Аналитика


Сергей Иванов: Высокие технологии "оборонки" станут базой для диверсификации всей экономики страны
Экономика | Свердловская область | Свердловская область | В России | Уральский ФО

Первый вице-премьер России Сергей Иванов, похоже, нашел способ все же диверсифицировать российскую экономику. Основой для диверсификации, по его мнению, должен стать оборонно-промышленный комплекс.

"В оборонно-промышленном комплексе сконцентрировано около 70% процентов инновационных технологий. Около половины научных сотрудников – это работники ОПК. На этой базе мы можем создать точки опоры для диверсификации всей экономики страны".

По мнению Сергея Иванова, которое он высказал на выездном заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, прошедшем накануне в Екатеринбурге, необходимо использовать научный потенциал, накопленный "оборонкой", в мирных целях.

Предполагается, что в будущем военные заводы продолжат конверсию и будут выпускать еще больше гражданской продукции. Однако не сковородки и чайники, как это было в начале 90-х, а высокотехнологичные товары, которые будут пользоваться спросом не только на внутреннем, но и на мировом рынке. На данный момент уже

существуют военные предприятия, доля гражданской продукции на которых достигает 50-60%. Раньше, кстати, считалось, что такой подход убивает военную промышленность. Отчасти это так – повторим, выпускались чайники и прочая посуда, и, соответственно, научный потенциал, самое важное достояние любого предприятия, просто не использовалось. Сейчас же конверсия пошла по руслу hi-tech,
и Фото: Накануне.RUинновации, грубо говоря, начали взаимопроникновение – какие-то разработки, придуманные для военной техники, нашли применение и "на гражданке", а какие-то идеи, разработанные уже в рамках конверсии, находят себе место и в военной продукции. В качестве примеров удачной конверсии были приведены несколько уральских предприятий, например - "Уралтрансмаш", который наладил производство трамваев, и УОМЗ, активно развивающий производство медицинской техники.

Однако, как было отмечено на совещании, существует проблема в отсутствии внимания к военным разработкам со стороны частного бизнеса. "Складывается ситуация, когда,с одной стороны,есть деньги без идей, с другой – идеи без денег", - заявил Сергей Иванов. По его мнению, такая ситуация сложилась из-за косности мышления бизнесменов и нежелания думать о будущем. По мнению первого вице-премьера, необходимо создавать условия, когда привлечение инноваций было бы выгодно. "Тех, кто отказывается от инновационных технологий, следует наказывать рублем", - отметил Иванов. Правда, вечером, на пресс-конференции, он уточнил, что же имел в виду. Оказывается, штрафы ортодоксам от промышленности не грозят – они и сами загонят себя в яму. Без новых технологий, без постоянного развития их продукция со временем перестанет быть конкурентоспособной, а значит, ее никто не будет покупать – частнику не нужен товар, который отстал от жизни. Рассчитывать на государственные закупки таким горе-бизнесменам тоже не стоит – государство, заявил Сергей Иванов, является эффективным собственником, и не будет покупать абы что.

У военных заводов, между тем, остаются свои проблемы. Так, например, появилась некачественная продукция. Если военные товары поступают "клиентам" только после госприемки, то с гражданскими такой процедуры нет. В итоге ОАО "РЖД" было вынуждено снять с дорог вагоны производства УВЗ.


По словам Сергея Иванова, есть несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, можно включать в контракт размер неустойки, во-вторых, создавать на заводах-производителях комиссию по приемке со стороны заказчиков не только в военной сфере, но и в гражданской. Однако лучшим вариантом, считает первый вице-премьер, будет создание эффективного внутрифирменного контроля, аналога ОТК.

Фото: Накануне.ruВ случаях, когда на оборонных предприятиях выполняется оборонный заказ, тоже есть свои нюансы. С 2008 года контракты будут заключаться не напрямую с ведомствами – Минобороны, МВД, ФСБ и далее по списку, а со специализированным Федеральным агентством, потому что "заключать контракты – это не дело людей в погонах". На данный момент Военно-промышленной комиссии уже удалось убедить тот же Минфин в пользе "длинных" контрактов – на 5-7 лет, так как те же корабли и подводные лодки строятся именно столько лет. Но после такого перехода необходимо и еще одно условие для нормального развития. От финансирования заказов и контрактов "по годам", когда определяется цена на каждый год по отдельности, необходимо переходить на контрактование "в целом" – когда стоимость контракта определяется полностью при его заключении. Такой подход, считают члены ВПК, поможет частично решить проблему монополизма, когда какие-то комплектующие производятся на единственном в России предприятии.

