Создание на базе корпорации "Уралвагонзавод" национальной инжиниринговой сервисной компании не приведет к смене приоритетов работы предприятия. В производстве военной продукции и изделий подвижного состава вес УВЗ гораздо больше, чем в области сервисного оборудования для нефтегазовой отрасли, считают эксперты Накануне.RU.
Напомним, Минпромторг выбрал УВЗ в качестве базы для создания первой российской сервисной компании, которая объединит производителей нефтегазового оборудования. В создании первого отраслевого СП примут участие ведущие компании отрасли: Юргинский машиностроительный завод, "Машпром", "Ижнефтемаш", "Волгабурмаш", внедренческая фирма "Элна", Объединенные машиностроительные заводы, "Геотек-Холдинг", Крыловский государственный научный центр.
Генеральный директор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров полагает, что выбор правительства пал именно на УВЗ по объективным причинам.
"У УВЗ уже есть определенные активы в этом сегменте, и корпорация к тому же является крупнейшим потенциальным консолидатором. Не создавать же сервисную компанию с нуля, должен быть менеджмент, который сможет решить задачу импортозамещения", - рассказал Накануне.RU Бурмистров.
На рынок нефтегазового оборудования корпорация вышла относительно недавно. В 2012 г. УВЗ получил сертификаты соответствия на мобильные буровые установки грузоподъемностью 160 и 125 т. МБР-160 и МБР- 125 предназначены для бурения и ремонта газовых и нефтяных скважин глубиной до 5 тыс. метров. О серийном производстве "буровых на колесах" компания не сообщала.
В прошлом году УВЗ столкнулся с проблемами на своих основных рынках: спрос на вагоны сократился почти на 30%, причем, до 40% продукции завод продал собственной транспортной компании "УВЗ логистик". Глава корпорации Олег Сиенко отмечал, что без долгосрочного оплаченного спроса на все виды подвижного состава отрасль транспортного машиностроения развиваться не может. УВЗ вместе с другими вагоностроителями борется за отмену механизма продления срока службы вагонов. С момента вступления в силу регламента Таможенного союза продление стало фактически невозможным – только модернизация и повторная сертификация, но проблему профицита парка это не решает. На транспортном салоне "Магистраль" делегаты УВЗ внесли свои предложения по стимуляции обновления парка и поддержанию отрасли машиностроения, однако поддержку властей пока находят другие инициативы. Так, стадию общественного обсуждения проходят поправки Минтранса к приказу о пономерном учете вагонов, которые ограничивают возможности для покупки новых составов. Все это не способствует процветанию вагоностроителей, пытающихся поставить на рельсы инновационную продукцию. Отрасль нуждается в помощи государства, но рассматривать передачу УВЗ компетенций по консолидации машиностроительных предприятий, как одну из мер поддержки, аналитики не советуют.
"У концерна слишком серьезная выручка, чтобы его можно было поддержать подобным образом. УВЗ большой, и сервис – это пока слишком маленький "клочок" для него. К тому же "нефтянка" – длительный процесс. Передача полномочий УВЗ в стратегической отрасли – это подтверждение эффективности менеджмента компании", - говорит Бурмистров.
В среднесрочной перспективе создание НИСК не повлияет на финансовые показатели УВЗ, говорит старший аналитик "Road research" Кирилл Антонов.
"Первое, на что могут рассчитывать предприятия, вошедшие в сервисную компанию – это государственные субсидии. Но это только в том случае, если НИСК не станет только консультационным органом для проработки предложений, как союз нефтегазопромышленников или производителей нефтесервисного оборудования. Если государство и будет распределять средства на производство оборудования, то наибольшая адресная помощь будет оказана заводам с широкими возможностями в этой области. УВЗ пока что к таким не относится", - рассказал он Накануне.RU.
Напомним, благодаря созданию НИКС Минпромторг рассчитывает довести уровень импортозамещения в нефтегазовом машиностроении до 80% к 2020 г.