Аналитика


Свердловский отдел монопартии разрывают полиинтересы
Политика | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Экономика | Политика | промышленность | Наука и техника | В России

В свердловском региональном отделении могучей и неделимой почти "Единой России" накануне разразился радующий журналистов на фоне летнего политического затишья скандал.

Группа депутатов городской екатеринбургской думы, близкая к ЕР, написала депешу главе российских единороссов Борису Грызлову, в коей заявила о своем решении приостановить членство в партии из-за несогласия с политикой, проводимой свердловским отделением партии. Претензии гордепов таковы: в свердловском отделении ЕР все решается приказным порядком,  политсовет регионального отделения партии "превращается в рычаг идеологического и административного давления на неугодных людей", участвовать в политических своекорыстных играх руководства отделения гордепы не намерены.

К этому стоит прибавить, что предшествовали демаршу городских избранников сразу несколько событий. Во-первых, гордума Екатеринбурга проголосовала за избрание своих будущих составов по одномандатным округам. И не последнюю лепту в это внесли нынешние бунтари, которым партийное руководство как раз приказывало отдавать голоса за выборы по партийным спискам. Вслед за этим верхушка свердловского отделения ЕР решила примерно наказать одного из ослушников - г-на Волкова и порекомендовала, кому положено по иерархии, исключить его из нестройных, но многочисленных рядов ЕР.    

Любопытно, что решение гордумы Екатеринбурга о формировании будущих составов народных избранников в городе по существовавшему мажоритарному принципу, а не по смешанному, крайне выгодно мэрии и совсем не выгодно областным властям. А областная власть в лице ее вечного второго представителя - председателя правительства Алексея Воробьева, как раз и является главой свердловского регионального отделения ЕР. Такому возглавлению свердловских единороссов предшествовала крайне затяжная, подковерная и публичная борьба областной власти с федеральными кланами в самой ЕР, не без участия столичных лоббистов /разумеется, не без интереса для последних/, о которой мы уже писали. /А и Б среднеуральской власти/. Еще один нюанс. О более длинной истории, мягко говоря, нелюбви администрации города и областной власти на среднем Урале знают даже школьники средних классов.  

Что касается реакции Алексея Воробьева на демарш его однопартийцев, трудящихся в екатеринбургской гордуме, то она оказалась крайне невнятной. Отловившим его на заседании правительства журналистам, свердловский премьер сначала указывал, что, мол, здесь он не партиец, а чиновник, но потом все-таки обронил: "Единая Россия – это единое российское государство! Его надо крепить. Если депутаты его не укрепляют, у вас есть возможность на следующих выборах не избирать их".

В принципе все случившееся в очередной раз доказывает простой и ясный уже для всех вывод. "Единая Россия", созданная наспех, имеющая в своих широких рядах людей, которые ориентированы на различные политические местные группировки, просто обречена на постоянные личностные конфликты, обусловленные объективными групповыми интересами. Правда, с завидным постоянством все враждующие по конкретным вопросам единороссы выражают свое безоговорочное, и полное, и постоянное согласие и поддержку ныне действующему президенту страны. Эта платформа настолько идейно незыблема, что вслед за взбунтовавшимися гордепами хочется провести аналогию с КПСС. Там тоже наблюдалось полное единение в части марксистско-ленинского учения, что не мешало партийцам грызться друг с другом в борьбе за должности, звания и личные интересы.    

Но это общее наблюдение. Гораздо более интересным нам кажется проследить в который уже раз судьбу раздираемого противоречиями свердловского регионального отделения ЕР. Ибо на ней можно весьма выпукло видеть портрет той главной партийной силы, которую мы с вами /по крайней мере, большинство из нас, увы/ своими голосами направили на передовой законодательный фронт страны, где и принимаются решения-правила, по которым нам же и предстоит жить. Первые, если еще не горькие, то уже крайне раздражающие шаги волею именно ЕР предприняты.

Итак, с "Единством", которое в Свердловской области зарождалось и начиналось с многоличия /"Единств" было при рождении на среднеуральской земле несколько, сегодня точно уж и не вспомнить - то ли два, то ли три/. Все претендующие на "лэйбу" местные фигуры регулярно давали пресс-конференции, на которых , естественно, подчеркивали, что именно они и есть настоящие.  В почти это же время брэндом "Отечества" завладели люди, жестко ориентированные на екатеринбургскую мэрию. Что потом случилось с двумя крылами чиновничьих российских формирований, всем известно. То же самое, естественно, произошло и в Свердловской области. А лидером новообразования стал, как тогда считалось, перспективный и не особо замешанный в местных политраскладах гендиректор НТМК Сергей Носов, фигуру которого одобрило и уральское полпредство в лице тогдашнего заместителя полпреда Михаила Пономарева. Промэрское "Отечество" с местной пропиской влилось в ряды ЕР, а екатеринбургский мэр Аркадий Чернецкий даже получил приличный пост в центральной ревизионной комиссии партии.

