Аналитика


УрФО к монетизации готов!
Общество | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | Россия | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Донецкая Народная Республика

Как бы патетично это не звучало, но с Нового года нас ждет иная жизнь. Жизнь по новому федеральному закону № 122, который принято называть законом о монетизации льгот. Окружное совещание “О ходе подготовки к реализации с 1 января 2005 года Федерального закона № 122 в части обеспечения мер социальной поддержки льготных категорий граждан в Уральском федеральном округе” прошло накануне в уральском полпредстве. Председательствовали на совещании полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев и Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов .

Совещались  сотрудники аппарата полпреда, представители министерства и федеральных органов исполнительной власти, подведомственные и координируемые министерством, губернаторы и заместители губернаторов Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, руководители соответствующих министерств администраций субъектов УрФО, руководители органов местного самоуправления, руководители и представители страховых компаний и пенсионных фондов, представители общественных и  научных организаций. Одним словом, съезд был весьма представительный. Ход совещания транслировался сразу в 6 студиях в административных центрах субъектов УрФО. Краткий отчет с этого совещания, итоги которого напрямую касаются всех нас или, по крайней мере, тех из нас, кому эти самые льготы положены,  мы решили представить нашим читателям.

Петр Латышев : Сегодня мы рассмотрим исключительно важный вопрос о ходе подготовке к реализации с 2005 года федерального закона № 122 в части обеспечения мер социальной поддержки льготных категорий граждан. Совещание проводится в формате округа. Мы полагаем, что в течение ближайших дней будут приняты все необходимые региональные законы. Таким образом, одно из главных условий вполощения закона будет исполнено.

Михаил Зурабов : Экономический рост может быть обеспечен в том случае, если граждане будут иметь деньги, чтобы приобретать то, что производит наша промышленность. Это означает, что мы должны задуматься над таким показателем как платежеспособность нашего населения. Возникает вопрос: как обеспечить рост заработной платы, а также рост доходов той части населения, которые нигде не работают. Государственная Дума приняло решение о значительном понижении ставки социального налога, который, по мнению многих специалистов, являлся определяющим фактором экономического развития страны. Таким образом, мы рассчитываем на то, что с будущего года размер оплаты труда будет возрастать, превышая тот уровень, который был зарегистрирован в течение последних нескольких лет.

Мы часто видим, что тарифы растут в силу того, что не исполняются принятые государством обязательства в силу разных причин. Что это за причины? Это расходы жилищно-коммунального хозяйства, не финансирование которых приводит к тому, что возникают задолжности перед организациями, поставляющими электроэнергию и тепло, оказывающими другие услуги в сфере ЖКХ. Мы обращаем внимание, что неплатежи за проезд в городском транспорте приводят к тому, что повышаются цены на услуги на железнодорожном транспорте.

В таких отраслях как здравоохранение и социальное развитие не финансирование обязательств также приводит к росту тарифов. Мы знаем, что за последние годы те обязательства, которые имело государство в отношении финансирования части расходов, которые возникают в силу услуг лицам, имеющим право на льготы, не финансировались в полном объеме. Полагаю, что скрывать это не имеет смысла.

Если мы хотим решить проблему бедности, то мы должны понимать, что попытка решить эту задачу так, как мы пытались это сделать до этого, не всегда приводит к необходимым результатам, потому что рост доходов населения сопровождается ростом цен, ростом тарифов, что сводит на “нет” все усилия государства. У нас в социальной сфере есть ряд серьезнейших проблем, которые мы не решали последние годы, среди этих проблем: обеспечение российских граждан доступными лекарственными средствами, а вторая проблема связана с обеспечением нормальных условий для лечения, для отдыха и получения качественного санаторно-курортного обслуживания. Задачи эти приоритетны.

Нет прав без обязанностей. Если вы не знаете, как потратить налоговые доходы, то вы должны снизить налоги. Это право и обязанность государства. Необходимо выполнять обязательства в социальной сфере. Первый шаг в этом направлении – это монетизация льгот, второй шаг – это создание нормального финансирования механизмов здравоохранения. Надо начинать системно, спокойно, без паники и настойчиво этим заниматься. У нас другого варианта нет.

Сергей Собянин /губернатор Тюменской области/ : На территории Тюменской области мы определили категорию льготников: 2/3 на региональный уровень и 1/3 на федеральный уровень. На своем уровне мы оставили те льготы, которые люди имели. Что касается льготников, которые относятся к федеральному уровню, то и здесь вопросов и проблем нет. Что касается региональных льготников, то мы их готовы обеспечить санаторно-курортным лечением. Мы предполагаем дополнительно лицензировать часть наших учреждений, которые традиционно оказывали услуги инвалидам. Их бы хотелось тоже вовлечь в этот процесс. Монетизация нужна и для того, чтобы дать возможность работать в рынке и коммунальным предприятиям. Еще приоритетом является здравоохранение. Мы считаем, что одно из главных направлений этой реформы. Ведь суммы, которые вращаются в  сфере здравоохранения даже на региональном уровне, колоссальны, а эффекта мы не достигаем. Поэтому необходимо проведение реальной комплексной реформы.

