Аналитика


Общечиновничье богатство на службу людям?
Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | В России | Уральский ФО

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Земельные отношения - это еще одна сфера, в которой, по признанию специалистов, до сих пор не наведен порядок. Главная проблема - в несовершенных законах, в которых всегда найдется место не всегда законным интересам отдельного чиновника. Между тем, земля - один из элементов жилищного нацпроекта. О земельных бедах, "дачной амнистии", а также о том, существует ли дефицит земли под строительство, в интервью Накануне.RU рассказал заместитель председателя Российского земельного союза Геннадий Чуркин.

Вопрос: Какие, на Ваш взгляд, основные проблемы мешают сегодня нормально развиваться земельным отношениям в России?

Геннадий Чуркин: Несовершенство законодательства и несовершенство правоприменительной практики, что усугубляется коррупцией и бюрократизмом. Если бы далеко не идеальные сегодняшние законы хотя бы исполнялись должным образом, проблем в земельной сфере было бы на порядок меньше. А у нас пока даже самые лучшие пожелания высшего руководства страны, как, например, в случае с "дачной амнистией", на практике превращаются в форменное издевательство над людьми.

Таким образом, главная проблема - это земельное администрирование на региональном и местном уровнях.

Как правило, именно произвол чиновников на местах, а не сами по себе решения федеральных законодательных и исполнительных властей, порождает земельные конфликты.

Но многие из этих конфликтов можно было бы предотвратить, если бы сами землевладельцы и землепользователи лучше координировали усилия по защите своих интересов. Помочь им в этом и призван Российский земельный союз. Ведь единственное, что можно противопоставить солидарности чиновничьего сословия - солидарность граждан. Однако мы не собираемся конфликтовать. Напротив, мы настроены на конструктивное взаимодействие со всеми участниками земельных отношений, то есть государством, бизнесом и гражданами.

Фото: Накануне.ruОтсутствие эффективного механизма взаимоувязывания интересов всех участников земельного рынка - вторая главная проблема земельных отношений. Российский земельный союз упорно над ее решением работает и первые положительные результаты уже имеются. В частности, по нашей инициативе в регионах при органах власти начали создаваться общественные советы по вопросам земельных отношений. Они замышляются как площадка для диалога с тем, чтобы предупреждать возможные конфликты, находить компромиссные и законные решения по всем острым вопросам земельного оборота. Первый опыт показывает, что наши надежды, связанные с деятельностью подобных структур, оправдываются.

Вопрос: Вы сказали о том, что земельное законодательство несовершенно...

Геннадий Чуркин: Если говорить о каждом отдельном законе, то ни один нельзя назвать совершенным. Почти в каждом акте есть правовые пробелы и лазейки для бюрократов и коррупционеров.

Но главный недостаток - это слабая согласованность законов как между собой, так и с общим корпусом российского законодательства. А когда одну и ту же ситуацию два разных закона трактуют по-разному, на деле это означает, что ни один закон не работает, все отдается на откуп чиновнику, принимающему конкретное решение. Что мы очень часто и видим на практике. 

Вопрос: Вы поддерживаете объявленную государством "дачную амнистию"?

Геннадий Чуркин: Мне не нравится само слово "амнистия", как будто речь идет о прощении за какие-то преступления. Абсолютное большинство пользователей и собственников земли никаких правонарушений и тем более преступлений не совершали и амнистировать их не за что.

Если государство годами не могло установить понятный, справедливый и простой порядок оформления земли в собственность, билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU то это не вина тех миллионов граждан, кто годами и десятилетиями живет на земле, возделывает ее в тяжком труде и пользуется ее плодами. В законе, который неверно трактуется как закон о "дачной амнистии", как раз и была сделана попытка навести порядок. Но, как это у нас чаще всего и бывает, бюрократия воспользовалась этим законом, чтобы еще больше все усложнить и запутать. 

Вопрос: Эксперты говорят, что России нужен закон, определяющий порядок межевания земельных участков. Каким, по-Вашему, должен быть этот порядок?

Геннадий Чуркин: Понятным, непротиворечивым и справедливым. Важно исключить всякую возможность того, чтобы необходимость межевания трактовалась корыстолюбивыми чиновниками как повод лишний раз залезть в карманы граждан с помощью формально законных, но по сути грабительских расценок на землеустроительные услуги.

Нелишне будет законодателю обратиться к теоретическим и практическим традициям землеустроительного дела в нашей стране. В отличие от многих других сфер законодательного регулирования традиции межевания, землеустройства имеют в России очень глубокие корни, поскольку этот вопрос всегда был жизненно важным для нашей обширной аграрной державы. Недаром одним из первых российских вузов стал именно Межевой институт, основанный еще два века назад. Поэтому надо не изобретать велосипед, а взять все лучшее, что есть в богатой отечественной и мировой практике землеустроительного дела.

Вопрос: Почему Вы выступаете против принятия закона о резервировании земель?

Геннадий Чуркин: Мы не выступаем против резервирования земли как такового. Государственные и общественные нужды должны, безусловно, быть обеспечены необходимыми земельным ресурсами. Весь вопрос в том, кто именно будет определять в каждом конкретном случае нужды и земельные ресурсы.

Резервирование для обычного землевладельца означает ограничение его права собственности. Мы не согласны с тем, что имущественные права граждан будет ограничивать не суд и федеральный орган, не зависимый от каких-либо местных интересов, а муниципальный чиновник, который может просто из личной неприязни осложнить кому-то жизнь. Тем более что проект закона дает ему право расширительно толковать эти самые государственные и общественные нужды.

В одном из законопроектов, который, к счастью, пока приостановлен, говорится, что именно муниципальные власти по собственному усмотрению без решения суда смогут отчуждать частные земли для нужд "инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры".

Список таких нужд остается открытым, ограниченным только фантазией чиновника. Среди прочих возможна и такая форма резервирования, как временное выведение земельного участка из оборота сроком на три года (а в случае, если земля не находится в собственности, до 20 лет). Также сокращен и срок вынесения предупреждения собственнику земли о резервировании: с года до трех месяцев. Естественно, участок, выведенный из оборота, значительно потеряет в цене.

Вопрос: Поддерживаете ли Вы принцип выделения земельных участков под строительство на аукционах?

Геннадий Чуркин: Поддерживаем, но при условии, что аукционы будут, действительно, открытыми и честными.

Вопрос: Как, на Ваш взгляд, можно решить проблему нехватки земли под строительство?

Геннадий Чуркин: Дело не в нехватке земли - дело в нерациональном ее использовании. Порядок в земельной сфере, за который выступает Земельный союз, – это, прежде всего, скрупулезный учет всех наших земельных богатств и строгий контроль Фото: Накануне.ruза их использованием. Если у нас будет такой порядок, мы ясно будем видеть, где земли, действительно, не хватает, а где крики о ее дефиците прикрывают наглую спекуляцию нашим общенародным богатством.

Вопрос: Какая земельная реформа необходима России?

Геннадий Чуркин: Справедливая, учитывающая интересы всего общества, частного землевладельца и землепользователя, а также государства.



Марина Сирина