Дух депутатов-оппозиционеров Законодательного собрания Пермского края сломлен. Из 23 парламентариев, которые подписали письмо к губернатору Виктору Басаргину с требованием рассмотреть альтернативные формы приватизации аэропорта "Пермь", только восемь проголосовали против прогнозного плана приватизации госимущества. Еще семь народных избранников воздержались, передает корреспондент Накануне.RU. Когда-то политики предпочитали не приходить на "пленарки", отвечая таким образом на лоббирование губернаторской командой невыгодных краю проектов. Теперь, продолжая говорить о "коррупционных" и "воровских" схемах, они принимают проект в первом чтении. При этом, так смутившие парламентариев протесты ФАС и проблемы с землей под новым терминалом, никуда не делись.
Сегодня 39 депутатов Законодательного собрания Пермского края проголосовали за утверждение прогнозного плана приватизации государственного имущества края в 2013-2015 гг. Проект предусматривает приватизацию нескольких газопроводов высокого давления и ОАО "Международный аэропорт "Пермь". Если сети уйдут с молотка, то аэропорт планируется подарить "Корпорации развития Пермского края" (КРПК), путем внесения 100% акций в уставной капитал, а после строительства нового терминала - продать весь пакет компании "Кольцово-инвест" (входит в ГК "Ренова") инвестору строительства терминала.
Передача имущественного комплекса аэропорта без торгов заинтересовала антимонопольную службу. Сначала ФАС рекомендовала Виктору Басаргину изменить условия инвестиционного соглашения, устранив нарушения законодательства. Затем возбудила дело, его фигурантами вместе с губернатором стал аэропорт и потенциальный инвестор. Расследование дела еще не завершено. Отметим, что параллельно в арбитражном суде идет рассмотрение иска Уральской транспортной прокуратуры к управлению федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. Прокуратура требует признать незаконной передачу Пермскому краю прав собственности на участок, предназначенный для строительства нового терминала аэропорта Большое Савино.
Наличие претензий со стороны ведомств придало депутатам смелости и они открыто заявили, что не готовы давать старт приватизации на условиях, предлагаемых правительством. Первое заседание осенней сессии Законодательного собрания депутаты покинули из-за того, что краевые власти не хотели вести диалог по вопросу изменения условий приватизации бывшего Большого Савино. Губернатор исправил этот недочет и к очередной "пленарке" успел провести ряд встреч с отдельными парламентариями и даже устроил им экскурсию по екатеринбургскому "Кольцово", которым управляют "Аэропорты регионов" Вексельберга. В результате, депутаты не только почти в полном составе пришли на второй день "пленарки" (в повестке заседания уже не было таких стратегических документов, как бюджет), но и приняли законопроект в первом чтении.
"Вы будете удивлены, но кворум есть", - радостно начал заседание председатель заксобрания Валерий Сухих. Уже через час после начала работы депутаты дошли до плана приватизации. Примечательно: если на бюджет 2014 г. и двух последующих лет парламентарии потратили меньше часа, то о будущем аэропорта они разговаривали в два с половиной раза больше.
Напомним, что 23 депутата подписали письмо к Виктору Басаргину. Они просили рассмотреть другие варианты приватизации и уже по итогам этой оценки принять решение о наиболее подходящей для края схеме. Конечно, от внесения акций в уставной капитал КРПК правительство не отказалось, но министр по управлению госимуществом Пермского края Андрей Шагап в угоду депутатам представил анализ других форм приватизации. Исходя из доклада министра, ни одна из них краю не подходит. По словам министра, аукцион неприменим к аэропорту, так как по его условиям победитель не должен выполнять какие-либо требования в отношении имущества. Другая форма – торги, не позволяет обязать покупателя заниматься строительством нового терминала, а доверительное управление, о котором упоминали депутаты, и вовсе нереализуемо без "визы" правительства РФ.
"Статьей 25 закона "О приватизации" предусмотрено, что госимущество может быть внесено в уставный капитал открытых акционерных обществ. Также регламентируется способ продажи путем доверительного управления. Однако, все вопросы, которые не урегулированы этой статьей, а это организация конкурса, продажа акций по результатам доверительного управления, осуществление контроля за исполнением условий договора - регулируется правительством РФ. На сегодняшний день правительством никаких актов не принято", - сообщил депутатам Андрей Шагап.
