Аналитика


Владимир Мостовщиков и Аркадий Чернецкий едины - в существовании двух избиркомов повинна Дума Екатеринбурга
Политика | Свердловская область | Свердловская область | промышленность

В России началась реформа местного самоуправления. Но правовая база, необходимая  для ее осуществления, до конца еще не сформирована. Главная тому причина - законодательные базы субъектов РФ не приведены в соответствие с основными федеральными  законами и Конституцией страны. Федеральные власти обязали муниципалов разрешить сей вопрос. Им необходимо принять законы о выборах в органы местного самоуправления, о границах и территориях муниципальных образований, уточнить количество депутатов в представительных органах и статус избирательных комиссий, внести изменения в свои Уставы. Сегодня практически все населенные пункты Свердловской области эти требования выполнили. За исключением Екатеринбурга.

Про историю "раздвоения" городской избирательной комиссии в уральской столице мы уже писали - Екатеринбургское горизбиркомовское раздвоение. До сих пор стороны /а это собственно екатеринбургские власти и областной избирком/, известные давними разногласиями публично позиции не определяли. И вот накануне в Екатеринбурге друг за другом "отпрессконферировали" мэр города Аркадий Чернецкий и глава свердловского облизбиркома Владимир Мостовщиков. Поскольку оба ответственных лица говорили об одном и том же, нам показалось любопытным представить читателю их высказывания как диалог, который вряд ли нуждается в комментариях.     

Владимир Мостовщиков – председатель избирательной комиссии Свердловской области: "В течение шести месяцев, отведенных законом, все решили вопрос организовывать или нет избирательную комиссию муниципального образования, все согласовали, внесли необходимые дополнения в уставы, а Екатеринбург этого сделать не смог. Что его депутатам какие-то иные условия поставили, или дали особые рекомендации?! Ничего подобного не было, и нет. Областная комиссия не раз напоминала думе Екатеринбурга  о необходимо решить эти вопросы, в частности, сформировать горизбирком. Но ничего сделано не было. Такое бездействие или же противодействие городских чиновников не основано на законе, да и не понятно, чем обосновано. Областная комиссия вынуждена была сама сформировать городскую избирательную комиссию. Однако, Екатеринбург  отказался ее принять. В результате сейчас в Екатеринбурге два избиркома – тот, который работал еще на предыдущих выборах, и новый, сформированный 23 декабря 2003 года".

Аркадий Чернецкий – мэр Екатеринбурга: "Ситуация с двумя избиркомами совершенно не нормальная. Прерогатива создания избиркома принадлежит нашей городской думе. Поэтому я стараюсь не вмешиваться в эти вопросы, чтобы не создавать вокруг проблемы ажиотаж.  Мы в данной ситуации, как исполнительная власть, ориентируемся на решения думы. Только она может признать тот или иной  избирком правильным. Администрация будет работать с той комиссией, которую признают депутаты. То, что сегодня городская дума выступает против избирательной комиссии Свердловской области, обосновано. По моему мнению, господин Мостовщиков, условно говоря, обманул наших депутатов. Обманул самым прозаическим образом. Заявил, что в условиях неизмененного Устава города дума не имеет права принимать решение о новом составе избиркома. Соответственно,  депутаты и не принимали решения по этому вопросу.  А потом сам в условиях того же неизмененного Устава взял и создал областную избирательную комиссию. На жульничество похоже."

