Аналитика


Сюрприз будет?
Политика | Портреты | Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | промышленность | Россия

Итак, договор о разграничении полномочий составным частям "тюменской матрешки" надлежит подписать /на крайний случай определить "подписантный" вариант/ к 24 июня. Откуда такая дата?  Прозвучала она, как следует из откликов губернаторов, на совещании у главы президентской администрации Дмитрия Медведева, которое имело место быть в Кремле 10 июня. Разговор был в крупном формате: сам глава президентской администрации, его заместитель Владислав Сурков, бывший заместитель Сергей Абрамов, отец закона - яблока раздора ФЗ№95 Дмитрий Козак и три губернатора: Сергей Собянин, Александр Филипенко и Юрий Неелов.

Высказаться дали всем. Губернатор Югры Александр Филипенко так рассказал СМИ о прошедшем совещании:"Хорошо прошла встреча. На  встрече обсуждались вопросы подготовки соглашения между органами власти Тюменской области и автономных округов. Было принято решение, что в течение двух недель согласованный документ будет подготовлен, представлен, доложен Президенту Российской Федерации. Я считаю, что это великолепный результат ".

Однако, похоже, у тюменцев опять иной взгляд. О чем они и не преминули сообщить устами сопредеседателя рабочей группы по разграничению  полномочий   Владимира Якушева. 14 июня /прошло совещание трехсторонней рабочей группы по разграничении полномочий/ речь зашла о неком третьем тюменском варианте договора /третьем по счету: был апрельский от Югры, июньский, одобренный сначала ямальцами, затем Югрой/. Что в нем будет отлично от прозванного "ямальским" и уже одобренном губернаторами и законодателями Югры и Ямала пока не разглашается. Как в том эстрадном номере Винокура: "Не надо, не отвечайте...Потом...Сюрприз будет..." В том, что сюрприз со стороны тюменцев будет, похоже, мало сомневаются в Ханты-Мансийске и Салехарде.

Позиция южной части "матрешки" может быть примерно такая - да, на совещании у Медведева было поручение подписать до 24 июня текст договора, но вот какой текст? В обозначенный срок в администрацию президента тюменцы  и представят договор, но поскольку, не было четко обозначено какой /что было бы несколько странно, согласитесь, столица все-таки не должна расписывать за участников текст/, в Кремль уйдет "тюменский" вариант, а затем его предложат подписать Ямалу и Югре. А, что касается уже одобренного текста, так это будут беды самих северян.     

Ход административно-чиновничий, но до сих пор со стороны Тюмени именно такие методы и были в ходу. Вспомните, как долго и трудно согласовывались на той же рабочей группе нормативы, еще какие-то закавыристые рассчетно-определяющие позиции. Инициатором всех этих, по простому говоря, проволочек, была именно Тюмень.  Кстати, если вспомнить сам факт рождения ФЗ№95, то там тоже была крайне любопытная история с неожиданным появлением статьи 26.6 в тексте перед самым думским рассмотрением. И ведь получилось тогда.

Если сценарий будет развиваться именно в таком направлении, то у Югры и Ямала остается крайне мало времени на какие-либо действия уже после обнародования "тюменского" варианта. А потому они подкрепляют аргументами уже заявленную и всячески одобренную позицию по разграничению полномочий заранее.

В этом смысле абсолютно логично появление обращения Госдумы Ямала к тюменскому губернатору и депутатам Тюменской думы. Весь текст приводить нет смысла, достаточно процитировать один последний абзац: "В целях дальнейшего социально-экономического развития региона, проявляя в равной мере заботу о населении Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, предлагаем рассмотреть и подписать до 24 июня 2004 года ранее направленный вам договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, одобренный органами государственной власти автономных округов."

Любопытно, что тюменская дума более, чем наполовину состоит из ямальских и югорских корнями депутатов. Так что эффект от этого обращения прогнозировать не беремся. В принципе тюменская дума может рассматривать проект только после подписи губернатора, ибо речь-то идет об исполнительной власти, но, учитывая обращение ямальских коллег, может быть найден некий вариант "пути навстречу". И это будет трудный вопрос для администрации Тюменской области.

