Кризис на алкогольном рынке привел к массовым отравлениям суррогатом сразу в нескольких российских регионах. Из-за дефицита дешевого легального (и нелегального, как это ни парадоксально звучит) заводского спиртного люди стали переходить на всевозможные его заменители. А производители и импортеры, отчаявшись ждать решительных мер от чиновников, предложили им в помощь своих программистов, чтобы система ЕГАИС наконец начала работать, и даже разработали проект реформирования системы сертификации алкогольной продукции. Если же в скором времени ситуация в корне не изменится, заявляют участники рынка, массовые отравления суррогатом могут приобрести общероссийские масштабы.
В Воронежской, Белгородской и Тверской областях, где с середины августа суррогатом отравились в общей сложности более 200 человек, прокуратуры возбудили уголовные дела. Изъятая в Воронежской области продукция содержала денатурированный спирт, используемый для мытья стекол. Такими жидкостями, по предварительным данным, отравились и в Белгородской области, а в Тверской с рук под видом пищевого спирта продавались дезинфицирующие средства, также содержащие денатурат. |
По мнению экспертов, волна отравлений прокатилась по российским регионам на фоне кризиса, в котором рынок алкоголя пребывает с начала этого года: из-за дефицита дешевого качественного спиртного люди стали переходить на всевозможные его заменители. Чиновники однако с подобными выводами пока не спешат. В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) комментировать ситуацию отказались, сославшись на то, что расследованием массовых случаев отравления занимается МВД. "Были зарегистрированы случаи отравления не алкоголем, а спиртосодержащей продукцией, - заявили Накануне.RU в пресс-службе Роспотребнадзора, - По нашим данным, люди пили дезинфицирующие средства, которые имеют на этикетке надпись: не предназначены для пищевых целей". Информацией о том, были ли за последнее время подобные случаи в других российских регионах, в этом ведомстве не располагают. Без ответа, заметим, пока остается и открытое письмо Союза участников алкогольного рынка, недавно направленное главе Роспотребнадзора, главному государственному санитарному врачу РФ Геннадию Онищенко, где речь как раз и идет о недостатках действующей системы сертификации, не позволяющей выстроить серьезные преграды производству нелегального и суррогатного спиртного.
Проблема впрочем, не только в этом, заявляют участники алкогольного рынка. Беда в том, что реформа отрасли длится уже не первый год, но правительственные чиновники все еще не определились, какому ведомству поручить контроль за развитием алкогольного рынка. В итоге последние нововведения нанесли сокрушительный удар по отрасли: заводы простаивали, прилавки магазинов опустели, а цены на спиртное только за июнь-август подскочили на 30%. Все это, заявляют эксперты, может обернуться тем, что волна суррогата примет общероссийские масштабы.
Вадим Дробиз официальный представитель Союза участников алкогольного рынка Дезинфицирующие средства начали пить в условиях дефицита дешевого алкоголя. Кризис привел к тому, что дешевой легальной водки в магазинах практически не стало - она подорожала, подорожало и дешевое легальное вино. Дешевле 100 рублей на полках магазинов теперь ничего нет, а у нас до кризиса основную массу алкоголя пили по цене 60-80 рублей. Дешевые вино и водка составляли 80% продаж в этом сегменте легального алкоголя.
Казалось бы, в стране в целом растет уровень благосостояния, но россияне по-прежнему очень чувствительны к ценам на спиртное. Именно цена, а не марка и завод-производитель, как свидетельствуют исследования ВЦИОМ, - основной критерий выбора алкоголя для более чем 60% россиян. Каждый второй житель нашей страны время от времени употребляет "беленькую", причем 23% россиян признаются, что пьют водку дешевле 80 рублей, несмотря на риск приобрести "подделку", опасную для здоровья.
Однако события этого лета привели к тому, что легальной водки, которая стоила бы 80 рублей и ниже, не осталось, а нелегальной заводской (которая выпускалась без уплаты акцизов) стало в разы меньше, поскольку многие предприятия переживают сейчас тяжелые времена, да и новую федеральную марку подделать уже непросто. Более того, подорожали и аптечные настойки, "Боярышник", к примеру, популярный среди самых бедных слоев населения, вырос в цене в среднем с 10-11 до 18 рублей за 100 грамм. Россияне в таких условиях, надо полагать, меньше пить не стали, вот почему, объясняют эксперты, рынок быстро заполонили всевозможные дешевые суррогаты и так называемые спиртосодержащие жидкости. Между тем, если помните, не так давно на рынке обсуждалась идея создания так называемой "народной водки" - качественной, цена которой за счет налоговых послаблений была бы немногим выше нелегальной.
Вадим Дробиз официальный представитель Союза участников алкогольного рынка У нас 30% населения, люди с низким уровнем доходов, отлучены от легальной алкогольной продукции. Государство сложило с себя все полномочия по обеспечению низкодоходных слоев населения легальным спиртным, а это 20-30 млн потребителей, которые готовы платить не более чем по 30 рублей за эквивалент бутылки водки по градусности и объему. У нас же свыше 30 рублей стоит только акциз за бутылку водки, то есть минимальная цена легальной водки сегодня - не менее 60 рублей. Выявить же нелегальную водку проблемы нет - она вся дешевле, она хорошо видна, но никто на протяжении последних пяти лет, уверяю вас, бороться с нелегальным рынком сознательно не хотел. Но и это не самые главные из причин, основное - это непродуманность всей реформы и отсутствие единого координирующего органа.
