Аналитика


Уральская попытка разобраться в проблемах СНГ накануне саммита глав государств ЕЭП
Политика | Свердловская область | Ямало-Ненецкий АО | печать | Россия

Екатеринбург накануне принимал участников IX Российского Экономического Форума /РЭФ/, посвященного теме: "Экономическое сотрудничество - фактор интеграции стран СНГ". Надо сказать, тема не новая и уже была в повестке форума в 2002 году. Вернуться же к обсуждению интеграционных процессов, по заявлению организаторов РЭФ, побудили “позитивные тенденции в экономике государств СНГ, наметившиеся за последние два года”.

Если говорить в цифрах, за минувший год ВВП в странах СНГ увеличился в среднем на 7%, прирост производства в промышленности на 8%, выросли объемы инвестиций в экономику и взаимной торговли. Внешнеторговые операции со странами СНГ в 2003 году /по сравнению с 99-м годом/ в республиках Молдова, Казахстан Азейбарджан возросли в 2 раза, на Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении и России – в 1,8 раза, в Кыргызстане - в 1,6 раза. Объем взаимной торговли в целом в СНГ составил $ 77 млрд. Между тем, обладая 5% численности населения планеты, 10% мирового промышленного потенциала, 25% запасов природных ресурсов /18% мировых запасов нефти и 40% газа/ и 10% мирового производства электроэнергии, в объеме мировой торговли Содружество все еще занимает незаметные 2%.

Целью IX Российского Экономического Форума как раз и была объявлена задача “выработать меры, способствующие экономической интеграции в рамках государств СНГ и активизации процессов создания единого экономического пространства”. К участию в решении столь важной поставленной задачи организаторы РЭФ, естественно, пригласили руководителей федеральных органов государственной власти. В частности, вице-премьера России Александра Жукова, заместителя председателя Госдумы РФ Георгия Бооса, заместителя председателя Совета Федерации РФ Михаила Николаева и заместителя министра иностранных дел РФ Андрея Денисова, ожидалось также участие вице-премьеров всех республик Содружества. Однако, свой приезд накануне подтвердили только вице-премьеры Белоруссии, Молдовы, Казахстана и Азербайджана, а на форум прибыл лишь Василий Иовв /Молдова/. Не прибыл в уральскую столицу и вице-премьер России, и заместитель председателя Госдумы РФ. Руководители секций форума, а также республиканские делегации, надо сказать, прибыли тоже далеко не в полном составе.

Первую половину первого дня форума прибывшие его участники провели в сполшных экскурсиях: посетили Евро-Азиатскую промышленную выставку, ряд заводов и культурные достопримечательности Екатеринбурга. Затем, отобедав в доме правительства Свердловской области, разошлись по разным его этажам для работы в секциях форума. Секций было восемь, каждая из которых являла собой определенный аспект в интеграции СНГ: от интеграции в промышленной сфере и согласования трудовой, кадровой и миграционной политики до углубления межрегиональных связей и духовной, межнациональной интеграции народов стран Содружества. Центральной темой, естественно, стало развитие и интеграция в промышленной сфере как “двигателя” экономического прогресса.  

Пленарное заседание форума открыл секретарь Национального Экономического Совета /в его состав входят организаторы и спонсоры РЭФ/, губернатор Свердловской области Эдуард Россель: “Важнейший показатель степени интегрированности стран является уровень взаимной торговли. Между странами СНГ он сегодня составляет 25-30% от общего объема внешней торговли, тогда как в странах Европейского Союза этот показатель превышает 60%, а в Советском союзе на межреспубликанский обмен приходилось до 80% торговых операций...  Наиболее развитое на сегодняшний день в мире интеграционное сообщество – Европейский союз – зарождалось как сообщество угля и стали, объединяющее угольную и сталелитейную промышленность шести стран. И только благодаря жесткой, единой межгосударственной политике Союз занял важную роль на международной арене. У нас же есть все исторические и экономические предпосылки для создания Единого экономического пространства, но нет стратегии развития Содружества, хотя бы на ближайшие 15-20 лет”.

Далее, поскольку в СНГ речь идет о создании единого экономического пространства, Эдуард Россель в качестве второй ключевой рекомендации Национального Экономического Совета и участников Форума по активизации этого процесса назвал: необходимость скорейшего объединения таможенных территорий; обеспечения в рамках Содружества свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; проведения единой тарифной, внешнеторговой и согласованной налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой; наконец, инновационной политики.

Собственно, ничего конкретного и принципиально нового здесь не прозвучало. Далее Эдуард Россель объяснил уже свое личное видение того, отчего же при всей ясности экономической необходимости и положительного эффекта интеграции для всех стран СНГ, вопрос этот “очень вязко, очень медленно решается”. “Я предлагал, что должен быть создан какой-то аппарат, орган, который бы не на добровольной общественной основе, а наделенный принципиальными полномочиями, зная проблему, занимался ее решением. Вот чего сегодня нет”, - категорично резюмировал он.

Складывается такое ощущение, что Эдуард Россель “намекает” таким образом на готовность взять инициативу в собственные руки? ...Тем более учитывая столь высокую задачу, возложенную свердловским губернатором /уже во второй раз/ на свое детище - Российский Экономический Форум и Национальный Экономический Совет, действующие, кстати, пока на общественных началах.