В том же духе и русле комментирует ситуацию и ямальский губернатор Юрий Неелов:"Мы отстаиваем  интересы наших людей-северян. Я считаю, мы их достойно отстояли. То, что Тюмень нисколько не потеряет, и население юга Тюмени не будет ущемлено, – это действительно так. Это подтвердили две Думы, это подтверждаем и мы – два губернатора. Мы действуем по справедливости,  действуем очень корректно и понимаем, что сегодня нельзя вот так уйти: давайте, мы ничего не будем трогать, закон пускай в сторону отойдет, а  юг как хочет, так и выкарабкивается! Нет. Мы по справедливости предлагаем решить так, чтобы не пострадали ни юг, ни север. Ну, у севера и возможностей больше, а поэтому мы добровольно идем на то, чтобы наши возможные доходы работали на бюджет Тюменской области. Думаю, что у Тюменской области нет оснований не соглашаться с нашими предложениями".  А, говоря о содержании договора, который просто кровь из носу теперь необходимо представить Сергею Собянину главе президентской администрации не позднее 24 июня, Неелов сообщил местным СМИ:"Основы этого документа заложены в проекте договора, который утвержден и Думами, и губернаторами автономных округов. Проект договора направлен на рассмотрение в Тюменскую областную Думу и губернатору Тюменской области. Сейчас над этим документом работают рабочие группы. Я думаю, что к определенному Администрацией Президента РФ сроку - 24 июня, проект трехстороннего договора будет готов. К этому времени по нему должно быть выработано единое мнение".

Не стоит сомневаться, что до судьбоносного 24 июня и Югра сумеет подкрепить новыми аргументами совместную северную позицию. Губернатор Александр Филипенко уже заявил: "Мне думается, чрезвычайно важно, что эти предложения, которые внесены /одобренные Ямалом и Югрой проект договора - от редакции/, не являются противоречием неким норм 95 закона. Это по сути предложение механизма реализации статьи 26  и 6. И единственное, что могу добавить - быстрое, и оперативное принятие всех этих решений зависит только от одного, на мой взгляд. Это от доброй воли всех трех сторон – участников событий".

Добрая воля пока весьма красноречиво обозначена Югрой и Ямалом, дело за Тюменью. В которой, кстати, вполне возможно появится желание поделить добрую волю, например, на два русла. С Ямалом - один договор, а с Югрой - другой. Исходя, предположим, из того, что возможности и объемы бюджетов у автономий разные, или из того, что однажды уже был обозначен некий двусторонний процесс между Ямалом и Тюменью. Но в данной ситуации все-таки кажется крайне сомнительным, что Тюмени удастся разделить единство северных соседей. На счет веника, который надо ломать по прутику, напоминать нет смысла, достаточно просто вспомнить историю взаимоотношений между Ямалом и Югрой. Какие бы разногласия ни были, какая бы ревность не проскальзывала между  газовой житницей и нефтеносной провинцией, во все времена, когда вопрос касался жизненно важных для обеих территорий вопросов, северяне демонстрировали удивительную и спасительную для них солидарность. Странно было бы думать, что сегодня кто-то из них решится на сомнительные выгоды отдельной позиции. Не перспективно, да и собственное население вряд ли это поймет.  Хотя на "разделяй и властвуй" кто-то и может попробовать сделать ставку в Тюмени...     

Стоит заметить, что до сего момента уральское полпредство прямо в процесс разграничения полномочий в "тюменской матрешке" не вмешивалось. Но вот накануне заместитель уральского полпреда Сергей Вахруков провел сразу два рабочих дня в Ханты-Мансийске и Тюмени. И там, и там ему пришлось отвечать на вопросы по "разграничительному" процессу. Если можно так выразиться, лейтмотивом ответов стал призыв искать компромисс, который будет на пользу населению всех трех субъектов: "Закон предусматривает делегирование части полномочий, которые законом определены за областью, автономным округам. Я думаю, что наряду с теми полномочиями, которые законом закреплены за автономными округами, было бы целесообразно часть полномочий делегировать для исполнения автономным округам... Я считаю, что должен быть заключен договор между Тюменской областью и автономными округами, причем, я не исключаю возможности, что это будет трехсторонний договор, где будут очень точно и четко, как требует законодательство, прописаны все полномочия, которые будут реализовываться тем или иным органам власти. И объем финансовых ресурсов, либо собственных, либо переданных, которые будут необходимы для реализации этих полномочий ".  

За всеми перипетиями и хитросплетениями подковерно-общественно-политической борьбы на троих, как-то подзабылось главное. То, что в начале разграничительного пути обозначалось как первый приоритет - интересы населения всего региона. То бишь вопрос о том, как будут жить люди в Югре, на Ямале и в Тюменской области после 1 января 2005 года. А в этом смысле вариант северных автономий, с какой стороны к нему не подходи, наиболее приемлимый. Ибо он предполагает сохранение социально-экономических достижений северян в достойных объемах и реальную поддержку секвестируемого почти наполовину тюменского бюджета, чтобы южане не почувствовали на себе перераспределения в пользу центра налоговых платежей резко и враз. В конце концов не это ли и есть главное во всей истории с появлением ФЗ№95, административной реформе и выравнивании жизни в российских территориях, которые провозглашены как стратегическая цель верховной российской властью?...     



Виктор Крылов