Накануне в ходе встречи премьера РФ Владимира Путина с министром нефти Венесуэлы Рафаэлем Рамиресом были подписаны документы о создании СП по добыче нефти в бассейне реки Ориноко. Российские компании, входящие в Национальный нефтяной консорциум (ННК), инвестируют в проект $20 млрд, а также заплатят бонус за подписание в размере $1 млрд. Помимо этого Россия надеется продать Венесуэле около 2,5 тыс. автомобилей "ВАЗ".
"Этой встречей мы завершаем работу, начатую год назад, по созданию необходимых условий для работы по освоению одного из крупнейших нефтяных месторождений в мире — Хунин-6",— заявил Владимир Путин после встречи с министром энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэлем Рамиресом. По итогам переговоров было подписано соглашение о создании СП для освоения блока между ННК и венесуэльской госкомпанией Petroleos de Venezuela (PDVSA).
В российский консорциум входят "Газпром", ЛУКОЙЛ, "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и ТНК-ВР, которым принадлежит по 20% ННК. По условиям соглашения PDVSA будет принадлежать в проекте 60%. В августе в ходе заседания российско-венесуэльской межправкомиссии вице-премьер Игорь Сечин говорил, что СП могут достаться также блоки Хунин-3, Аякучо-2 и Аякучо-3, которые совместно c PDSVA изучали ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и "Газпром нефть".
Запасы блока Хунин-6 в нефтеносном поясе реки Ориноко площадью 447,7 кв. км составляют 5,16 млрд тонн нефти, геологические ресурсы оцениваются в 8,83 млрд тонн. Меморандум о создании СП Россия и Венесуэла подписали 10 сентября 2009 года. По оценкам PDSVA, добыча нефти на блоке может достигнуть 450 тыс. баррелей в сутки, причем уже на стартовом этапе она может составить 200 тыс. баррелей в сутки (около 10 млн тонн в год).
Владимир Путин заявил, что сразу после ратификации соглашения национальной ассамблеей Венесуэлы ННК перечислит Каракасу бонус за подписание в размере $600 млн.
Эту сумму ННК должен перечислить в течение десяти дней после ратификации, еще $400 млн будут перечислены венесуэльской стороне после принятия окончательного инвестиционного решения. По словам главы Минэнерго РФ Сергея Шматко, ратификация "ожидается в ближайшее время", поскольку венесуэльцы "сами в этом заинтересованы".
Объем российских инвестиций в проект в ближайшие семь—десять лет вице-премьер РФ Игорь Сечин, курирующий связи с Венесуэлой и возглавляющий совет директоров ННК, оценил в $12 млрд, общий объем инвестиций может составить $20 млрд. Вчера господин Сечин заявил, что срок реализации проекта рассчитан на 40 лет, а работы по освоению блока начнутся уже в этом году. Между тем еще в сентябре вице-премьер называл другие цифры: объем инвестиций в Хунин-6 тогда оценивался в $30 млрд в течение 25 лет. Колоссальные инвестиции объясняются высокой вязкостью нефти в поясе Ориноко. Для ее переработки требуется строительство апгрейдеров — заводов по улучшению характеристик добытой нефти до товарных. Строительство одной такой установки обойдется в $6-6,5 млрд. Сколько компании намерены потратить на проект в этом году, участники ННК не раскрывают. Впрочем, в январском проекте информационного меморандума ТНК-BP к новому выпуску еврооблигаций говорится, что в ближайшие три года ННК вложит в Хунин-6 $900 млн, которые будут распределены поровну среди пяти участников консорциума.
По словам Владимира Путина, российская сторона рассчитывает, что "работа будет проходить по плану и принесет соответствующие дивиденды". В октябре президент входящей в ННК "Роснефти" Сергей Богданчиков оценил внутреннюю норму рентабельности проекта Хунин-6 в 19%. "В соглашении предусмотрен срок окупаемости проекта, но это коммерческая тайна. Если к тому времени российские компании не отобьют вложения, власти Венесуэлы могут снизить роялти и уменьшить налоговую нагрузку",— говорит собеседник "Коммерсанта", близкий к переговорам.
Москва намерена активизировать и другие направления сотрудничества с Каракасом. Так, Игорь Сечин вчера заявил, что Россия передала Венесуэле на согласование проект контракта на поставку 2,5 тыс. автомобилей производства АвтоВАЗа, в том числе "Лада Калина". Он не исключил возможности поставок других машин, в том числе "Нивы" и "УАЗ Патриот". Учитывая, что из-за хронического дефицита цены на автомобили в Венесуэле в два-три раза превышают цены на рынках США или соседней Колумбии (малолитражки Volkswagen и иранские Centauro стоят в Каракасе около $30 тыс.), продукция российского автопрома может оказаться там вполне востребованной. Для ВАЗа же возможный выход на новый рынок может стать небольшим подспорьем в тяжелые времена, хотя проблем завода, разумеется, не решит.