Напомним, новый закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вступил в силу с 1 января этого года. Закон ввел специальные федеральные марки для отечественной продукции и акцизные - для импортной, на которые компании-импортеры и заводы-производители должны наносить особый штрих-код (содержащий информацию о названии алкогольной продукции, ее виде, градусности и прочее). Штрих-код каждой бутылки попадает в так называемую Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета производства и оборота алкоголя в стране, разработкой которой занималось ФГУП "НТЦ "Атлас", подведомственное ФСБ. Продажа спиртного со старой маркировкой с 1 июля была объявлена вне закона, в тот же день в стране была запущена ЕГАИС, минуя которую реализовывать продукцию запретили. Однако из-за постоянных сбоев в программе, неимоверно медленной обработки данных и отсутствия справочников продукции работать в новой системе оказалось невозможно и алкоголь исчез с прилавков.
Кризис обернулся большими убытками для алкогольных компаний - по подсчетам Союза участников алкогольного рынка, потери отрасли уже превысили $1 млрд. Эксперты подсчитали также, что около 4-5 млрд рублей налогов не досчитается и федеральный бюджет. Однако ни одно из шести ведомств (Минэкономразвития, Минфин, Минсельхоз, налоговая и таможенная службы, ФСБ), разрабатывавших реформу и внедрявших ЕГАИС, не взяло на себя ответственность за случившееся. |
И только когда кризис достиг таких масштабов, что привлек внимание Общественной палаты РФ, премьер-министр Михаил Фрадков право на контроль за производством и оборотом алкоголя в стране закрепил за налоговиками. Те поспешили заверить, что через две недели, а именно к концу августа, на рынке будет наведен полный порядок, но обещание выполнить не смогли. "Работать в ЕГАИС стало немногим проще: немного скорость обработки данных увеличилась, справочников продукции стало больше и пр. Но кардинальных положительных изменений не произошло, система не работает так, как это должно быть", - сообщил Накануне.RU генеральный директор "Уральской ВиноВодочной компании" Вадим Деркачев, отметив, что нельзя недооценивать проблему отравлений суррогатом. "Доходы, которые компании теряют, так как невозможно реализовать спиртное из-за неработающей ЕГАИС, в этом вопросе на втором плане. Главное, на что необходимо обратить внимание, - массовые отравления людей некачественной продукцией и различными заменителями спирта. На рынке бардак полный", - заявил Вадим Деркачев.
Отчаявшись ждать, когда ЕГАИС начнет работать, импортеры алкоголя предложили своих программистов для доработки программного обеспечения системы, об этом заявил на минувшей неделе глава Федеральной таможенной службы. А Союз участников алкогольного рынка выступил с инициативой создания в Москве учебного центра для обучения работе в ЕГАИС совместно с разработчиками этой системы. Кроме того, в Роспотребнадзор направлен проект реформирования системы сертификации алкогольной продукции.
Вадим Дробиз официальный представитель Союза участников алкогольного рынка Сейчас сертификаты соответствия выдаются производителям не на конкретные партии, а на определенные наименования, причем сроком на три года. Органы сертификации не проводят отбор проб, а исследуют пробы, представленные заявителями – отечественными производителями или импортерами, что дает им возможность представлять в качестве образцов не ту продукцию, которая потом будет продаваться в розничной сети, и этим многие пользуются в полной мере. Кроме того, нет общедоступного реестра выданных сертификатов и они легко подделываются. Но "СУАР" предлагает провести рабочую встречу в Роспотребнадзоре и обсудить вопросы по контролю качества алкогольной продукции и взаимодействие Роспотребнадзора и бизнес-сообщества. Кроме того, неделю назад на совещании в Минсельхозе мы подали предложение срочно создать орган, который будет координировать деятельность всех министерств и ведомств, ведь все, что произошло с ЕГАИС и прочее, - это следствие отсутствия единого органа, который бы координировал алкогольную отрасль, во-вторых, отсутствия взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом.
Бизнес-сообщество, кстати, о последствиях введения в жизнь благого по замыслу, но сырого по исполнению федерального закона предупреждало властные структуры еще в прошлом году. Чиновники, впрочем, были уверены, что сбоев быть не может и дали старт системе без предварительной ее обкатки. В итоге расходы на адаптацию к новым условиям производители, поставщики и продавцы спиртного переложили на наши плечи. Но ЕГАИС утратит свое предназначение и вовсе без внедрения в рознице, ведь цель реформы отрасли - учет каждой бутылки, производимой и ввозимой в страну, вплоть до ее продажи населению. Во всех магазинах с 1 января 2007 года, по задумке ее разработчиков, должно появиться оборудование, которое сможет считывать штрих-код, а значит, вычислять нелегальную продукцию. До нового года остается менее четырех месяцев и, судя по всему, если ситуация в корне не изменится, страну ждет настоящий "сухой закон".