловской области. Совковые очереди на фоне рыночных отношений нанесли существенный финансовый удар по екатеринбургским риэлторам. Чиновники заявляют, что виной всему новое программное обеспечение, на которое сейчас переводят все региональные управления регистрационных служб. И, хотя программы сменили не только в Свердловской области, такого серьезного сбоя, как здесь, больше нигде не произошло.
На улице у входа в управление, в надежде зарегистрировать сделку, отдать или получить документы, дежурят сотни
Фото |
Раньше, когда каждое региональное управление работало на своем программном обеспечении, вопрос больших очередей настолько остро не стоял. Но не так давно на уровне Правительства РФ было решено установить во всех службах единое ПО. Тут же вспомнился недавний печальный опыт еще одного нововведения в сфере рынка и информационных технологий, когда из-за непродуманности единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) разразился алкогольный кризис. Сейчас законодатели намерены начать разработку систем защиты лекарств от подделок. История с ГУ ФРС на Среднем Урале - из той же оперы?
Заместитель руководителя ГУ ФРС по Свердловской области Олег Козырев объясняет технические трудности тем, что предыдущая база данных была очень объемной, она содержала 100 тыс. записей, и при переводе произошел сбой: "Я бы не сказал, что сбои происходят из-за недоработки производителя. Провести тестовые испытания было невозможно. Просто сотрудники должны привыкнуть к этой программе, и в итоге работать с ней так, как положено".
Разработчиком данного программного обеспечения является ООО "Комплексные программные решения" (Таганрог). Аналогичное ПО уже введено на территории Челябинской и Ростовской областей, в Ингушетии, Чечне, республике Алтай и Карачаево-Черкессии.
"Среди перечисленных субъектов федерации есть проблематичные регионы, в которых, несмотря ни на что, все прекрасно работает. В Свердловской области трудности возникли с исходными данными, которые находились не в очень хорошем состоянии. Старое программное обеспечение было сделано не совсем корректно. Если бы они на этой программе работали еще несколько лет, то переход был бы более плачевным ", - пояснили в фирме-разработчике, добавив, что некоторые данные вообще приходилось переносить в ручную. |
Утверждать, что в других регионах переход произошел совсем безболезненно, тоже нельзя. Так, определенные сложности были в Челябинской области. Заместитель руководителя региональной регистрационной службы Марина Воронина пояснила Накануне.RU, что с переходом на новое ПО обеспечение очередей не удалось избежать и здесь: "Пару дней у нас не было приема, но к концу недели ситуация стабилизировалась. Дело в том, что это программное обеспечение отличное от тех программных продуктов, на которых раньше работали учреждения юстиции. По нашему опыту работы страсти вокруг этого подогревались самим населением. Программа, которую ставят, очень хорошая. Понятно, что есть сложности в ее освоении".
Разработчики программного обеспечения также заявляют, что оно в порядке, а причина в "человеческом факторе". "Главная сложность заключается в том, что программу приходится внедрять "по живому", т.е. людей-то остались столько же, помещение тоже не меняли. Технику никто не дал. В определенный момент времени людям пришлось выполнять свою работу, плюс обучаться новой программе", - рассказал Накануне.RU руководитель проекта ООО "Комплексные программные решения" Андрей Заичкин. Так сказать, рабочая ситуация. Из-за которой срывается множество сделок.
Стандартный пример: человек берет ипотечный кредит. Банки дают деньги только после предоставления расписки из регистрационной службы. Кстати, раньше, когда документы можно было оформить за неделю, кредит выдавали после факта регистрации, но когда срок продлили до месяца, банки пошли навстречу заемщикам.
Тем не менее, суть от этого не меняется, ведь сейчас даже сдать
Фото: Накануне.ru |
"Непосредственно рынку какой-то серьезный удар нанести нельзя, но частникам операций с недвижимостью, включая и риэлторов, данная ситуация доставляет большие неудобства. Риэлтор сегодня не в состоянии качественно оказать услугу", - отмечает исполнительный директор Уральской палаты недвижимости Рустем Галеев.
По его мнению, смена ПО не стала первопричиной сбоя работы регслужбы, а послужила лишь катализатором: "Проблемы глубже. Наша регистрационная служба работает после реорганизации полтора года и до конца еще не выправилась. Сбой программного обеспечения – дополнительный фактор, который настолько ухудшил ситуацию, что возникла социальная напряженность".
Напомним, что указ о реформировании Министерства юстиции вышел в марте 2004 года. В итоге образовались три структуры, подотчетные Минюсту: Федеральная служба исполнения
Фото: www.rg.ru |
Говорить о том, что ГУ ФРС по Свердловской области ничего не делает для того, чтобы решить проблему с очередями, тоже было бы несправедливо. Как отметил замначальника управления по Свердловской области Олег Козырев, увеличено количество кабинетов и продлены часы приема, а сотрудники службы готовы работать без выходных. В общем, проблему пытаются разрешить в авральном режиме.
Руководство регслужбы рассчитывает, что на нормальный график работы они смогут выйти через полторы недели. Рустем Галеев считает, что последствия смены ПО будут сказываться еще около месяца: "Очередь уже чуть ли не 700 человек. По максимуму, сотрудники службы могут принимать 250 человек в день. С учетом того, что эти новые 200-250 человек появляются каждый день, это может затянуться".
Исполнительный директор Уральской палаты недвижимости рассказал, что похожая ситуация год назад была и в Уфе. Люди сидели под стенами регистрационной службы, чуть ли не жгли костры. В ситуацию вмешался Президент республики, и только после этого положение стало выправляться. На сегодняшний день в Уфе общий срок регистрации 15 дней.
Срок регистрации в Свердловской области - 30 дней. "Он соответствует закону, но не соответствует требованиям рынка. К сожалению, у нас другого срока нет. А ускорить регистрацию вполне возможно. Например, предоставить помещения для организации новых рабочих мест. Дело это государственное, поэтому стоять в стороне было бы неправильно. Например, в Санкт-Петербурге существуют отдельные площадки по обслуживанию юридических лиц. Есть целый ряд мер, которые могут предпринять местные органы власти", - заявил Рустем Галеев. Но, опять же, все упирается в финансирование.
"Горячие" дни екатеринбургским риэлтором еще предстоят. Как знать, возможно, и не только им. В Курганской, Тюменской областях, а также на Ямале и в Югре смена программного обеспечения пока только ожидается...