Аналитика


"Жертвы прошлого": Почему в России убивают детей?
Общество | В России | В России

В России пропадают дети. А если их находят, то находят мертвыми, трупы изуродованы, детей перед смертью насиловали. Жуткая картина. Дети пропадают, СМИ об этом в подробностях рассказывают, в обществе нагнетается обстановка, которая нередко порождает новые несчастные случаи и ЧП. Получается замкнутый круг. Уже отмечено, что географически преступления последнего времени никак не связаны между собой – то на Сахалине мальчик пропал, то снова в Красноярске, то в Подмосковье. Версия о банде маньяков-педофилов, разъезжающих по стране, кажется маловероятной. Но от этого спокойней не становится. Это просто значит, что вся страна – от востока до запада – больна каким-то страшным заболеванием, которое грозит перейти в эпидемию, если срочно не принять меры. А меры пока предпринимают только журналисты, которые то и дело делают достоянием общественности еще одну детскую смерть.

Что же происходит? Действительно ли количество убийств и исчезновений детей увеличилось или это только видимость, создаваемая в информационном поле? И если все-таки количество ЧП возросло, кто в этом виноват: сезонное обострение у людей, склонных к насилию или беспечность родителей, отпускающих гулять совсем маленьких детей? Но самое страшное, наверное, даже не в том, что дети пропадают, а в том, что это все видят. Они пропадают среди бела дня, когда вокруг полно людей. 

По чьим показаниям составляются фотороботы? По показаниям свидетелей, то есть людей, которые видели этого человека. Но не вмешались в ситуацию.
Такое равнодушие гораздо больше пугает, потому что людей, спешащих по своим делам, занятых своими проблемами и не желающих видеть, как превосходящий их по силам человек почему-то тянет ребенка за руку, а тот упирается, гораздо больше, чем маньяков, убийц и похитителей. Равнодушие не только на улицах, но и в семьях.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Да, то, что красноярскую девочку Полину Малькову украли из собственного двора, ужасно, но гораздо хуже тот факт, что девочка в пять лет гуляла во дворе, куда может зайти любой прохожий, одна, никого, похоже, не поразил. Можно подумать, что если бы мать увидела, что девочку заталкивают в машину двое мужчин, она бы успела выбежать на улицу и остановить их. И таких фактов много. В каждой истории с исчезновением детей есть такие вот вроде незначительные условия, которые могли бы предотвратить трагедию.

"Ну,  что значит "играл во дворе, мама приглядывала в окошко"? Безусловно, если ребенок маленький гуляет, то с ним нужно быть рядом, - говорит начальник управления по правам ребенка аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Наталья Яковлева, - Здесь, конечно, много всяких причин. Мы знаем, что детские сады закрываются, ребенка некуда отдать. Во многих городах это серьезная проблема, но это вовсе не снимает ответственности с родителей за воспитание, за надзор за ребенком, тем более таким маленьким. Этот случай еще говорит о том, что мы очень равнодушные люди. Ведь опять таки из СМИ известно, что кто-то видел, что ребенка тащили, он кричал, плакал, и никто не вмешался в ситуацию. Ведь мы же часто видим такие проблемы, когда женщина или мужчина тянет ребенка, он упирается, не хочет идти. А что за проблема, почему ребенок плачет? Мать может даже стукнуть ребенка на глазах у всех и все пройдут мимо. Таких вещей не должно быть, общество должно реагировать и призывать к порядку этих людей".

Печальная хроника: 29 января 2007 г. в Великих Луках (Псковская область) пропали двое 10-летних детей: Павел Матросов и Валентина Корик. Последний раз их видели по дороге из школы с неизвестным мужчиной. Установлено, что он подошел к группе детей и предложил школьникам сняться в фильме.

15 марта 2007 г. в Смоленске пропали семилетние братья-близнецы Алексей и Максим Чеховские. Они исчезли прямо из дома. Пока об их судьбе ничего не известно. Поиски мальчиков продолжаются. Через две недели после их исчезновения прямо в отделении милиции скончалась их мать.

19 марта 2007 г. в Кировском районе Красноярска из двора собственного дома пропала пятилетняя Полина Малькова. Тело девочки было обнаружено через 10 дней в Ленинском районе города со следами насильственной смерти и сексуального насилия.

30 марта 2007 г. в Архангельске пропали два второклассника – Александр Худяков и Артем Дубаков. Они ушли из дома погулять и не вернулись. О судьбе мальчиков до сих пор ничего не известно.

1 апреля 2007 г. в деревне Лычково Демянского района Новгородской области пропал пятилетний Иван Волков. Тело ребенка было найдено спустя три дня в канаве на Лычковском кладбище. На голове мальчика были обнаружены семь рубленых ран, а также ранение, нанесенное тяжелым тупым предметом.

3 апреля 2007 г. в поселке Луговое Южно-Сахалинска пропал 10-летний Евгений Петров. Вечером он вышел из школы, но домой не вернулся. Мальчик объявлен в розыск, но пока безрезультатно.