Отношения свердловского губернатора Эдуарда Росселя с главной федеральной партией менялись в зависимости от насущных политических задач. И поменялись под давлением "объективных обстоятельств" /без поддержки ЕР избираться в 2003 году было крайне не прагматично/ с абсолютного минуса на абсолютный плюс. Вплоть до возглавления списка единороссов /не будучи членом партии/ на госдумских выборах. Далее было еще множество интересно-скандальных эпизодов.

Отыграв для федеральной партии ее поддержку на губернаторских выборах, поддержкой на выборах госдумских, Россель решил использовать почти подконтрольный брэнд на выборах мэра Екатеринбурга. В принципе все благоприятствовало планам областной власти. Кроме нескольких позиций. Нет, совсем не членство в ЕР действующего мэра Чернецкого мешало его партийным товарищам /особенно тогдашнему главе областного партисполкома Олегу Бакину/. Это как раз никого не смущало. Но препятствием стали три момента: индифиррентность бывшего главой свердловских единороссов Сергея Носова, ошибочка в выборе союзников /лидер "несуществующего" ОПС "Уралмаш" Хабаров был зафиксирован не слишком грамотной видеокамерой на приеме у Росселя после первого тура мэрских выборов, что, кстати, часто случается с сотрудниками господина Левина - некогда пресс-секретаря, а теперь первого зама главы губернаторской администрации/ и ...мнение екатеринбуржцев.               

В самой свердловской ЕР декабрьский период был крайне насыщен скандалами все на той же почве противоборства городской и областной администраций, апогеем которых стало вышвыривание местных политических противников из федеральной партии. Стоит отметить, что сразу после бесславного проигрыша в мэрских выборах /а проиграла-то получается ЕР, ведь силами местных активистов она изо всех сил поддерживала господина Осинцева, которого даже срочным образом в партию приняли, причем, поддерживала против "старого" партийца Чернецкого/, особо ощутимого, потому как тогда у поддерживаемых ЕР политиков еще не было проигрышей в выборных кампаниях или почти не было, федеральное партруководство все же вмешалось в ЕР-овскую среднеуральскую партжизнь. Олега Бакина на посту главы исполкома сменил Александр Дедковский, личность мало зависимая от свердловских властей. Но некую наметившуюся на простоличную ориентацию струю усилиями прежде всего Росселя удалось почти моментально замять. И в апреле свердловский губернатор делегировал на пост лидера свердловских единороссов самого проверенного сторонника - областного премьера Алексея Воробьева.

Стоит лишний раз поапплодировать региональному политику-старожилу. Он к тому времени уже точно знал, что ЕР в одиночестве на федеральном партийном пространстве не останется, но пока в регионе - это единственно серьезная /хотя бы в силу состава/ партийная ячейка, которую в своих интересах стоит еще использовать и использовать. А вечно второму Воробьеву - это был жест в том смысле, что с поддержкой ЕР когда-то можно стать и первым. Когда не уточнялось.  

С апреля по июль свердловская ЕР прожила почти мирно. Не до разборок было. Много чего интересного и принципиально важного случалось внутри самой областной власти. Тут и отставка давнего сподвижника Воробьева господина Рыжкова с поста заместителя главы губернаторской администрации, которую ловким контрударом провел другой заместитель /первый/ господин Левин, и прямое заявление Росселя, что он в принципе и еще раз может избраться /какие его годы!/, и вдруг обнаружившееся оппозиционное крыло в свердловской облдуме /вроде уж полное единство и подавляющее большинство единороссов, а поди ж ты!/...Одним словом, не до партийных разборок было. Чем и воспользовались народные избранники Екатеринбурга. По идее, федеральное руководство партии так или иначе обязано реагировать на такие красные сигналы снизу- как приостановка членства в ЕР. Так что Воробьеву, который исполняет обязанности губернатора именно сейчас /Россель в отпуске/, не позавидуешь.

Если же говорить в-общем, то, на наш взгляд, пример бытия свердловского отделения ЕР наивыпуклейшим образом показывает, что ждет партию, не сцеметированную идеей, собранную по весьма совеобразному принципу верности одной личности и к тому же крайне подверженную влиянию местных интересов.  



Виктор Крылов