Аналитика


Сила есть… остальное приложится?
Политика | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Курганская область | Челябинская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | телевидение | Россия | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР

Перемены в подчиненных непосредственно президенту ведомствах, грянувшие на этой неделе, СМИ уже окрестили "силовой реформой". От того ли, что "своя рубашка ближе к телу" или по причине особой важности этой части управленческого аппарата, реформа силовых министерств и служб выглядит значительно более продуманной, однозначной и показательной, нежели изменения в гражданских властных верхах. Если амплитуда трактовки структурных и кадровых новшеств в российском правительстве до сих пор нервно колеблется от крайности до крайности, то "силовые" решения главы государства большинство экспертов называют осторожными.

ФСБ: не в службу, а в дружбу?

Хронологически первым /в минувшее воскресение/ был опубликован указ президента о реформировании Федеральной службы безопасности. Из известных широкой общественности его положений можно отметить следующие: количество заместителей директора ФСБ сокращается с двенадцати до четырех, число первых замов уменьшится с трех до двух, при этом один из них будет одновременно руководителем пограничной службы.

Глава ФСБ будет приравнен по статусу к министру, департаменты станут отдельными службами, в составе которых появятся собственные департаменты и управления. Однако переименования ФСБ в Министерство государственной безопасности не предвидится. Реорганизация должна пройти за три месяца, в течении которых, директор ФСБ представит предложения о приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Указом.

По большому счету, изменения в ФСБ только законсервировали, как ее структуру, так и кадровый состав. Зато повысили статус и довольствие в виде зарплат. Единственный отставленный - замдиректора ФСБ по Северному Кавказу Анатолий Ежков, вероятнее всего, пострадал "за Ингушетию" - надо же было и из чекистов кого-то уволить.

АРМИЯ: смена караула?

Один из главных результатов армейской реформы, озвученной в понедельник, – увольнение начальника Генштаба Анатолия Квашнина. Отставка его - показатель, что гражданский министр Иванов военные истины /хотя бы ту, наполеоновскую: "Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших"/ понимает не хуже боевых офицеров. Кроме Квашнина, отставку получил замглавы МВД и главком внутренних войск Вячеслав Тихомиров и командующий Северо-Кавказским округом ВВ МВД Михаил Лабунец.Причиной смещения сразу трех высоких армейских чинов стала, вероятно, продолжающаяся смена элит в высших эшелонах российской власти, официально именуемая административной реформой. Поводом же отставки оптом считаются все те же ингушские события конца июня.

Что касается структурных перемен, то их озвучил глава Минобороны Сергей Иванов. По его словам, в ближайшее время президент утвердит новое положение о Минобороны, согласно которому у министерства появится центральный аппарат численностью в 10 тысяч человек, количество заместителей министра будет сокращено до четырех /по неподтвержденным данным: первый зам — начальник Генштаба, первый зам по боевой подготовке, замы по вооружениям и по тылу/. Генштаб же, по мнению главы оборонного ведомства, "должен больше сосредоточиться на вопросах развития Вооруженных сил ".

Таким образом, отставка Квашнина выглядит логическим завершением передела сфер влияния между Гештабом и Минобороны. О необходимости переформатировать отношения  министр обороны Сергей Иванов заявил еще в начале нынешнего года на заседании Академии военных наук. Именно тогда он заметил, что за время пребывания на посту министра, имел возможность убедиться в том, что Генштаб вынужден заниматься не свойственными ему управленческими и административными функциями. "Это объективно снижает эффективность работы, приводит к тому, что прекрасные идеи далеко не всегда воплощаются в лучших результатах ", -отметил Иванов.

Мнение министра не осталось не услышанным. 11 июня 2004 года Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону "Об обороне", которые разграничили и определили полномочия Минобороны и Генштаба РФ. Являясь лишь подразделением министерства Генштаб, фактически стоял на одном уровне с федеральными органами власти. Так, например, начальник Генштаба был наделен полномочиями координировать вопросы оборонной деятельности федеральных ведомств. Поправки расставили все по своим местам –  "мозг" армии занял нишу военного планирования и анализа, а повседневное руководство Вооруженными силами отдано под начало Минобороны.

И, конечно же, для исполнения новых, гораздо более скромных и, главное, подчиненных функций понадобилось новое руководство. Преемником Квашнина стал его первый зам, 57-летний генерал Юрий Балуевский. В отличие от своего экс-начальника, он никогда не командовал войсками, но зарекомендовал себя, как в России, так и на Западе, как умелый переговорщик и был замечен яркостью позиций по отдельным вопросам.