Проблему конкуренции, кстати, члены комиссии также обсудили достаточно подробно. Отказываться от нее не стоит, однако надо учитывать специфику производства. Конкуренция среди серийных производителей не так необходима, как "на гражданке", однако есть необходимость в конкуренции идей – это позволит развивать в первую очередь инновации в "оборонке", а вместе с ней – и всей остальной экономики страны.

"Вы знаете, что сейчас готовятся поправки в законодательство, касающиеся размещения заказов у единственного исполнителя, - пояснил первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии, Министр РФ Владислав Путилин. - Но это не значит, что мы должны все заказывать только у одного производителя. Конкуренция должна быть. Но конкуренция не серийных производств, а идей и технологий, чтобы было несколько инновационных предприятий по каждому направлению, и они соревновались между собой, кто сможет предложить новые идеи".

Наряду с вопросами общего развития отрасли, обсуждались и вопросы развития отдельных предприятий. Так, например, поднимался вопрос о создании на базе корпорации "ВСМПО-АВИСМА" технопарка "Титановая долина". Этой идее уже несколько лет и в последние два года идет работа по ее реализации. По словам гендиректора Владислава Тетюхина, создание технопарка позволит корпорации перейти от поставок на мировой рынок заготовок уже готовых деталей.

"Мы поставляем штамповку. Фактически, вместе с деталями покупатели получают бесплатное сырье для своего производства. Мы делаем многое, чтобы изменить ситуацию, но если будет создан технопарк, если будут в нем участвовать малые инновационные предприятия, то этот процесс можно значительно ускорить. Именно они бы дорабатывали заготовки до готовых деталей. Сергей Борисович (Иванов, - прим. ред.) пообещал поддержку, и, надеемся, это позволит завершить создание нашей технико-внедренческой зоны уже в ближайшее время".

Готовые детали складываются в конечную продукцию. И тут возникают новые проблемы. Любая инновация – это риск. Риск провала, риск при испытаниях. Для того, чтобы его как-то компенсировать, существуют специальные страховые программы. Однако стоит учитывать, что при страховании военных производств зачастую риски превышают те, которые готова погасить одна страховая компания, пусть и самая крупная. С целью избежать проблем в случае наступления страховых случаев (прошу прощения за невольную тавтологию) на совещании было предложено "военным" страховщикам объединиться в единый пул, в котором расходы делились бы между его участниками. Естественно, с учетом специфики производства. Понятно, что от повреждения в бою военную технику вряд ли кто-то возьмется страховать. Однако многие страховые компании готовы взяться за страхование прототипов, страхование при испытаниях, страхование при хранении. И это тоже может стать дополнительным ресурсом при дальнейшем развитии "оборонки".

В целом же проблем у оборонно-промышленного комплекса хватает. Но много и перспектив. Есть, например, проблема кадров. Фото: psj.nsu.ruЕсть и путь ее решения – схема, аналогичная подготовке офицеров в гражданских вузах, когда с первого курса заключается контракт со студентом, по которому он получает какие-то привилегии во время учебы, но за это он должен отработать определенный срок на предприятии, которое заключило с ним контракт. Кстати, далеко не обязательно ограничиваться только ВУЗами.

"Мы "ведем" человека от его рождения до последней панихиды, - поделился с присутствующими генералный директор концерна "Созвездие" Василий Борисов. - Дети ходят в наши детские садики, потом в школах они занимаются в наших классах, ходят в наши кружки. К моменту поступления в ВУЗ мы уже видим, кого изх них мы хотели бы видеть на нашем предприятии".

И практически по всем вопросам ситуация аналогична. Если есть проблема – есть и способ ее решения. Только зачастую эти способы требуют инициативности и ответственности. Предприятия ВПК к этому готовы – на военном производстве не привыкли жаловаться. Не готовы гражданские коммерсанты. Но, повторяя Сергея Иванова, можно сказать лишь одно – экономика сама расставит все по местам. И те, кто не хочет вкладывать средства в будущее, всерьез рискуют остаться без будущего сами, потому что продукция, произведенная по технологиям вчерашнего дня, будет просто никому не нужна. 



Алексей Остапов