Несмотря на то, что аукцион и торги позволяют получить краю наибольшую выгоду, а доверительное управление – полный контроль над действиями будущего инвестора и работой аэропорта, предложенный правительством вариант приватизации является едва ли не единственно возможным.
"Мы находимся в правовой ситуации, когда был проведен конкурсный отбор, в нем принимали участие три уважаемые компании. Выигран конкурс, никто его не оспорил. Я хочу обратить внимание, что все без исключения конкурсанты предложили внесение акций в уставной капитал, как наиболее комфортный для них вариант. Это не наше предложение", - сказал Шагап.
Протесты депутатов заставили правительство пойти на некоторые уступки. Так, в совет директоров "Корпорации развития Пермского края" войдут несколько членов заксобрания. Также губернатор внес поправку, согласно которой деньги от приватизации будут направлены в краевую казну в качестве дивидендов, а не "осядут" в КРПК, как предполагалось ранее. Но оценка стоимости бизнеса депутатов не удовлетворила. Официально акции "Перми" оценят по итогам финансового года, но, как рассказал министр, по предварительным подсчетам стоимость аэропорта – 600-800 млн руб. По мнению парламентариев она занижена. Депутат Юрий Елохов считает, цена акций не меньше 1,5 млрд руб.
Как оказалось, мингосимущества не очень беспокоят факты проверок законности соглашения между краем и инвестором и дело, инициированное прокуратурой: "Дело ФАС возбуждено, но никаких претензий по конкурсному отбору нет. Каждое наше действие по отдельности не вызывает претензий, но все вместе - почему-то да".
Министр настаивал на скорейшем принятии законопроекта, иначе опасения парламентариев относительно того, что новый аэропорт в Перми не появится вовсе, могут сбыться.
Комитет заксобрания по экономическому развитию и налогам рекомендовал принять законопроект, его руководитель Елена Гилязова высказала ряд замечаний, но приватизацию поддержала, так как в последние месяцы работа с правительством стала "носить конструктивный характер". Ее поддержал председатель правительства Геннадий Тушнолобов, который акцентировал внимание бывших коллег на том, что КРПК не сможет принять ни одного решения по следующим этапам приватизации аэропорта без согласия депутатов, вошедших в наблюдательный совет:
"Все соглашения, которые необходимо будет Корпорации подписать, будут одобрены только лишь тогда, когда по ним примет решение наблюдательный совет. В уставе написано: "принятие единогласным голосованием. Я считаю, что по тем направлениям, по которым у нас были споры в рамках комитетов и групп, мы нашли приемлемое решение. Мы не должны искать политический уклон".
Член фракции "Единая Россия" Юрий Борисовец справедливо возразил, что два депутата не смогут обеспечить защиту интересов края: "Мы отдаем весь актив Пермского края автономному учреждению. Два депутата, которые попадут в Корпорацию – это не 60 человек. С напором, с которым правительство сейчас вынуждает нас войти в этот процесс, два депутата не справятся. Они будут частью общей системы".
Его коллега по фракции Юрий Елохов сравнил сегодняшнюю приватизацию "Перми" с тем, как этот процесс проходил в 90-е: "Во время приватизации в 90-е годы было три момента: никто, кроме посвященных, ничего не знал о том, что конкретно приватизируется, не была известна цена приватизации и почти наверняка был известен победитель, потому что эти вопросы решались до приватизации. У нас все один к одному. Комитет дважды запрашивал информацию о том, что происходит с аэропортом, но так и не получил ее. Затем двух представителей парламента включают в комиссию по приватизации, когда уже подписан меморандум и принято решение".
Депутат оспорил тезис Андрея Шагапа о том, что управляющие компании согласны только на внесение акций в уставной капитал. Желая проверить, готовы ли инвесторы вкладывать в развитие аэропорта на условиях доверительного управления, он обратился к одному из участников конкурса по отбору инвестора для Большого Савино (помимо "Кольцово-инвест" участие принимали "Новапорт" и "Базэл аэро"): "Я попросил их мнение о варианте приватизации, предложенном депутатами, готовы ли вы участвовать. Компания в письме ответила, что готова участвовать".
Последним аргументом Елохова против утверждения схемы приватизации стал отсыл к ситуации с аэропортом Нижнего Новгорода. По словам депутата, конкурс там также выиграла управляющая компания "Аэропорты регионов", но, несмотря на обещание к 2014 г. построить терминал, так и не приступила к работам. Причиной стали проблемы с земельным участком, которые есть и у пермских властей: "Мы с вами можем стать заложниками: пока не будут решены проблемы с УФАС и с землей, аэропорта не будет. Сомнения есть не только у нас с вами".