Эдуард Россель /губернатор Свердловской области/ : Мы проделали всю необходимую работу, для того, чтобы выполнить федеральный закон № 122. Работали дружно со всеми федеральными структурами. В этом плане у нас вопросов нет. Мы приняли необходимые законы как субъект Федерации, были приняты все необходимые постановления. Мы предусмотрели в бюджете 2005 года необходимые ресурсы – 5 млрд рублей, увеличили на 1 млрд против факта 2004 года. И мы готовы исполнять закон 1 января. Что касается лекарств, то система у нас была отработана еще в 1996 году, мы знаем всех больных Свердловской области, все данные завели в компьютер. Мы можем уже сейчас сказать, сколько нам надо средств на 2005 год. Поэтому мы со всех точек зрения полностью готовы.

Александр Филипенко /губернатор ХМАО/: С одной стороны, нам проще в реализации намеченной программы, так как все законы по поддержке населения выполняются и за Федерацию, и за субъект Федерации. Есть некий достигнутый уровень и отступать от него мы не имеем права в связи со 122 законом Мы должны сохранить то, что есть, и повысить этот уровень. Мы сосредоточились на упорядочивании всех форм социальной поддержки. В течение 2005 года мы должны решить задачу перехода от натуральных социальных льгот к денежным компенсациям. Уже сегодня подготовили на сегодня нормативную базу, для которой сегодня есть федеральная основа. 

Петр Сумин /губернатор Челябинской области/: В Челябинской области льготы по-новому будут получать около 1 миллиона человек. По федеральной части у нас получается 234 тысячи, а по областной части – 375 тысяч. В Челябинской области практически завершена работа по отработке соответствующих мер социальной поддержки всех групп населения. Принята вся нормативная база, в том числе в части бюджетных назначений. Правительством Челябинской области разработаны, а Законодательным собранием области приняты законы и нормативные акты, устанавливающие общий объем финансирования расходных обязательств областного бюджета в части предоставления социальных гарантий на сумму более 11 млрд рублей. Мы наладили довольно серьезное финансирование по данному направлению и сбоев в этом плане не должно быть. Но все же надо ускорить график выхода в свет правовых документов тех, которые есть и еще не вышли. Как, например, в вопросе определения права собственности для санаторно-курортных учреждений. Ну, и надо проводить разъяснение населению этих процессов. У нас такая работа ведется.

Александр Мазеин /заместитель губернатора Курганской области/: Мы готовы реализовать этот федеральный закон. Есть  три позиции, на которые мы хотели бы обратить внимание. Среди различных категорий ветеранов волнения относительно разделения льготников на субъектных и федеральных. Обеспечение равных прав граждан должно быть отрегулировано. Хотя люди могут не дожить до этого равенства прав. К сожалению, правоохранительные органы, прокуратура особенно повышает активность и проявляет жесткий интерес, выкручивает руки. Мы не можем погасить задолжность, которая сформировалась в ряде субъектов, в том числе и в Курганской области.

Александр Мещерин /заместитель губернатора Ямала/: С введением федерального закона 122 льготное население Ямала только приобретает. Но есть отдельные моменты, на которые хотелось обратить внимания. Я прошу обратить внимание на наш солнечный Ямал и наши расстояния. Мы сильно отличаемся от остальной России. Тут аналогии уместно проводить с Таймыром, Якутией. Льготников у нас маленькое количество - и федеральных, и наших – это всего 134 тысячи, но они рассосредоточены в 114 населенных пунктах, а расстояние между ними до 700 км. И только десяток населенных пунктов имеют подход к железной дороге. А лекарственные препараты мы обязаны доставить в любой населенный пункт. Мы свою схему предлагаем, но нас до сих пор не услышали. Если не фельдшер, который выполняет и роль аптек, то в наших условиях это только санавиация. А это, вы понимаете, огромные средства. Надо взаимодействовать субъекту Федерации с центром, тогда мы эту проблему успешно решим.

После столь радостных докладов с мест совещание продлилось уже не столь долго, как некогда в прошлом году еще при обсуждении государственных монетаристских намерений. Логично, что Петр Латышев по завершении заявил: "Мы считаем, что субъекты Российской Федерации, входящие в УрФО, готовы к работе в новых условиях с 1 января. 19 декабря будут приняты последние законодательные акты на Ямале". А Михаил Зурабов порадовался: " УрФО  в целом - весьма благополучный регион.В большинстве этих регионов законодательство, которое регулировало вопрос социальной защиты и поддержки населения, реализовывалось существенно лучше, чем в целом по остальной территории РФ. Поэтому степень готовности к исполнению принятого законодательства достаточно высокая. В состав округа входит один регион, где финансовое положение не столь благополучное – это Курганская область. Но, что касается Курганской области, то в отношении нее Министерство здравоохранения и социального развития принимает меры, чтобы и в этом регионе работа была проведена и завершена  к 1 января".