На что заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов, в свою очередь, заявил: “Знаете, разного рода органов в рамках СНГ у нас уже достаточно много, и вопрос сейчас не в создании каких-то новых, а в получении эффективности действующих. Что зависит от всех стран Содружества, в том числе и от российской стороны. У нас есть Экономический Совет СНГ, есть интеграционный комитет в рамках ЕврАзЭС /Евразийское Экономическое Сообщество, в составе Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России, как раз и предполагает создание единого экономического пространства/... Я еще раз хочу сказать, что разного рода органов нам хватает, а вот качество их работы это уже другой вопрос ”, - при этом Андрей Денисов подчеркнул, - “У Евросоюза на интеграцию ушло 50 лет, у нас, как мы все говорим, еще только 13-ть.”

Как уже отмечено, заместители премьер-министров РФ и стран СНГ /за исключением Молдовы/ на форум не прибыли. В делегации республик Азейбарджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Украины вошли министры промышленности и полномочные послы в РФ, а также представители промышленных групп и банковской сферы. По представительству и численности республиканские делегации были значительно скромнее, нежели российская сторона /в частности, прибыл заместитель председателя Совета Федерации РФ Михаил Николаев, заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов, член Совета Федерации РФ Рамазан Абдулатипов, а также вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров, президент Международного союза металлургов Серафим Колпаков, президент Международного союза машиностроителей Иван Силаев, президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев, генеральные директора ООО “УГМК-Холдинг”, ОАО “СУАЛ-Холдинг”, ОАО “Трубная металлургическая компания”, ОАО “Уралвагонзавод” и ряда других крупнейших предприятий Урала, были директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и руководитель Центра инвестиций и инноваций Института экономики РАН, представители банковской сферы и общественные деятели/. 

Самым широким образом, естественно, был представлен Урал, а по докладам участников форум по большей части ничем не отличился от научно-практической конференции с разумеющейся презентацией экономического потенциала Свердловской области. Вот, например, как своими впечатлениями с участниками форума на пленарном заседании поделился заместитель торгового представителя республики Казахстан в РФ Вячеслав Чернов: “Да, на 7-ой сессии “Межрегиональные связи и их роль в углублении экономической интеграции стран СНГ” состоялся интересный разговор. Но будет и 10-ый форум, и так далее... Ведь надо когда-то уже переходить от разговоров к чистой конкретике, рассматривать конкретную проблему и предлагать конкретные пути решения. Потому что просто говорить  - вот надо, а будет лучше так - знаете, это уже потеря времени и денег. Так что, если будет конкретика  - пользы от форумов будет значительно больше”.

Планами на новый крупный межрегиональный проект поделился и Эдуард Россель: “совсем недавно я лично вышел на президента Таджикистана с предложением рассмотреть вопрос приватизации алюминиевого завода в республике силами нашего ОАО “СУАЛ-Холдинг”. Завод тот выпускает 300 тыс тонн первичного алюминия при полной мощности в 0,5 млн тонн, глубокой переработки там нет, а мы такую программу предлагаем. Ответа на предложение пока не получили”.

Генеральный директор ЗАО “Трубная металлургическая компания” Дмитрий Пумпянский в своем докладе сообщил:  “Мы производим более 2,5 млн стальных труб, поставки осуществляются в более чем 50 стран мира, при этом странам СНГ компания уделяет приоритетное внимание. Например, в прошлом году СНГ закупило почти один миллион труб российского производства, где доля нашей компании составила более 30%”, - из числа новых совместных проектов в странах Содружества с участием ТМК Дмитрий Пумпянский назвал два: “На сегодняшний день активное строительство идет в Азейбарждане, Казахстане и планируется в Узбекистане. В Казахстане строится новый завод по производству теплоизоляционных конструкций. В Азейбарджане в апреле этого года ТМК подписало соглашение о совместном строительстве современного трубного производства на базе завода постройки еще времен Советского союза, мощностью 400 тыс тонн трубной заготовки. В течении двух ближайших лет инвестиции в строительство нового производства составят $ 35 млн”.

Активное двухстороннее взаимовыгодное экономическое сотрудничество регионов России со странами СНГ и восстановление утраченных производственных связей - вне всякого сомнения один из основных факторов интеграции. И здесь - как возможность продемонстрировать производственный и экономический потенциал Среднего Урала и республик Содружества - форум пожалуй как раз и состоялся. А вот в то, что рекомендации его оргоргана - Национального Экономического Совета - станут “путеводной звездой” в Содружестве - верится с трудом.

Детище Эдуарда Росселя отнюдь не международный саммит. Решить заявленную задачу по выработке конкретных предложений руководству стран СНГ, и тем самым поспособствовать активизации процессов создания единого экономического пространства, заведомо не дано. Важность интеграции для экономики государств СНГ сегодня в объяснениях не нуждается, да и те самые конкретные меры, а уж тем более рекомендации к действию, являются прерогативой исключительно правительств, федеральных министерств и ведомств стран Содружества. Что касается президентов стран СНГ /с которыми Эдуард Россель успел повстречаться и “имел содержательный разговор”/, они явно не испытывают недостатка в разного рода советчиках.

Как ни крути, но у форума и его национального совета не тот уровень. Может быть, оттого свердловский губернатор активно лоббирует идею создания “органа, который бы не на добровольной общественной основе, а наделенный принципиальными полномочиями, знающий проблему, занимался ее решением”? Этакого Национального Экономического Совета, который уже дважды вынес на повестку своей общественной трибуны готовность помочь Содружеству поскорее интегрироваться. А что? Место работы весьма подходящее для завершения крупной политической карьреы...