Аналитика


Уральское машиностроение: спад производства или положительная динамика?
Экономика | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Политика | Центральный ФО | Происшествия | Экспертное мнение | Мнения из Сети

Президент России, помнится, определил задачу-минимум для страны в виде удвоения ВВП к 2010 году. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель как-то на одной из своих регулярных пресс-конференций смело заявил, что эта задача для Свердловской области осуществима к гораздо более близкому сроку. Но вот Уральский союз промышленников и предпринимателей не спешит разделить эту радостную уверенность.

На прошедшей в Екатеринбурге пресс-конференции, президент Уральского союза промышленников и предпринимателей Владимир Семенов заявил о том, что темпы развития машиностроения в Свердловской области далеки от идеальных и составляют всего 6-7%, тогда как требуется не менее 12-14%. В то же время он отметил, что такая отрасль как металлургия развивается успешно. Две составляющих успеха развития отрасли, по словам Владимира Семенова,  - это реструктуризация и модернизация производства, что возможно лишь при более высоких темпах развития производства.

Главным фактором, тормозящим развитие промышленности в России, Владимир Семенов назвал отсутствие промышленной политики в России. Генеральный директор ОАО “Пумори-Сиз” Илья Колка плакался журналистам в камеры о том, насколько непомерно высоки таможенные  пошлины на ввоз иностранного оборудования в Россию. Но, как бы там ни было, все же ОАО “Пумори-Сиз” планирует к 2010 году в рамках своего предприятия добиться утроения объемов производства, о чем сообщил гендиректор названного АО. Наверное, государство где-то не зря не дает лишние преференции предприятиям, работающим в сфере машиностроения, раз перед глазами подобные примеры. Ведь понятно, что государство не намерено отказываться от тех значительных налоговых поступлений, которые идут из машиностроительной отрасли. Поэтому вполне разумным кажутся слова Германа Грефа, которые приводили участники упомянутой пресс-конференции, о том, что машиностроительная отрасль должна развиваться за счет рыночной конкуренции.

Конечно, подняться нынче мелким предприятиям в области машиностроения невозможно без инвестиций и займов. Банки особо не горят желанием давать солидные кредиты хотя бы под 7% на долгий срок. Как с сожалением констатировал Илья Колка, банки заинтересованы давать не очень большие кредиты на короткий срок под высокие проценты, требуя в обеспечение кредита сам завод с его оборудованием.

Но так уж плачевна ситуация, в которой оказалось свердловское машиностроение? По данным свердловского облкомстата, машиностроение Свердловской области формирует 42% объема производства этой отрасли в УрФО. Объем производства в гражданском машиностроении Свердловской области за 11 месяцев 2004 года составил около 107% к аналогичному показателю за прошлый год. Но вот объем производства в военном машиностроении составил около 70% от аналогичного показателя 2003 года. Это спад довольно просто объясним - снизались поставки российского вооружения на экспорт. В 2001 году был подписан контракт с Индией,  условиями которого были поставки 124 танков Т-90С в собранном виде. Это и давало неплохие показатели развития отрасли. После окончания их поставок началось снабжение Индии деталями для еще 186 бронемашин. Стоимость контракта составила около 900 млн долларов.

Положение, которое занимает та или иная отрасль промышленности определяется двумя показателями – объемом и экспортом продукции. Объем продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства в России составляет 20-25%, в то время как в экономически развитых странах этот показатель достигает 36-45%. Экспорт продукции машиностроения в России  -  всего 10% от общего объема экспорта страны. У некоторых стран этот показатель достигает 45-50%. Но надо сказать, что в бюджете России 2004 года, предусмотрено 500 млн долларов для поддержки экспорта российской промышленной продукции.

Конечно, сравнивать экономически развитые страны и Россию занятие неблагодарное. Да и вообще это как-то не этично: где они и где мы! Когда-то наше тяжелое машиностроение, которое в основном базируется в Свердловской и Челябинской областях, было на подъеме. Последние полтора десятилетия говорить о бурном развитии этого сектора экономики говорить не приходится. Уже одно то, что в развитии машиностроения наблюдается положительная динамика вызывает определенную гордость местных властей и оптимистичный взгляд в будущее. Так только с января по август 2004 года предприятиями машиностроения и металлообработки Свердловской области выпущено продукции на 41,744 млрд рублей. За 8 месяцев 2004 года увеличилось производство металлорежущих станков, машин для городского и коммунального хозяйства, электрических машин постоянного тока, дизелей и дизель-генераторов, грузовых магистральных вагонов, электросварочного оборудования.
Стабильно с положительной динамикой работают ОАО "Свердловский завод трансформаторов тока", ОАО "Завод "Стройдормаш", ОАО "Уральский завод гражданской авиации", ОАО "Уралмашзавод", ЗАО "Уралэлектромаш", ОАО “Пневмостроймашина”. А некоторые предприятия  инвестируют значительные деньги в техническое перевооружение /ОАО "Уралмашзавод", ОАО "Свердловский завод трансформаторов тока", ФГУП "Уралвагонзавод", ОАО "Урал НИТИ" и ЗАО "Региональный центр листообработки"/.

В Челябинской области, которая исконно занимает второе место после Свердловской области в машиностроении и металлообработке, индекс физического объема по этой отрасли составил 104,5% к прошлому году. Промышленные предприятия Челябинской области в январе-октябре 2004 году увеличили объем выпуска продукции по сравнению с январем-октябрем 2003 года на 4,8% - до 303,071 млрд рублей, в машиностроении и металлообработке - на 4,5%, до 38,85 млрд рублей. Улучшение показателей в машиностроении специалисты связывают с увеличением производства грузовых автомобилей /109,5%/. Так во втором полугодии 2004 года ОАО “Автомобильный завод “Урал” сделало ставку на внутренний рынок, сумев обеспечить победу в тендерах в ряде регионов наиболее интенсивного потребления внедорожных автомобилей. С января по октябрь объем производства промышленной продукции увеличился на 5%, к концу года составляет 351 млрд рублей. Планируется, что в будущем году этот показатель вырастет на 5-7% - до 400 млрд рублей.

Экономика России, безусловно, далека от идеального состояния. Но стоит ли паниковать в связи со снижением результата развития такой отрасли как машиностроение? Для Свердловской области объективно это связано с завершением крупного оборонного контракта. Но положение машиностроения нельзя назвать критическим. Хотя представить положение дел именно в таком свете выгодно предпринимателям, чтобы обратить внимание правительства на тяжелые условия для бизнеса в этой сфере и попробовать выторговать для себя определенные преференции. Бравый вид чиновников, которые, напротив, с самодовольством, отчитываясь перед общественностью, говорят о "положительной динамике” отрасли, тоже не совсем понятен. 4,5-7% - это не тот уровень развития промышленности, а тем более, машиностроения, которым стоит гордиться. И нельзя не согласиться с предпринимателями в том, что необходима серьезная государственная политика поддержки отечественного машиностроения, а не символические локальные программы.