Аналитика


Уральское образование: ВУЗы есть, но их скоро может и не быть...
Общество | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Курганская область | Челябинская область | Челябинская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | Политика | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Северо-Кавказский ФО | Происшествия | Экспертное мнение | Мнения из Сети | Армия и ВПК | Республика Крым

Первому высшему учебному заведению Урала – Уральскому государственному горному университету /УГГУ/ на этой неделе исполнилось 90 лет. Его открытие стало судьбоносным для региона. Именно с появлением горного начиналась история уральского образования. Сегодня 90 лет отмечает не только УГГУ, но и вся уральская высшая школа. Ректоры ВУЗов поздравляют друг друга с сей замечательной датой, говорят пафосные речи, проводят форумы и банкеты… А в это время значительная часть уральской поросли изучает правила поступления в иностранные ВУЗы и готовится покинуть родной край.

Горный университет – отец уральской высшей школы - рождался долго и мучительно. В 1914 году вышел приказ о создании на Урале горного института. Того требовало бурное развитие промышленности. Необходимо было сырье и значит грамотные специалисты – геологи. Недра Урала всегда славились своими неиссякаемыми богатствами, поэтому ВУЗ решили построить, что называется, "на месте", рядом с залежами полезных ископаемых. Однако такое решение поддержали далеко не все государственные мужи. Ректор УГГУ Николай Косарев: "Становление высшего образования на Урале было довольно сложным. Оно складывалось в переходный для страны период, во времена бунтарств и революций. Но главные препятствия чинили должностные лица, которые выступали против открытия в Екатеринбурге высшего учебного заведения. Они считали, что это экономически не обосновано. Однако Николай II все-таки подписал указ о создании на Урале университета".

С того момента система уральского образования начала молниеносно развиваться. За девяносто лет в одном только Екатеринбурге появилось 30 государственных и десятки частных ВУЗов. За образованием в университеты и институты Урала потянулись жители многих регионов страны и иностранных государств. Именно на Урале – в Челябинске – сейчас находится крупнейший по количеству студентов ВУЗ страны - Южно-Уральский Государственный Университет. Ректор Уральского Государственного Технического Университета Станислав Набойченко: "Наша образовательная система вторая по стране /после Москвы/. На Урале что ни ВУЗ, то в числе лидеров отечественного образования, обязательно его заканчивал какой-нибудь великий деятель или известный человек".

Иностранные студенты, международное признание, солидный опыт образования и высококлассные лекторы … - аргумент далеко не для всех уральских абитуриентов. Часть из них все же предпочитает учиться в иностранных университетах.

Станислав Набойченко: " Я негативно отношусь к тому, что наше молодое поколение едет учиться зарубеж. Авторитетное мнение международного научного сообщества: российская система образования лучшая в мире. Мы даем глубокие знания, в отличие от европейского или американского образования. Недавно к нам приезжали иностранные ученые. В конце визита они сказали: "Единственное, что не понравилось нам у вас, - общежития". В иностранном государстве наши студенты могут овладеть языком, познакомиться с жизнью других народов, их историей, традициями. Но те знания, которые они получат в зарубежных ВУЗах, в России будет невозможно приложить. У нас другая страна, другие правила, другие требования к специалистам. Посмотришь на тех же американцев – трудятся на престижных работах, получают десятки тысяч долларов. Но с точки зрения интеллекта они - никто. Мы же стараемся так обучить студента, чтобы в будущем он смог освоить работу даже в той сфере, с которой ранее не был незнаком. Поэтому я своим студентам говорю: уезжайте, поработайте там, но чтобы к 1 сентября вернулись".

Иван /студент УрГУ/: Я бы поехал учиться в иностранный ВУЗ. Например, менеджмент, экономику там преподают лучше, чем у нас. К тому же с иностранным дипломом устроиться в России гораздо проще.

Марина /журналист/: Не знаю, однозначно сказать не могу. В рядовой колледж не поехала бы, а вот в известном, престижном поучилась бы. Я не считаю, что знания, полученные зарубежем, только там и применимы. С дипломом Гарварда и у нас можно хорошую должность получить.

Оксана /студентка УрГУ/: Учиться зарубежем не хочу, а вот стажировку прошла бы.

С каждым годом все больше и больше молодых уральцев отправляются учиться зарубеж. Едут они, в основном, за престижным дипломом. С ним в иностранном государстве трудоустроиться гораздо проще, нежели с документом любого ведущего российского ВУЗа. Тем более, что стоимость обучения в отечественных университетах и институтах сейчас почти приблизилась к западным расценкам.

Станислав Набойченко: " Про бесплатное обучение можно забыть. По приблизительным расчетам сегодня обучение в российском институте стоит 35-40 тысяч рублей. Когда оно полностью станет платным, далеко не все смогут его получить. Из-за этого у предприятий могут возникнуть серьезные проблемы с квалифицированными кадрами. Потом, куда пойдут молодые люди – на улицу, рабочие места им нужны?!"

Попасть в российский ВУЗ – значит выиграть войну, не всегда интеллектуальную. Куда проще заплатить и учиться, например, в Сорбонне, где нет вступительного конкурса, и поэтому на лекциях сидят сотни человек. У нас же все иначе, государство ограничивает число студентов в ВУЗах. В стране существует норматив, который гласит: в высших учебных заведениях должно обучаться 170 студентов на 10000 человек. И не больше.

Николай Косарев: "Признаюсь, сейчас у нас вместо 170 учится 216 студентов. Министерство экономики постоянно предъявляет нам по этому поводу претензии. Другие ведомства укоряют за то, что из-за нас может возникнуть переизбыток специалистов с высшим образованием. Однако ничего менять мы пока не собираемся. Говорить о том, что будет переизбыток специалистов с высшим образованием, я бы не стал. Чем больше профессионалов, тем лучше для промышленности, самого общества. Поэтому подстраиваться под нормативы, я вообще не знаю, кто их придумал, абсурдно".

Станислав Набойченко: "Япония стремится к тому, чтобы 50% ее населения имели высшее образование. А наше правительство в это время ликвидирует в ВУЗах бюджетные места, вводит платное образование, еще и нормативы устанавливает, сколько студентов учить, а сколько – уже много. Сейчас уже значительная часть населения не может позволить себе получить высшее образование, а в скором времени оно вообще будет доступно лишь избранным"

Согласно данным комитета Госстатистики, с каждым годом количество абитуриентов и студентов в отечественных ВУЗах снижается. Одни уезжают учиться на запад с намерением там и остаться, другие уже сейчас не могут позволить себе высшее образование по материальным причинам. А ведь грядет еще и реформа, результат которой пока не известен. Станислав Набойченко: " Я пока затрудняюсь что-либо говорить о будущем нашего высшего образования. В эту систему вносится столько изменений и поправок, что сейчас сложно делать  прогнозы".

Уральское образование сегодня отмечает 90 лет, но что с ним будет дальше? Те, кто уезжает заграницу, уверены: престижный диплом, возможность дальнейшего трудоустройства и солидная зарплата им обеспечены. А фундаментальные знания  - ну, они же далеко не всегда нужны в рутинной профессиональной деятельности. А разве образование нужно лишь для работы?!..