Аналитика


Сибирские рантье – люди небогатые
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра | Россия | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Экспертное мнение | Донецкая Народная Республика

Рантье — прослойка денежных капиталистов, не связанных с деловой активностью /Большая советская энциклопедия/.

Недавняя перепись населения показала, что в Нижневартовске пустует более двух тысяч квартир. В них никто не живет. Внаем это жилье также не сдается. Хозяева предпочитают нести ежемесячные расходы по квартплате, но не заселять чужаков. На первый взгляд – совсем неразумная позиция по сохранению личных сбережений. Но у владельцев "лишних" квартир своя логика. Многие опытным путем пришли к выводу, что в Нижневартовске не получается быть рантье. Зачастую, неудобств больше, чем выгоды.

Как стать рантье /неудачный опыт/

Валерий был счастлив: родители купили ему квартиру и теперь он, - студент Нижневартовского пединститута - мог жить отдельно. Но папа с мамой еще не знали, что у сына на эту жилплощадь были совершенно другие виды. Валерий решил - буду жить, как рантье. Деньги для студента важнее свободы от родителей.

Купленная ему однокомнатная "хрущевка" находилась не в центре Нижневартовска. Но минусом это не было. Как оказалось, в городе дефицит сдаваемых внаем однокомнатных квартир. Для порядка был сделан косметический ремонт: родители помогали поклеить новенькие обои, из старой квартиры привезли кровать, еще крепкий шкаф и занавески.

Знакомые помогли с первыми клиентами. Тогда в Нижневартовске шли очередные выборы и в городе появилось много заезжих молодых людей /вроде бы москвичей/ из pr-агентств. Те, не торгуясь, сняли квартиру на полгода за $300 в месяц. Новоявленному рантье просто повезло. Москвичи переплатили. После отъезда пиарщиков квартира месяц пустовала. Сначала Валерий просил за нее  те же деньги, что и раньше. Но ситуация на рынке изменилась. Цена аренды колебалась в вилке 5-7 тысяч рублей в месяц. Валерий сумел сдать  за семь. Только это была семья выходцев с Кавказа, торговавших на рынке. Как потом выяснилось, шаг был крайне легкомысленный. "Мне было все равно кому, лишь бы был порядок", — вспоминает Валерий начало своей карьеры. "Приличная семья с двумя детьми" привела в квартиру настоящий табор. "Я несколько раз приезжал, чтобы посмотреть, что да как, но жильцы, ссылаясь на то, что у них гости, не пускали на порог, — повествует несостоявшийся рантье, — Задолжав за два месяца, жильцы съехали не предупредив. Просто оставили в квартире ключи и захлопнули дверь. Приехал, а там… Обои разрисованы ручкой, унитаз разбит, ковры воняют черт те чем. А у меня даже не осталось паспортных данных жильцов. Договор-то я с ними не заключал" . Это был первый негативный опыт. И Валерий сделал вывод. На этот раз ему помог знакомый.

Как стать рантье /удачный опыт/

Тот повез Валерия по своим квартирам. Правда, квартирами их можно было назвать весьма условно. Это были переделанные в лачуги вагончики. Их на Севере называют "балка`ми". Когда и где знакомому удалось их накупить – осталось тайной. Но в условиях Нижневартовска это было наилучшее вложение денег для человека, мечтающего получать деньги от сдачи жилья внаем. Как объяснил Валерию его знакомый, делать деньги на сдаче внаем балков – гораздо проще и выгоднее, чем сдавать капитальные квартиры. Во-первых, лачуги эти - не жалко, что бы с ними не случилось. Они уже десять раз окупили себя. Во-вторых, ремонт здесь делать не надо. В-третьих, сюда селятся люди, на которых в случае возникновения проблем легко надавить /методы давления не раскрываются/. В- четвертых, налоги за сдачу квартиры внаем платить не надо /по данным налоговой инспекции, в Нижневартовске всего несколько десятков человек платят государству за право сдавать жилье внаем. Чтобы все было по закону достаточно перечислять лишь подоходный налог - 13%. Правда, по слухам, арендодателей хотят причислить к частным предпринимателям и взимать уже 30%/. В-пятых, оплата услуг ЖКХ – не проблема. Сколько лет существует на Севере такое явление, как "балки`", столько лет власти не могут наладить контроль за использованием в них электроэнергии /а значит тепла/ и всего остального, что принято называть коммунальными услугами.

Те, кто снимает балки, сами решают эти вопросы. Как правило, воду им подвозят частники на водовозках, к электролиниям они подключаются нелегально  с помощью доморощенных электриков, удобства роют во дворе, а требования вывозить мусор с территории просто игнорируются.  Короче – выживают, как могут. Но при этом исправно платят за балок. Снять лачугу стоит от 2 до 4 тысяч рублей в месяц. Деньги, как правило, берутся за год вперед. Ушлый знакомый Варерия сдавал 5 балков. Как говорил нижневартовский рантье – "на хлеб с маслом хватает".

После увиденного и услышанного Валерий сделал простой вывод: он вновь сделал косметический ремонт в своей хрущевке и переехал туда жить.

Ситуация на рынке съемного жилья

В Нижневартовске нет и, наверное, уже не будет спроса на хорошо отделанные квартиры. Богатые люди не спешат снимать жилье. Тем, кто имеет деньги, но работает в Нижневартовске временно проще купить квартиру. Самая дорогая недвижимость в городе стоит не более $800 за квадрат. Но им такое и не нужно. Если уж очень хочется съехать из комфортабельных, но гостиничных номеров, то можно купить за миллион рублей приличную квартиру, дать задание обставить ее, а потом за ненадобностью ее всегда можно продать. И это будет вложением денег – жилье в Нижневартовске постоянно дорожает.

Обычно вартовчане сдают квартиры, купленные для детей, полученные по наследству или договорам ренты. Многие хотят, как Валерий, выжать из них по 250-300 баксов в месяц, но на практике не многим это удается. В целом же на нижневартовском рынке арендного жилья цены разнятся не очень сильно.  Однокомнатные квартиры сегодня сдают по цене до 7000 рублей, двухкомнатные – до 11 тысяч, трехкомнатные – до 15000. Пятикомнатные сдают очень редко. В основном под офисы. Как правило, цена аренды здесь – очень гибкая. Но и в этом случае жить, как настоящие рантье в провинции не получается.

Обычно, те, кто сдают квартиру в Нижневартовске, – небогатые люди. Действительно, обеспеченные покупают недвижимость в Москве, Питере, Сочи и в других местах. Здесь логика простая: недвижимость в центре в цене не падает, домик на юге – также всегда привлекателен. На Севере же все так непредсказуемо. Многие помнят, как в соседнем городе Радужном в середине 90-х годов вдруг невозможно стало продать квартиру. Жилье продавалось по цене подержанной "шестерки". Кризис в отрасли заставил людей сниматься с насиженных мест и рынок жилья рухнул. Правда, потом ситуация  изменилась к лучшему, но, как говорится, осадочек у людей остался. Если денег не хватает на недвижимость в центре, то стараются купить хотя бы в Тюмени. В последние 2 года сдавать квартиру в Тюмени можно по таким же ценам, как и в Нижневартовске. Плюс же от такой квартиры – есть куда уезжать в старости или в случае нового отраслевого кризиса.