Так, в нынешнем марте в ответ на вопрос об отношении России к плану НАТО приступить со следующего месяца к охране воздушного пространства над странами Балтии, генерал-полковник Балуевский, первый заместитель начальника российского Генштаба заявил:. "Я не думаю, что в интересах НАТО сегодня осложнять ситуацию вблизи российских границ, поскольку наши действия могут быть адекватными ". Впрочем, позиция Квашнина по вопросу расширения НАТО была не менее резкой. Именно поэтому, наверное, пресса нынче пестрит заголовками о том, что бывший глава Генштаба получит назначение в Брюссель главным военным представителем России при НАТО.

Из биографических данных нового главы Генштаба ничего особо знаменательно почерпнуть не удалось. Разве только, что в 1974-1979 годах работал старшим офицером оперативного отдела штаба армии в Группе советских войск в Германии, а в 1979-1982 годах служил в Ленинградском военном округе в оперативном отделе штаба армии, а затем в оперативном управления штаба округа. Впрочем, Балуевский служил "по президентским" местам не пересекаясь по времени с Владимиром Путиным.

МИЛИЦИЯ: лучше меньше, да лучше?

Про то, что милицию сокращают вдвое, падкие на сенсации репортеры сообщили во вторник. Народ вздрогнул. Вот-вот еще вроде бы та, что нас бережет, страдала от кадрового голода, когда и участкового-то взять негде, а тут еще и имеющееся ополовинить решили. Позднее вроде бы стало очевидно, что  оптимизирована будет лишь структура самого министерства, а участковых и следователей сокращать не будут.

У министра останется три заместителя /вместо 10/, в том числе один первый. В МВД учредят 15 департаментов /вместо 30 главков/, а общая численность аппарата будет сокращена на 20 процентов /до 2970 человек/, в основном за счет технических служб. Кроме департаментов в состав министерства войдут Следственный комитет при МВД и Главное командование Внутренних войск. Какие именно главки станут департаментами, а какие опустят на уровень управлений – вопрос пока открытый. У главы МВД также как и у его коллег есть три месяца, после которых вопросов остаться не должно. Пока же раздел "структура министерства" на сайте МВД извещает, что "в настоящее время находится на реконструкции".

Что касается персоналий, то ничего сверхнеобычного не произошло. Назначенный 9 марта 2004 года на должность Министра внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев, естественно, сохранил свой пост. Уже известно, что его первым заместителем глава государства назначил Александра Чекалина, ранее руководившего Федеральной миграционной службой, а в последнее время работавшего заместителем министра по общим вопросам.

Так или иначе, в России реформа власти это всегда прежде всего реформа лиц, а не структур. Нынешние перестановки пищи для каких-то глобальных прогнозов и выводов не дают. После внезапной для своего момента отставки правительства Касьянова и назначения главой кабинета Михаила Фрадкова, реформа силового блока была ожидаемой. То, что по времени ее "поторопили", возможно, под ингушские события ничего в ее логичности не изменило, разве что придало актуальности.

Если вернуться к мнению тех самых экспертов, которые всегда и по всем поводам "имеют свое мнение", но крайне похожее друг на друга, то, отталкиваясь от общеизвестных мнений, осмелимся и на свое. На наш взгляд, реформирование силового блока государства абсолютно логичное и, в отличие от гражданских перестроек, продуманное действо. Со сцены уходит поколение советских генералов, которое было в значительно степени "задействовано" и в удержании   в подчинении страны, и в реформаторски-корыстных телодвижениях времен эпохи "царя Бориса". На смену призваны те же в прошлом советские /где ж пока других взять?/, возможно, генералы, возможно, полковники, которые в силу своего расположения во втором-третьем эшелоне прошлой сложноподчиненности не успели слишком отличиться в предыдущую президентскую бытность.

Причем, еще и те, кто имеет либо прямое /Иванов, Патрушев/, либо опосредованное /Балуевский/ отношение к знакомцам ВВП. Что не является для нынешнего периода российской истории ни малейшей новостью. В некоторой степени новостью является то, что силовики снова усилились. Хотя вы припомните за последнее время хоть одного эксперта, который бы прогнозировал нечто иное? Что важнее, на наш взгляд? То, что назначения и реструктуризация силовиков логично продолжают укрепление некоего подобия круга единомышленников, коим российский народ вверил власть над ним посредством выборов Путина. Понятно, что среди единомышленников есть свои круги - больше или меньше по численности и довольно разнообразной направленности. И все же круг относительно очерчен и понятен. Другой вопрос, что до сих пор не очень понятно, какие стратегические цели он ставит перед собой и отечества для?