Владимир Мостовщиков: " Городских депутатов никто в заблуждение не вводил. Это их халатность. В законе написано, что если городская дума в срок не создает свою комиссию, то это обязан сделать облизбирком.  Законность новой комиссии подтвердил областной суд, Верховный суд, ЦИК Российской Федерации. Согласно нормативным актам, только она имеет право готовить и проводить в Екатеринбурге референдумы, выборы в органы местного самоуправления. Как грядущие выборы депутатов в 2005 году, так и очередные выборы мэра в 2007. А существование избирательной комиссии, сформированной в марте 2000, абсолютно незаконно. Как гласит статья 19 федерального закона от 24 декабря 1999год: "Полномочия территориальной избирательной комиссии сохраняются до начала работы соответствующей территориальной избирательной комиссии, сформированной для проведения очередных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления". То есть предыдущая комиссия с 6 января должна была прекратить свои полномочия. Однако этого сделано не было.  Во внимание не берутся ни постановления судов, ни Центральной избирательной комиссии. Мало того, председатель предыдущего горизбиркома отказывается передавать новой комиссии необходимые документы, город не оказывает ей содействие, оговоренное законом. Это просто невозможно комментировать…Мы были вынуждены обратиться за помощью к губернатору и прокурору области. Если потребуется, мы намерены обратиться в Генеральную прокуратуру РФ и к Президенту РФ. Дальше нам идти некуда. То, что сегодня происходит в Екатеринбурге, это правовой беспредел".

Аркадий Чернецкий: " Сегодня наши депутаты настроены на то, чтобы выполнить все требования закона.  В рамках реформирования местного самоуправления вносятся изменения в Устав города. Например, решается вопрос о границах города. У нас есть четыре территории, которые должны определиться со своим статусом. Это Кольцово, Шабры, Северка и Широкая Речка. Мы проведем среди жителей этих населенных пунктов опрос: хотят ли они войти в состав города Екатеринбурга или сделать свои поселки самостоятельными образованиями. А 20 июня вопрос уже рассмотрит наша городская дума. Я думаю, что все территории решат стать частью Екатеринбурга. Если они выйдут из состава города, то останутся без средств к существованию. Мы считаем эти поселки своими и в течение 10 лет вкладываем  в них большие деньги. Поэтому я очень сомневаюсь, что они захотят выйти из состава Екатеринбурга. Кроме того, в городе, в соответствии с законом, будет создано 35 округов, причем все они буду одномандатными. По закон в  таком городе, как Екатеринбург, должно быть минимум 35 округов. Соответственно, и в городской Думе будет 35 депутатов /сейчас их 27/. Это тот состав, который способен работать без организации "базара".

Владимир Мостовщиков: "Исходя из того, как решался вопрос об избирательной комиссии муниципального образования, нельзя исключать, что депутаты не смогут внести изменения в Устав города. Особенно по  системе выборов. И что тогда? Сегодня в Уставе Екатеринбурга не указано, по какому способу проводить выборы. А ведь скоро необходимо будет избирать депутатов в городскую думу. Следуя логике, можно будет услышать высказывания о том, что выборы проводить нельзя. Как сегодня депутаты Екатеринбурга говорят: "Мы же не внесли изменения в Устав, почему тогда областная комиссия сформировала горизбирком?". А мы обязаны были это сделать по закону. Так, вот, в избирательном кодексе Свердловской области эта ситуация будет урегулирована. А именно, в кодексе будет записано: "Если Уставом не оговорена система выборов, то ее определяет избирком, организующий выборы". ЦИК России рекомендует в городских округах выборы депутатов проводить по партийным спискам, в муниципальных районах – по смешанной избирательной системе, а в небольших городах и сельских поселениях – по многомандатным округам. Областная комиссия считает, что депутаты Екатеринбурга должны этот вопрос сами решить с учетом мнения общественности. Из практики могу сказать, что выборы по многомандатным округам довольно результативны. Конечно, для Екатеринбурга четырех - пятимандатные округа, это перебор. Но двухмандатные вполне могли бы быть образованы. И тогда бы нам потребовалось не 35 округов, а 18, то есть 36 депутатов. Большой же разницы нет – 35, 36. На постоянной основе все равно смогут работать не более трех из них. Ну, а у депутатов городской думы или у избирательной комиссии была бы возможность для более широкого маневра.  И у общественности, соответственно. Главный выбор за депутатам, сейчас они должны принимать решения, и как можно скорей…"

Конец всех цитат...