Аналитика


Свердловское правительство уходит в вечность
Политика | Свердловская область | услуги

Если бы кто – то из свердловских областных министров или все правительство разом решили уйти в  отставку, /вариант, конечно, из области фантастики, но можно же просто предположить/, то так просто  распрощаться со своими портфелями им бы не удалось. Нижняя палата законодательного собрания Свердловской области накануне решила лишить  областное правительство права на самороспуск. Нонсенс, скажете вы?! А, вот, и правда. Более того, народные избранники публично отказались от возможности объявления вотума недоверия  свердловскому кабинету министров. То есть, как бы там ни работали члены правительства, хорошо ли, плохо ли, или вообще перестали трудиться, областной думе, грубо говоря, до лампочки.

Идея  отказаться от права отправки  правительства в отставку  пришла, разумеется, не самим депутатам, хотя  от нынешнего состава нижней палаты и такое можно было бы ожидать /как известно, большинство и квалифицированное и , какое хочешь, нынче в среднеуральском парламенте за "единороссами"/, а ..., догадайтесь с трех раз? Правильно, - председателю областного правительства Алексею Воробьеву. Он, собственно, и ознакомил депутатов со столь революционными поправками  к закону "О правительстве Свердловской области".

Это, кстати говоря,  тот самый законопроект, о который областная дума, как рыба об лед,  бьется  так давно, что уже и не сосчитать - сколько. Еще у  депутатов прошлого созыва к этому документу было множество нареканий – его критиковали за то, что структура правительства прописана неправильно и что, дескать,  правительство должен возглавлять не какой-то отдельный председатель, а губернатор /как, кстати, в большинстве российских регионов/, и что управляющих округами /а это как раз такое среднеуральское ноу-хау губернаторские полпреды губернатора на территории Свердловской обалсти/ нужно исключить из состава кабинета министров. Поскольку, чем они занимаются, не знают даже они сами, а, между тем,  их, согласно закону, отнесли к чиновникам категории А с соответствующей зарплатой и пенсией.  Тогда этот закон, как футбольный мяч, перебрасывали  друг другу  нижняя и верхняя палата, после чего председатель думы Николай Воронин просто – напросто положил его под сукно, не  отправляя,  как это положено по закону, губернатору…

И вот сегодня дума, как хорошо отдрессированный зверек, спокойно, без лишних промедлений, съела  этот закон, ни на что не жалуясь. Сразу в двух чтениях.

"Отказать депутатам, выбранным жителями области, в праве критически оценивать работу правительства – это возмутительный факт. Сама по себе возможность вотума недоверия оказывает действие на правительство и позволяет более конструктивно работать и законодательной, и исполнительной властям, – заявил ИА "Политсовет" политолог Андрей Кузнецов, -  Сейчас правительство может просто не обращать внимания на депутатов, так как у последних инструментов влияния становится все меньше. Высказывать недоверие правительству – это системная функция, и отказ от нее, наряду с тягой к однопартийности – это серьезная потеря. Прогубернаторские депутаты не понимают, что в итоге правительство может стать неуправляемым даже для губернатора. В Свердловской области это еще более некрасиво: председатель правительства, он же глава регионального отделения "Единой России", через депутатов-единороссов убирает все возможности критического пересмотра его деятельности. Тем самым сокращается ответственность правительства перед 5-миллионной областью с большим бюджетом. Правительство может совершать очевидные ошибки, но депутаты не смогут ничего сделать. А, видя это, жители области могут вообще потерять к ним доверие, которое и так невысоко, что может привести к кризису избирательной системы. И, остается только надеяться, что депутаты к третьему чтению все-таки одумаются и не примут такие поправки".

"Действия депутатов областной думы можно сравнить с тем, что все водители добровольно сдали свои водительские права в ГАИ, – заявил этому же агентству политолог Михаил Коробельников, - Обычно люди хотят получить права, но чтоб хотеть их отдать – такого еще не было, ведь права депутатов – это часть атрибутов власти".

Разумеется, эти поправки удалось принять благодаря единороссовскому большинству. Мнение меньшинства народных избранников, а их в думе – по- старинке все еще принято считать оппозицией, никто не учитывал. А потому, выйдя   во время  перерыва  к прессе, они выглядели явно растерянными.

"Я, честно говоря  удивлен, почему мы членов правительства лишили права отставки, - начал  с первой поправки депутат Борис Чойнзонов, -  Если завтра, к примеру, Михаил  Скляр, областной министр здравоохранения вдруг  возглавит федеральное министерство, это значит, что он не сможет уйти со своего старого поста, хотя   по любым федеральным законам  и уставу области он имеет на это право. Или завтра губернатор скажет – я хочу обновить  правительство, ну, и правительство,  наверное, как законопослушный орган, должно уйти в отставку".