Вопрос приватизации расколол не только парламент края, но и сами фракции. В процессе обсуждения можно было наблюдать редкое политическое явление – единодушие членов "Единой России" и КПРФ. Юрий Борисовец предложил провести поименное голосование по этому вопросу:
"Коллеги, голосуя сейчас за проект, мы не приближаем аэропорт, мы его отдаляем. Потому что строительство будет длиться не шесть месяцев, это будет длинный процесс, в котором предприятие будет "сидеть" на оборотах, спокойно судиться и не будет строить. С учетом пятничного обсуждения я примерно понимаю, что у нас сегодня будет. Поэтому я предлагаю сделать поименное голосование, страна должна знать своих героев".
Коммунист Вадим Чебыкин поддержал предложение Юрия Борисовца о проведении поименного голосования, отметив, что, скорее всего, строительство воздушного узла пойдет именно по тому пути, который обозначил "единоросс". За поименное голосование высказались большинство депутатов.
Резко выступил депутат от "Единой России" Илья Шулькин. Он предложил не ломать копья, гадая, как разложатся голоса: "Реальное решение о том, кто будет собственником аэропорта, принимается не здесь. Я буду однозначно против, потому что воровская схема приватизации, которая сегодня предложена, неприемлема ни с одной стороны. Гости (представители правительства, - прим. Накануне.RU), которые к нам приехали, нецелесообразно распоряжаясь имуществом Пермского края, создали очень нездоровую ситуацию в политической плоскости. Я не согласен с тем, что у нас наладилось взаимодействие с правительством. Не наладилось. Одно возникло в некоторых вопросах, не имеющих никакого отношения к реальной сделке, когда все ключевые решения были приняты".
Из десяти депутатов, которые решили выступить со своим мнением, лишь Виктор Плюснин поддержал приватизацию. Причем, если другие парламентарии говорили, что ответственность за недостроенный аэропорт будет лежать на депутатах, "единоросс" сделал крайним губернатора:
"Губернатор публично сказал, если концессию запустим – то через два года у нас будет аэропорт. Мы все вместе принимаем решение, но все риски берет на себя губернатор".
Парламентарии приняли закон, а также поправки в него, законодатели предполагают доработать проект до второго чтения. Интрига ближайшего месяца: на какие ухищрения пойдет правительство, чтобы проект был принят во втором чтении? Уже сейчас в парламенте формируется прогубернаторская коалиция. Это ответ "Группе товарищей" - оппозиционному объединению во главе с Дмитрием Скривановым. Однако, судя по тому, с какой легкостью второе чтение прошла налоговая льгота для "Газпрома", которая по-прежнему не подкреплена инвестиционными обязательствами со стороны госкорпорации, можно сказать, что уже в ноябре аэропорт "Пермь" перестанет быть собственностью Пермского края.
Депутаты, проголосовавшие "за": Алистратов Владимир, Баранов Виктор, Богуславский Сергей, Бойченко Александр, Гарслян Армен, Гилязова Елена, Даут Владимир, Дёмкин Николай, Драницын Александр, Желобович Евгений, Жданов Олег, Жуков Владимир, Золотарёв Алексей, Зырянова Елена, Ивенских Ирина, Карпов Анатолий, Колесников Андрей, Корюкина Ирина, Кузьмицкий Геннадий, Макаров Павел, Митрофанов Сергей, Петров Алексей, Плюснин Виктор, Поляков Олег, Прохоров Сергей, Разутдинов Равкат, Рогожникова Ольга, Старков Андрей, Сухих Валерий, Телепнев Александр, Третьяков Александр, Фисюк Юрий, Федоровский Виктор, Флегинский Александр, Хозяшев Владимир, Чебыкин Вадим, Чичелов Виктор, Шилов Геннадий, Ширяева Лилия.
Депутаты, проголосовавшие "против": Борисовец Юрий, Ёлохов Юрий, Корсун Владимир, Луканин Алексей, Скриванов Дмитрий, Чулошников Владимир, Шулькин Илья, Эйсфельд Дарья.
Депутаты, воздержавшиеся при голосовании: Айтакова Ксения, Бурнашов Алексей, Клепцин Сергей, Ковалёв Олег,
Марков Андрей, Орлов Дмитрий, Папков Игорь.