Аналитика


Зарплата на банковских карточках – милостыня банкирам?
Общество | Свердловская область | Челябинская область | радио | Россия | Россия

Современные подлинные европейцы и азиаты живут в виртуальном мире: заказы еды и других товаров по Интернету, суррогатное общение по аське или через чат, даже любовь у них все больше виртуальная. А расплачиваются за все эти прелести цивилизации дети XXI века тоже виртуально: через некие приспособления, которые по виду – обычные куски пластика. Если для вас это дело обычное – значит вы человек западный, который “попал”, поскольку живет в России. И если Интернет в России – несомненное благо цивилизации /это способен осознать даже закоренелый славянофил/, то вот банковские карточки для российской психики, посмеем утверждать, пока – безусловное зло.

Что мы – хуже других?, - воскликните вы. – Что, неужели русские настолько не приспособлены к такой простой с виду вещи, как банковская карта? Да, не приспособлены. И дело тут вовсе не в нашем менталитете и в том, что современные тенденции не для нас. Напротив: недавно финская компания F-Secure обвинила российских хакеров в создании вируса Korgo, от которого страдает вся Европа. Напомним, что данный вирус скачивает секретную банковскую информацию и личные данные владельцев кредитных карточек во время покупок через Интернет. Российские “специалисты” идут впереди планеты всей в том, что касается нашего “ответа”  Западу. 

Но вот что касается самой системы повального приобщения русского люда к банковским карточкам, тут оказалось далеко не все так просто. С незапамятных времен граждане, проживающие на территории России, получали заработанные деньги налом, который /опровергая пословицу/ обладал приятным запахом. Россияне деньги еще несколько лет назад переводили из  "деревянных" в американские - зеленые и затем их любовно хранили в банках из-под маринованных огурцов /также прятали их в холодильник, сливные бачки, зашивали в трусы, наконец/. Нежность к хрустящим бумажкам регулярно подпитывалась сюрпризами от государства: то средства на сберкнижках заморозят, то еще какой-нибудь дефолт устроят. И тут нате, пожалуйста, – вместо радующих глаз разноцветных бумажек – цифры на холодно-голубом дисплее банкомата.

Вроде бы все сделано для удобства трудящихся: деньги на карточке, не надо постоянно таскаться с пачкой шуршащих бумажек, можно со скидкой отовариваться в магазинах, производить коммунальные платежи через банкомат, удобно путешествовать и так далее. Кроме того, счет в банке позволяет брать кредиты и тому подобное. Все эти выгоды предполагают, что наличные деньги с карточки сниматься не будут. А что происходит в реальности? День зарплаты /пардон, день перевода средств на карточку, ибо фактически это разные дни/ - люди устремляются к банкоматам – довольно невоспитанным зверькам /к примеру, деньги они не выдают, а выплевывают, карту могут зажевать без зазрения совести/. У банкоматов скапливаются очереди – и не для того стоят в них люди, чтобы убедиться, перевели ли им деньги, а для того, чтобы выпотрошить банкомат насколько он позволит. Большинство снимает зарплату “под ноль”.

Не доверяют у нас машинам – хорошо, пока деньги можешь снять с карточки, а вдруг твой банковский счетчик неведомо как, без твоей помощи, обнулится? Меж тем, множатся слухи о жуликах, которые, используя хитрые приспособления, крадут деньги непосредственно из самого банкомата. Поэтому кажется вполне разумным получить всю наличность сразу. Тогда зачем нужны эти самые банкоматы? Неужели, чтобы просто иметь возможность оплатить коммунальные услуги и сотовую связь?

Эти адские машинки были изобретены для удобства людей. В реальности же, когда банкоматов раз, два и обчелся – никаких выгод, а сплошные затруднения. Если в одном банкомате деньги еще не завезли – поезжай за деньгами на другой конец города к другому банкомату этого же банка. Правда, можно получить деньги и в банкомате другого банка, но за это снимут определенные проценты за операцию выдачи наличности.