5 апреля 2007 г. на лестничной площадке собственного дома была обнаружена задушенная Настя Бутенкова. 10-летняя жительница поселка Томилино Люберецкого района Московской области была задушена.

В ночь с 12 на 13 апреля 2007 г. в овраге у села Нылга Увинского района Удмуртии был обнаружен труп 8-летнего мальчика. По предварительным данным мальчик был задушен. По подозрению в совершении преступления правоохранительные органы задержали 22-летнего местного жителя. Подозреваемый не отрицал факт совершения убийства.

15 апреля 2007 г. в Ликино-Дулево (Московская область) в лесопосадке было обнаружено тело 10-летнего ученика местной школы, скончавшийся от ножевых ранений. Перед смертью мальчика изнасиловали. Еще одному 10-летнему школьнику удалось вырваться из рук человека, убившего первого мальчика, и с колото-резаным ранением шеи он был доставлен в больницу, где обнаружилось, что в отношении ребенка также были совершены насильственные действия сексуального характера. По подозрению в совершенных преступлениях был задержан 20-летний местный житель.

16 апреля 2007 г. прямо из дома пропала 8-летняя Шукроне Шакурова, проживавшая в Самаре. Через два дня ее тело было найдено недалеко от дома между гаражами со следами насильственной смерти и сексуального насилия.

За месяц шесть детских смертей. Еще пять пропали, и об их судьбе до сих пор ничего не известно. Дети пропадали по дороге в школу, в секции, даже из собственного дома.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Последнее пугает больше всего – родители, оставляя ребенка дома, не могут быть уверенными, что дети будут в безопасности. Хотя рассматривать жестокость по отношению к детям и во взаимоотношении детей только по дороге в школу или на улице было бы неправильно. В последнее время участились случаи необоснованной, дикой жестокости самих детей в отношении, например, своих одноклассников или родителей в отношении детей. Однако это все гораздо сложнее заметить и проконтролировать, поскольку и семья, и школа сейчас – очень закрыты. А то, что зачастую именно семья и школьные взаимоотношения могут служить причинами трагедий почему-то редко приходит в голову. Итак, самое простое объяснение, которым довольствуются люди, которым просто не хочется "глубоко копать", - у маньяков весеннее обострение, их просто стало больше, их не отлавливают и не лечат в принудительном порядке.

В какой-то мере, упрек правомерен. Действительно, правовой вопрос в отношении людей с нарушениями психики не до конца решен, здесь много вопросов. Правоохранители сетуют, что, порой, у них нет никаких полномочий, они вынуждены просто ждать, когда человек совершит правонарушение, и только тогда его можно будет задержать. С другой стороны, статистика говорит, что количество преступлений в отношении несовершеннолетних за последний год снизилось.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU По данным Генеральной прокуратуры РФ, которую цитирует газета "Известия", в 2005 г. в результате преступлений погибли 2982 человека, в 2006 г. этот показатель снизился до 2886. Снизилось и количество детей, здоровью которых был нанесен тяжкий вред: 3233 человек в 2005 г. и 3024 в 2006 г. Хотя эту статистику сложно назвать объективной – в нее входят как дорожно-транспортные происшествия так и другие преступления. Снизилось число детей, находящихся в розыске: в начале 2007 г. пропавшими считались 4087 несовершеннолетних, год назад их было на 500 больше. Всего в прошлом году правоохранительные органы нашли 42769 детей, их которых более ста стали жертвами преступлений. Их всего этого следуют два очевидных вывода.

Во-первых, увеличение или уменьшение идет несерьезное – на 200-300 человек, когда пропадают тысячами. Так что говорить о серьезном снижении детской смертности в результате преступлений не приходится. Во-вторых, как видно из данных за прошлый год, дети пропадают в результате преступных деяний реже, чем по другим причинам. Например, сами уходят из дома из-за сложных отношений с родителями, непонимания или просто неблагополучной обстановки. И если с такими детьми что-то происходит, после того, как они оказались на улице, виноваты и родители. Но юридически их вину бывает сложно доказать. Хотя, если на ребенка напали, после того, как он ушел из дома, родители, безусловно, виноваты.

Другое дело, когда ребенка просто вырывают из рук (такие случаи были) или он просто пропадает по дороге в те же кружки и секции. Конечно, все время за ребенком ходить не будешь – кроме того, что это иногда физически невозможно, такие перегибы нередко также приводят к отрицательным последствиям, вроде сбегания из дома, где ребенка постоянно держат под контролем. Но, опять же, как ребенка спокойно оставить во дворе, если такие вещи творятся и "ужасы показывают по телевизору"?
Фото: ReutersСложно равнодушно относиться к тому факту, что рядом могут находиться маньяки, тем более, что они действительно есть. Среди тех немногочисленных людей, которых все-таки удалось задержать по подозрению в совершении преступлений в отношении детей, почти все не старше 25 лет. Им лет 20-22. При этом они часто дают признательные показания, не пытаются скрыться, оказываются местными жителями. Но самое печальное, что часто они убивают детей, чтобы скрыть преступления сексуального характера, проще говоря, изнасилование. И пятилетняя Полина Малькова, и мальчик из подмосковного Ликино-Дулево были изнасилованы перед убийством. Еще одному школьнику из Подмосковья удалось вырваться из рук насильника-убийцы, но даже сейчас можно сказать, что 10-летнем мальчику нанесена жуткая моральная травма, которая еще не скоро пройдет.

