"Бесконечное продление устаревающей техники вредно. Поручите рассмотреть", - такую резолюцию президент России Владимир Путин поставил на письме руководителя вагоностроительной компании "РМ Рейл" Павла Овчинникова, в котором содержится просьба запретить продление срока службы подвижного состава.
В последнее время вокруг правил продления срока службы подвижного состава разгорелись нешуточные споры. Вагоностроители, переживающие спад спроса на инновационную продукцию, настаивают на утилизации всех устаревших небезопасных вагонов. Операторы, которые в случае списания всех устаревших вагонов понесут колоссальные затраты на обновление парка, и РЖД просят соблюсти баланс интересов между производителями и железнодорожниками. Судя по резолюции президента, первое очко в этой битве можно присудить промышленникам.
За последние несколько лет резко возросло число сходов подвижного состава по причине излома боковой рамы тележки грузового вагона. За период 2008-2013 гг. количество изломов увеличилось более чем в 4,5 раза. Статистика 2014 г. позволяет сделать вывод о безусловном изменении тренда - снижение изломов. Данные ИПЕМ.
Генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян подсчитал, что при сохранении инструмента продления сроков службы грузовых вагонов годовой объем рынка ремонта с целью продления сроков службы вагонов будет составлять свыше 9 млрд руб. Не будет дополнительных поступлений в виде налогов и сборов в бюджет, операторам будет невыгодно приобретать вагоны по цене выше 600-800 тыс. руб. за вагон, ставка за аренду вагона сохранится на уровне 500 руб. в сутки (для полувагона), также, скорее всего, не будет расти нагрузка на грузовладельцев.
"При отмене продления сроков службы грузовых вагонов дополнительный объем рынка грузовых вагонов составит 500 млрд руб., бюджет получит дополнительные налоги и сборы в объеме свыше 90 млрд руб., но при этом ставка операторов в связи с необходимостью возврата инвестиций вырастет до уровня не ниже 1000 руб. в сутки, что приведет к 4-5%-ному росту транспортной нагрузки на грузовладельцев", - рассказал он Накануне.RU.
Начиная с 2013 г. наблюдается существенное снижение объемов производства, вызванное падением спроса на грузовые вагоны. Так, если в 2012 г. было приобретено 79,5 тыс. вагонов, то в 2013 г. – уже 70,2 тыс. вагонов. За 4 месяца 2014 г. закуплено 19,9 тыс. вагонов, что сопоставимо с объёмами закупок за 4 мес. 2013 г. (19,8 тыс. вагонов). Данные ИПЕМ.
Отметим, что списание старого парка позволит решить и другую проблему – профицита вагонов. Сейчас парк России – порядка 1230 тыс. вагонов, из общего количества около 300 тыс. вагонов – лишние.
"На сегодняшний день в условиях профицита парка на сети ОАО "РЖД" число вагонов с истекшим сроком службы составляет 291,5 тыс. вагонов. При существующих мощностях даже в случае реализации программы полного обновления парка производители смогут полностью обновить парк вагонов с учетом текущего выбытия менее чем за 5-6 лет. Далее их мощности снова окажутся невостребованными", - говорит Юрий Саакян, останавливаясь на второй проблеме вагоностроителей – отсутствии долгосрочного спроса на вагоны.
При этом, мощности вагоностроительных предприятий уже недозагружены: при возможности выпускать до 92 тыс. вагонов в год, компании производят только 60,5 тыс. вагонов (по итогам 2013 г.). Часть продукции компании вынуждены продавать своим же транспортным дочкам.
Таким образом, отмена механизма продления срока службы вагонов – это только первый шаг в реализации масштабной программы стимулирования развития вагоностроения.
В I кв. 2014 г. наблюдается рост производства грузовых вагонов по отношению к аналогичному периоду 2013 г. (+13,6%). Рост производства цистерн составил 5,9%, платформ 22,5%. Рост производства полувагонов составил 24%. Данные ИПЕМ.
Текущих мер по ограничению продления сроков службы технически устаревших вагонов и введению сертификации на их модернизацию с продлением сроков службы недостаточно, отмечают в вагоностроительной компании "РМ Рейл". Изменить ситуацию можно только через полный запрет продления сроков службы старых вагонов с одной стороны, и поддержку на государственном уровне мер по развитию инновационного вагоностроения с другой.
"Мы уверены, что в долгосрочной перспективе обновление подвижного состава выгодно и для заводов-изготовителей, и для транспортных компаний: использование инновационных вагонов многократно повышает эффективность перевозок за счет новых конструкторских разработок, привнесенных в каждую модель", - прокомментировали Накануне.RU ситуацию в пресс-службе.
При этом, в компании отмечают, что сохраняется необходимость государственного субсидирования отрасли. "Субсидии нужны как для инвестиционной работы компаний, так и для поддержки спроса на новый подвижной состав с улучшенными технико-экономическими характеристиками", - отмечают в компании.
Такие меры пока находятся в стадии разработки. По словам Юрия Саакяна, сегодня в сфере грузового вагоностроения действует только одна мера поддержки – субсидии на приобретение инновационных вагонов. "При этом в настоящее время идет согласование Стратегии развития транспортного машиностроения на период до 2030 г., в рамках которой предусмотрен расширенный комплекс мер поддержки, который включает субсидирование затрат на НИОКР, стимулирование приобретения вагонов габарита Тпр, реализацию программы развития тяжеловесного движения", - рассказал он.
Позиция РЖД, между тем, остается неизменной. Как рассказали Накануне.RU в пресс-службе РЖД, комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по транспорту и транспортной инфраструктуре под председательством главы РЖД Владимира Якунина вчера рассмотрела вопросы технического регулирования в железнодорожной отрасли, включая вопрос о продлении сроков службы грузовых вагонов.
Владимир Якунин вновь говорил о необходимости утверждения механизмов продления сроков службы вагонов и кинул камень в огород производителей: по убеждению главы РЖД новые вагоны еще более опасны, чем старые.
"ОАО "РЖД" первым подняло вопрос об обеспечении безопасности на инфраструктуре в связи с недостаточным вниманием к этому вопросу других участников перевозок, в том числе и производителей подвижного состава. На комиссии РСПП были представлены объективные доказательства, которые свидетельствуют о том, что новый подвижной состав, производимый по старым чертежам и с недостаточным качеством, представляет большую угрозу для безопасности на инфраструктуре, чем подвижной состав с продленным сроком службы или подвижной состав серьезного возраста", – заявил председатель комиссии, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
По его словам, членам комиссии были представлены документы, которые показывают, что в России самый молодой подвижной состав как по сравнению с США, так и с Европой, где срок службы вагонов не ограничивается. "Представленные доказательные материалы убеждают в необходимости пересмотра регулирующими органами РФ подходов к вопросу о продлении срока службы подвижного состава", – отметил Владимир Якунин.
Как пояснили в пресс-службе, РЖД разработали новые регламенты и правила продления срока службы, которые были направлены в регулирующие органы. Но документы не утверждены.