Аналитика


Николай Ужегов: Оптовая цена на нефть должна быть прозрачной
Экономика | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Спорт | Северо-Кавказский ФО | Происшествия | Экспертное мнение | Мнения из Сети | Армия и ВПК | Республика Крым | Донецкая Народная Республика

Завершающийся 2004 порадовал наших нефтяников и госказну рекордно подросшими ценами на нефть и в такой же степени огорчил российских автомобилистов повышением цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Объясняли необъяснимое - удорожание нефтепродуктов в стране, торгующей на экспорт этими самыми продуктами, много-много раз и самые разнообразные специалисты. Аргументы звучат крайне убедительно. Но, как только мы отправляемся на автозаправку, снова и снова ворчим и удивляемся - опять подорожало! При этом большинство, несмотря ни на какие сверхубедительные доводы аналитиков и профессионалов, уверены - цены на бензин растут прежде всего из-за того, что нефтетрейдеры договариваются о согласованной цене. Так ли это и, если так, то почему сие возможно, накануне в интервью телекомпании "Ермак" пояснял Николай Ужегов - руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. Ниже мы публикуем печатную версию этой беседы. 

Вопрос: Если можно, первый вопрос чисто практический. Насколько процентов подорожал бензин в Уральском федеральном округе с начала года?

Николай Ужегов: В целом по УрФО  цены на бензин с начала года  подорожали на 35-38%. Причем не у всех нефтяных компаний цифры  одинаковые. Например, в Свердловской области у "Екатеринбургнефтепродукта" рост цен составил  – 34%, у "Свердловскнефтепродукта" -33%, у Лукойла  – 34%.  В других регионах УрФО  ситуация такая же.  Хотя отличаются ЯНАО и ХМАО. Там в принципе всегда  иная ситуация, поскольку транспортировка в отдаленные районы  требуют затрат и немалых и там цены где-то на 1,5 – 2 рубля выше.

Вопрос: Не раз с высоких трибун говорилось о наличии сговора между российскими нефтяными компаниями, которые выставляют высокие цены. Такая ситуация и в Уральском федеральном округе наблюдается?

Николай Ужегов: Уральский федеральный округ  не исключение. По ряду наших территориальных управлений уже возбуждались  дела в отношении нефтяных компаний, которые подозревались в согласованных действиях. В частности  было возбуждено дело на Ямале. Результат – предписание о снижение цен, но потом,  правда, они опять  возросли, поскольку сама ситуация этому способствовала. Дело о согласованных действиях было возбуждено в Курганской области и тоже по согласованным действиям. Но там дело было прекращено, поскольку факт сговора не был доказан. В этом деле фигурировал Лукойл и Роснефть. Сейчас возбуждено дело по признакам согласованных действий в Челябинской области. Там тоже фигурирует Лукойл. Скоро  будут известны уже результаты этого разбирательства.

Вопрос: Так все-таки факт сговора нефтяников в большей степени влияет на рост цен на бензин?

Николай Ужегов: Отнюдь  не согласованные действия нефтетрейдеров играют главную роль. Здесь несколько иные факторы. Главный вопрос – дефицит нефтепродуктов в осенне-летний период, поскольку многие перерабатывающие заводы становятся на ремонт. Отсюда и сезонный дефицит. Существенную  роль играет экспортный фактор. Сейчас компаниям выгоднее продавать за рубеж, чем у себя на родине.

Вопрос: С 1-го декабря как раз повышается экспортная пошлина на нефть. Может, это как-то изменит ситуацию?

Николай Ужегов: Эти вопросы надо решать оперативно, сражу же,  когда цены начинают расти. На наш взгляд, нужно сделать два шага со стороны правительства России. Первое – это таможенные барьеры, которые бы создавали условия нефтяным компаниям выгоднее работать на территории России, чем поставлять за рубеж.  Это способствовало бы насыщению рынка, усилению конкурентной  борьбы между нефтяными компаниями и приводило бы к снижению цен. И второе. По существу мы говорим о том, что работаем по нефтепродуктам в рыночных условиях, а реально рынка нефтепродуктов не создано. У нас нет Российской биржевой торговли нефтью. Мы говорим, что оптовая цена на нефть должна быть прозрачной. А как ее сделать прозрачной, кроме как на бирже? Антимонопольные органы об этом говорят лет 7 уже.  Государственная Дума должна  принять закон, согласно которому  30-35% общего объема нефти реализовывалось бы через биржи. Все было бы понятно. Муниципальные образования имели бы возможность без конкурса через биржи закупать нефтепродукты. А биржевая цена была бы индикатором цен топлива в России. Совершенно другая ситуация была бы.

Вопрос: Как антимонопольное ведомство могло допустить, что когда в регионах до 70%  рынка нефтепродуктов контролирует одна компания. Ведь, по сути, эта самая  компания может устанавливать высокие цены?

Николай Ужегов:Лукойл в отдельных субъектах федерации по оптовым и розничным продажам занимает почти 90%! Возьмите Пермскую область. Там свой нефтеперегонный завод у Лукойла, он работает тесно с администрацией и занимает практически весь рынок. Адыгейская область – еще выше доля у   Лукойла. И другие компании занимают такие же солидные доли. Возьмите Омскую областью. Там  Сибнефть. В Омской области у компании свои  перерабатывающие заводы и естественно доминирующее положение. Но сам факт доминирования не есть нарушение антимонопольного законодательства. Вот злоупотребление доминированием -  нарушение. Можно говорить о нарушениях, если субъект устанавливает монопольно высокие цены. Но опять же возьмем  Пермскую   область. Как мы можем говорить о монопольно высоких ценах, если  бензин стоит  там так же как в УрФО? Об антимонопольно высокой цене можно говорить тогда, когда она существенно отличается от цены рыночной.

Вопрос: Сложно доказать наличие сговора между нефтяниками, который привел к росту цен?

Николай Ужегов: Очень и очень сложно. Приведу один пример. Свердловское управление возбудило дело против предприятий, производящих дрожжи. Собрались, договорились, а протокол не подписали, в том числе о согласованных действиях, в том числе и по цене. Здесь были задействованы практически все области Урала. Но когда мы признали факт нарушения,  а наши оппоненты пошли в суд, он отказался рассматривать протокол, который не был официально оформлен, хотя сговор был налицо и сами участники этого не скрывали. Нам надо чаще заниматься этой статьей о согласованных действиях и чаще ходить в суды, чтобы они тоже понимали специфику проблемы.

Вопрос: Какое наказание грозит компаниям, уличенным в согласованных действиях?

Николай Ужегов: Во–первых, изъятие  дохода, полученного в ходе нарушения антимонопольного законодательства, во-вторых, если они не выполняют наши предписание,  штраф  до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Но это мизер для нефтянки. Сейчас все  идет в сторону увеличения  ответственности. Нам кажется, нужно идти по пути европейского законодательства и  ввести оборотные штрафы. Применять штрафные санкции от годового оборота компании за нарушение. Это будет суровое наказание. Это предложение  уже одобрено парламентариями и, думаю, до конца года этот законопроект должен появиться.  

             Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы