Аналитика


Законный иммунитет или последний шанс уральского экс-олигарха
Общество | Свердловская область | Свердловская область | Курганская область | печать

                  Куда бы мы ни шли, репутация наша - неважно,

                         хорошая ли, дурная - нас обязательно опередит.

                                                           Честерфилд

Так уж вышло, что практически единственный капитал, который сколотил за жаркое последнее десятилетие ушедшего века Павел Федулеев, это имя. Павел Федулев. За ним, кроме десятков заводозахватов, серии политскандалов, нескольких покушений и месяцев тюрьмы сегодня не стоит практически ничего. Вспомнят ли лет этак через 10-15 демонизированного журналистами предпринимателя, молниеносно захватившего и растерявшего активы и пассивы, большой вопрос. А ведь когда-то называли его даже «радиоуправляемым крокодилом», помнится. Но времена и нравы меняются нынче более чем стремительно.

А как все начиналось… К концу девяностых так называемая империя Федулева вмещала в себя несметные промышленные богатства Урала: акции Качканарского ГОКа, Первоуральского новотрубного, Серовского металлургического, Баранчинского электромеханического заводов, Уралхиммаша и Екатеринбургского мясокомбината, института "Уралгипротяжмаш"… Даже если не продолжать список, то для стартового капитала выглядит он внушительно.

Другой вопрос в том, что обретение этого самого капитала, происходило у Павла Анатольевича как-то немного мимо закона. Не он один, конечно, грешил этим, но именно его авантюризм в какой-то момент оказался выше здравого смысла. Иногда замахивался он уж вовсе на большое. На минатомовский завод, например.

Ситуация «слон и моська» повторялась в биографии Федулева не однажды. Прыгнуть выше головы не удалось. И выше закона тоже. Отсюда - покушения и отсидки.

Еще в марте 98-го появилось первое уголовное дело - по фактам мошеннических действий, направленных на завладение акциями промышленных предприятий Свердловской области: ЛГ «Спецавтоцентр «Таврия», Тавдинский гидролизный завод, Качканарский ГОК, Нижнетагильский металлургический комбинат. В апреле 98-го еще одно - по фактам хищения путем мошенничества спиртосодержашей жидкости с Лобвинского, Тавдинского и Ивдельского гидролизных заводов.

Отсидев 8 месяцев в СИЗО, пережив предательство компаньонов, которые успели за это время поделить империю на кусочки, Павел Анатольевич /благо было время все обдумать/ сменил курс. Правда, сначала, по второму кругу захватил уже принадлежавшие ему ранее заводы и прикупил пару СМИ. Для восстановления былой славы и финансирования нового жизненно необходимого увлечения.

Политика. Она одна могла хоть как-то вернуть легитимность бизнесу, история «приобретения» которого гремела по всему Уралу, и дать неприкосновенность его хозяину – Павлу Анатольевичу, респектабельному кандидату в депутаты, в очечках в тонкой золотой оправе.  

Политконсультанты крутились возле Федулева тогда, аки мухи. Сорил он деньжищами на избирательных компаниях, в Брянске, Кушве и Кургане беспощадно. Правда, как и бывшие бизнес-компаньоны, оказались пиарщики скорее нахлебниками, чем помощниками. Выигрышных кампаний было у Федулева – пальцев одной руки вполне хватить, чтобы пересчитать.

Но политическая стезя Павла Анатольевича, не разочаровала. Видимо, отсидев еще раз, в 2002 году, он стал ценить личную неприкосновенность дороже денег.

Постепенно Федулев терял влияние в бизнесе. Нынче его избирательная кампания в Кургане, говорят, финансируется отнюдь не самыми крупными и передовыми предприятиями Свердловской об­ласти: ОАО Ирбитский химикофармацевтический завод», ЗАО «ЛПО Лобва», ОАО «Кушвинский завод транспорт­ного оборудования», унитарное предприятие «Экофонд».  Сейчас продолжить список подконтрольных предпринимателю заводов не так-то просто. Политике ведь палец в рот не клади…

Да и сама «смена области» говорит о том, что не по силам уже сражаться с продвинутыми свердловскими политмонстрами, а потому и подался Павел Анатольевич в «неокученное» политиканами сельскохозяйственное Зауралье. Где народ живет еще пока светлее и честнее, где не так часто еще обзываются люди электоратом, не обжигались до отчаяния на предвыборном вранье, и не видели погромленных избирательных участков, где ожидалась победа конкурентов федулевских кандидатов.

Так или иначе, но про буйства политологов в Кургане нынче не слыхать /то ли деньги у Павла Анатольевича заканчиваются, то ли не доверяет он больше жадным пиарщикам/, а потому приходится Федулеву, человеку пришлому, «варягу» идти на жертвы самолично – даже голодать напоказ, ради светлого будущего иммунитета и красных корочек.

А свердловские журналисты по привычке называют Павла Федулева «уральским олигархом» /скорее, от отрицательной окраски слова «олигарх», чем от его прямого значения/, хоть уже почти два года он стремится стать «зауральским политиком».

Так уж вышло, что практически единственный капитал, который сколотил за жаркое последнее десятилетие ушедшего века Павел Федулеев, это имя, за которым нынче – только звон авантюрных историй, треск химмашевских выстрелов, шорох качканарских акций.

Как-то не получилось из Павла Анатольевича созидателя. А ведь многие тогдашние начинающие предприниматели, стартовав и без Качканарского ГОКа, сохранили репутацию, вырастили бизнес и сегодня живут куда как более успешно, спокойно и законопослушно. А главное в будущее смотрят уверенно.

Но история Федулева – не только красочная иллюстрация ушедшей уже эпохи раздела и передела собственности. Его сегодняшняя деятельность – очередной, наверное, повод задуматься.

Ведь даже существование возможности восприятия политики, и в  частности, выборов в депутаты ГосуДумы, как шанса отдельным гражданам обеспечить личную неприкосновенность, нездорово и опасно для общества. А другой мотивации для стремления Федулева в здание на Охотном ряду, исходя из его прошлого, не просматривается. Ведь для того, чтобы помогать людям,  развивать бизнес, сеять хлеб, вовсе не обязательно менять как перчатки регионы.

Справка Накануе.ру. В депутаты Государственной думы по Курганскому одномандатному округу № 96 баллотируются: отставной генерал ныне депутат ГосДумы Николай Безбородов, кандидат от КПРФ депутат Госдумы Василий Кислицын, военный комиссар Курганской области Владимир Усманов, генеральный директор агропромышленного холдинга «Новые рубежи» Павел Федулев, генеральный директор ЗАО «Путь к коммунизму» Владимир Остапенко (НПРФ), главный врач курганской городской больницы скорой медицинской помощи Валерий Веревкин (Избирательный блок «Партия возрождения России – Российская партия жизни»), директор МУ «Центр социальной защиты населения» Кургана Алексей Иванов («Яблоко»), главный врач МУ «Городская поликлиника №4» Михаил Александров (ЛДПР),  председатель правления межрегиональной общественной организации «Союз молодых предпринимателей» (партия «Русь») Игорь Широков.

                             Курган - Екатеринбург 



Юрий Александров