"Это было командное решение, - как бы оправдываясь, сказал депутат Евгений Порунов, - Ну нельзя ставить лошадь впереди телеги. То есть,  не  подкорректировав  устав, нельзя принимать закон о правительстве,  потому что устав первичней" .

Представители единороссовского большинства и не возражают, что устав нужно подкорректировать.

"Мы это обязательно сделаем, - пообещал председатель областной думы Николай Воронин, - Поясняю. Все дело в том, что  закон о правительстве, изменение закона, устав, в исполнительной части, принимается для приведения в соответствие закона с федеральным законодательством. Есть решение Верховного суда, есть решение областных судов, что ряд положений действующего закона о правительстве у нас не соответствует. Поэтому и вносим поправки в соответствии с федеральным законодательством. Замечу, что федеральное законодательство очень четко гласит, что мы имеем право при определенных условиях отправить в отставку высшее должностное лицо /высший исполнительный орган/. Имея в виду, что высшее должностное лицо у нас  губернатор, мы можем при определенных условиях отправить его  в отставку. Отправив в отставку губернатора, мы отправляем в отставку автоматически правительство. Все в полном соответствии с федеральным законом. Не может быть по федеральному закону и то, и другое ".

Читаем закон об общих принципах организации законодательных /исполнительных/ органов власти субъекта федерации. Статья 5 - "Законодательный орган государственной власти субъекта Российской федерации оформляет решение о недоверии /доверии/ высшему должностному лицу субъекта Российской федерации /руководителю высшего исполнительного  органа  государственной власти субъекта Российской Федерации/".

И далее статья 19 – "Полномочия  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации /руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются в случае:

- его отставки по собственному желанию

- законодательный  орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие  высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации /руководителю высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации /".

В общем, получается, что структура органов  исполнительной власти  Свердловской области прописана так хитро, что   фактически отправить свердловское правительство  в отставку невозможно, как, например, федеральное. Заковыка в том, что высшее должностное лицо  у нас – губернатор, и только сняв его, - это право у думы пока  что еще имеется, можно автоматически отправить в отставку министров. Перефразировав киношных героев, остается только сказать – кто ж его, Эдуарда Росселя, снимет? Он же памятник!..

И в заключении еще об одном ноу – хау свердловских парламентариев. Речь идет о вечно обсуждаемом регламенте  областной думы. Сколько ни пытались депутаты прошлых созывов уменьшить роль спикера нижней палаты, и совет думы организовали, и череду спикергейтов устраивали, чтоб не повадно было тем, кто на эту должность идет, единоличные решения в жизнь претворять, теперь все коту под хвост.  С принятием нового регламента, который также, как поправки к закону "О правительстве Свердловской области",  почти безропотно утвердили, дума будет по - новому работать.

Во – первых,  председателя  думы нельзя снимать с должности в течение шести месяцев после избрания и за шесть месяцев до окончания срока полномочия. Если учесть, что в должности спикера депутат может работать два года, то на его снятие остается ровно год. Кроме этого, по новому проекту регламента председатель, а не все депутаты, как скажем,  делается на заседании Государственной думы, может единолично лишить кого-то права голоса. Плюс к этому - председатель думы составляет проект повестки заседания, он же составляет смету расходов думы и он же  выдвигает кандидатов на пост своих заместителей. Теперь даже какое – либо решение комитета, прежде чем оно будет вынесено на заседание думы, должно быть завизировано у спикера.

Председатель областной думы Николай Воронин, комментируя новый регламент думы,  просто светился счастьем: "В новом регламенте  заложена вся практика 10 - летней работы думы.  Я в корне не согласен с тем,  что  увеличивается роль спикера, наоборот,  все функции четко прописаны,. Я хочу сказать, что этот документ  подготовлен квалифицированной . группой специалистов. Я  лично много раз его читал. Он создает условия для плодотворной работы. Мы были в зарубежных странах, так вот  там все прописано до деталей, и поэтому там не возникает  процедурных  вопросов, какие были раньше у нас. Надеюсь, что и мы теперь будем работать  по – новому".

"По – новому, - это как  в колхозе, - образно подметил депутат Борис Чойнзонов, -  где вся власть будет принадлежать  председателю этого колхоза – то есть Воронину. Такой регламент принимать нельзя!".

Через какое – то время нижняя палата большинством голосов  проголосовала за новые правила работы думы. И впрямь, как на дружном колхозном собрании во времена оны…     



Евгения Сергеева