Так кому выгодна система банкоматов? Об этом речь шла на пресс-конференции, в которой принимали участие президент Уральского профсоюзного центра Сергей Беляев и помощник прокурора Ленинского района города Екатеринбурга. Сие собрание было обусловлено ситуацией, которая сложилась на многих предприятиях среднего урала. Руководство  данных предприятий заключило договоры с банками, по которым банки осуществляют перевод заработной платы сотрудников на карточки. Процедура эта часто проходит небезболезненно для пользователей этих самых карточек. Во-первых, часто для оформления счета из зарплаты сотрудника удерживается 50-100 рублей. Сумма мизерная, но патриотично тратить свои кровные на добрые отношения главы предприятия с неким банкиром многие не желают. Сергей Беляев следующим образом прокомментировал эту ситуацию: “Нищее население дает милостыню банкирам”.

По Трудовому кодексу РФ “заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором” /Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы/.

На практике современных российсикх предприятий часто бывает так, что работник не предпринимает никаких действий к тому, чтобы его зарплата перечислялась на банковские карточки. Руководство предприятия волевым решением передает данные о сотрудниках банку, а тот оформляет банковские счета не за счет предприятия /простите за тавтологию/, а за счет самого работника. Как результат – у руководства хорошие отношения с банком, а сотрудник предприятия вынужден мириться с наличием одного банкомата в округе. Да и этот банкомат часто не работает по разнообразным причинам.

Нашлись такие герои-одиночки, которые решили бороться за свое право по-старинке получать зарплату в кассе. Так, например, Шкерин Сергей Николаевич /старший научный сотрудник УрО РАН/ подал в суд на руководство института, которое заключило без его ведома договор с “Уралвнешторгбанком” о начислении зарплаты на карточку. Самое любопытное, что суд Сергей Шкерин выиграл. Ему в качестве компенсации даже выплатили одну тысячу рублей. Правда, теперь он получает зарплату опять-таки не в кассе, ее присылают ему по почте. Российское же почтовое ведомство работает с задержками, и за это начисляются еще и компенсации за задержки доставки зарплаты.

В борьбу за правое дело включилась прокуратура, которая вознамерилась отстоять право граждан получать зарплату по месту работы в обход банков. О чем и поведала Мария Мирошниченко /помощник прокурора Ленинского района города Екатеринбурга/. Прокуратура, руководствуясь жалобами населения, обратилась в Ленинский районный суд с исковым заявлением. Суд прокуратуре в иске отказал с той формулировкой, что переход  на банковские карточки права работников предприятий не нарушает. Прокуратура не смирилась с подобным решением и подготовила представление об обжаловании данного решения суда в кассационном порядке. Суд вторично отказал прокуратуре. Ну, что тут скажешь… Россия. Права граждан напрямую нарушаются, а российский суд, видимо, осознавая, что здесь задействованы не только права гипотетических граждан, но и гораздо более весомые материи, делает вид, что все в порядке.

Разумеется, весь этот переход на карточную систему /точнее и не скажешь/ вызван отнюдь не стремлением сделать жизнь российского обывателя комфортнее. Без сомнения, банкам выгодно “крутить” деньги предприятий. Руководству предприятий тоже выгодно сотрудничество с банками. Президент Уральского профсоюзного центра Сергей Беляев так напрямую и говорит: “Это выгодно банкам, руководству предприятий и властным структурам”, которые способствуют насаждению карточной системы. Сергей Беляев уточнил, под властными структурами тут надо понимать мэрию города Екатеринбурга.

Представители Уральского профсоюзного центра обратились с предложениями: к Центробанку - “пересмотреть инструкцию и проверить банки на предмет законности открытия счетов на физических лиц без их желания”; к Росторгинспекции, дабы эта структура “провела проверки на предприятиях и привлекла руководителей к административной ответственности за принудительный перевод на получение заработной платы на карточки”; а также к налоговой инспекции – “о взыскании в доход государственного бюджета незаконно полученную прибыль от зарплатных проектов”.

При условии, что налоговая внемлет тексту данного обращения, дело может принять серьезный оборот, так как большинство предприятий и банков, действующих на территории Свердловской области, вовлечено в этот “зарплатный проект”. Но со здоровым цинизмом заметим, что вряд ли налоговая да и прокуратура станут всерьез заниматься расследованием подобных дел: уж слишком масштабное явление, слишком большие деньги. Гораздо проще на законодательном уровне внести во многострадальный Трудовой кодекс РФ соответствующую поправку, да и дело с концом.