Так откуда берутся маньяки? Врачи уверены, что маньяками гораздо чаще не рождаются, а становятся. Не случайно внимание обращено на возраст подозреваемых в зверских преступлениях в отношении детей. Это люди из нового поколения, выросшего уже в новой стране и при новых условиях. Это поколение еще часто называли "потерянным". Тогда это были просто неблагополучные дети, сейчас они выросли, но проблема никуда не делась.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU "С одной стороны, почему ребенок болтался на улице? Та же девочка из Красноярска – в пять лет одна была на улице. С другой стороны, откуда берутся маньяки, которые все это и совершают? Я сейчас занимаюсь детьми, которые в первые годы своей жизни теряют родителей и проводят время в больницах, где к ним никто не подходит, где них нет эмоционального контакта. Так вот человек, который в первые годы жизни лишен эмоционального контакта с окружающим миром потом будет маньяком. Мы плодим этих маньяков, которые потом нас же и убивают. Все очень просто. Вот у меня сейчас как раз такой случай: ребенка с четырех лет насиловал отчим, а его родная мать не хотела этого знать, закрывала на это глаза. И вот сейчас ему 16 лет. Естественно, он будет извращенцем, естественно, он будет убивать. Но, вместо того, чтобы выработать технологию профилактики насилия в семье, мы начинаем хлопать себя по ляжкам и говорить "Ах, какая гадость!". Ребенок не рождается насильником, это социально-психологический процесс – формирование насильника", - рассказал в интервью Накануне.RU член общественной палаты РФ, член комиссии по правам человека при Президенте РФ, главный детский и подростковый нарколог Москвы Олег Зыков.

В таком случае все становится логично – "потерянное" поколение 90-х вовсе не потерялось, оно вернулось, но это уже не трудные дети, это уже больные взрослые. Проблема, не решенная 10 лет назад, вписалась в современные реалии, прокатившись по стране серией детских убийств. 

И самое ужасное, что и сейчас находятся люди, которые пытаются закрыть глаза на происходящее и говорят о преувеличениях СМИ и плохой работе правоохранительных органов. Да, есть и то, и другое, но причина вряд ли только в этом. Если верить все той же статистике, преступлений в отношении несовершеннолетних стало меньше. Но в обществе создается противоположное впечатление. Почему?
Дело не только в СМИ. Дело еще и в отношении к прочитанному и увиденному. Как бы это ужасно не звучало, убийства становятся чем-то обыденным. Люди смотрят сюжеты об изнасилованиях детей за завтраком, потом обсуждают это с коллегами, но люди все меньше действительно задумываются над причинами происшествия, над тем, что можно сделать, чтобы обезопасить собственного ребенка.

Спрашивается, зачем нужны все эти сюжеты по телевидению и статьи, если человек, увидев на улице ребенка, которого явно насильно куда-то тащат, ничего не предпримет? Бывают случаи, когда СМИ – это единственная возможность помочь – например, когда нужно разыскать человека. "Вообще, смерть любого ребенка, от любого предлога – это всегда чрезвычайное происшествие. Особенно если есть основания подозревать, что ребенок погиб от примененного к нему насилия. И освещать такие вещи нужно, и держать на контроле нужно. Тут же и уполномоченный по правам человека вмешивается в эту ситуацию, контролирует, запросы делает соответствующие. Бывают случаи, когда мы именно из средств массовой информации получаем те или иные сведения – не всегда родственники погибшего обращаются к уполномоченному с жалобой", - рассказывает Наталья Яковлева.

С тем, что причина трагедий не в СМИ, соглашается и Олег Зыков. "Это хорошо, что СМИ освещают ситуацию. Я считаю, что основной способ что-то изменить в обществе – начать говорить о проблеме. Питательной средой для насилия всегда является закрытость. Закрытость семьи, закрытость учебного заведения. Говорить об этом надо", - считает Олег Зыков.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Конечно, вряд ли кто-то завтра начнет штрафовать родителей за то, что дети играют на улице одни. И дело тут, наверное, далеко не в наказании. Ведь если человек не осознает опасности потери своего ребенка – самого дорого, что у него есть, то вряд ли штрафы смогут ему внушить правильное отношение. Но с равнодушием в силах начать бороться каждый. Потому что внимательно надо следить за живым и здоровым ребенком, идущим по улице в темное время или оставшимся без присмотра на остановке, чтобы не пришлось внимательно прочесывать кусты в поисках ребенка искалеченного.



Анастасия Мотовилова