Администрация Екатеринбурга в очередной раз шантажирует область льготниками. Требования все те же - средства на покрытие долгов транспортных МУПов. На этот раз, екатеринбургским транспортным предприятиям отвели срок жизни в два месяца, после этого, по словам чиновников мэрии, транспорт "встанет". Мнение депутатов ЕГД, в свою очередь, разделилось: прогородские народные избранники выступили с предложением в очередной раз выйти на разговор с областью, другие же - предложили отправить в отставку команду администрации города, которая уже на протяжении 5 лет не может решить проблему льготного проезда в муниципальном транспорте. Об этом шла речь на состоявшихся сегодня депутатских слушаниях, передает корреспондент Накануне.RU.
Инициаторами депутатских слушаниий, состоявшихся сегодня в ЕГД, выступила недавно созданная в местной думе межфракционная группа. При этом, участие в мероприятии принял практически весь депутатский корпус. Были и приглашенные депутаты, в частности на заседании присутствовал депутат Законодательного собрания Свердловской области Нафик Фамиев.
В начале встречи перед присутствующими с уже привычным "плачем Ярославны" выступил заместитель главы администрации города по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский. В своем докладе он сообщил присутствующим о положении дел в транспортной сфере города. При этом, чиновник, в очередной раз ссылался на "корень всех зол" - соглашение с областью, заключенное еще в 2009 году. На этот раз вице-мэр города, однако, признал, что, заключая соглашения, администрация города взяла на себя полномочия сверх нормы. По его словам, в далеком 2009, он "убедил гордуму принять решение шире своих полномочий" и выйти на уровень федеральных властей, за которыми закреплено право решать подобные вопросы.
В целом же, речь Высокинского сводилась к хорошо забытому старому: екатеринбургские МУПы в настоящее время находятся на грани краха, накопили внушительные долги и буквально борются за выживание. Более того, по словам вице-мэра Екатеринбурга, в настоящее время из-за кредитных обязательств, исполнение которых затянулось, Пенсионный фонд заблокировал счета транспортников и вся их выручка уходит на пенсионные накопления. В случае, если финансовые проблемы не будут решены в ближайшее время, екатеринбургские транспортные предприятия просто напросто обанкротятся. Срок жизни же, отведенный "серым домом" транспортным МУПам составляет два месяца - до ноября этого года.
По словам чиновника, выходов из сложившейся ситуации несколько: увеличение финансирования МУПов с 400 млн руб. (заложенных в бюджет) до 1,2 млрд либо получение финансовой помощи от областных властей.
"Без дополнительного финансового потока на предприятия мы их потеряем", - подытожил Высокинский.
Согласно цифрам, озвученным заместителем главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгением Липовичем, по прогнозам, в этому году расходы транспортных МУПов в очередной раз превысят доходы. Так, ожидаемый уровень доходов ТТУ по прогнозам составит 2,29 млрд руб. Что касается расходов, то порядка 1,4 млрд уйдет на зарплаты работников, еще 450 млн руб. - отчисления от заработной платы сотрудников, более 400 млн - траты на электроэнергию, 43 млн - налоги, а также ряд других расходов. Если говорить о МоАП, то доход МУПа ожидается на уровне 911 млн руб., при этом в части расходов, порядка 276 млн уйдет на топливо для транспорта, еще 743 млн - на зарплаты, 22 млн - на налоги и др.
В обсуждении наболевшего вопроса депутаты в очередной раз скатились в частности: снова была поднята тема налоговых отчислений Екатеринбурга в областной бюджет, доходов транспортников от рекламы и оптимизации транспортной маршрутной сети.
Так, одним из вариантов решения проблемы с финансированием, по мнению чиновников "серого дома", могло бы стать увеличение отчислений с НДФЛ в бюджет столицы Урала, "хотя бы на 2-3%". В настоящее время в городе остается 17% от собранных налогов. В то же время, в качестве примера администрация города привела Новосибирск, у которого проблем нет, поскольку там в городской казне остается до 40% собранных налогов.
"Мы тогда сами метро будем строить и никого спрашивать не будем", - размечтался мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
Со странным предложением решения проблемы выступила депутат гордума Лариса Фечина, предложившая не трогать льготников, но увеличить стоимость проезда в общественном транспорте для рядовых екатеринбуржцев и гостей города.
"У меня такое ощущение, что в областном бюджете нет денег, потому что все понимают серьезность ситуации", - заявила Фечина.
Предложение депутата не нашло поддержки среди коллег "по цеху", которые сошлись во мнении, что нельзя решать проблему льготников за счет других горожан, которые "к этому отношения не имеют".
Стоит отметить, что не так давно в городской администрации были разработаны три варианта тарифов для льготников. Напомним, ранее сообщалось о намерении внедрить с 15 ноября "наиболее оптимальный вариант" тарифов. Всего вариантов три: первый из них подразумевает, что 10 поездок на общественном транспорте будет стоить 170 руб., 25 поездок - 380 руб., а безлимитный проезд в течение месяца - 750 руб; второй вариант предполагает безлимитный проезд в течение месяца за ту же стоимость, при этом разовый проезд обойдется льготникам в 21 руб; согласно третьему варианту, все разовые поездки будут стоить 16 руб.
При этом, как сегодня заявил Высокинский, любой из этих вариантов "ущербный" - "мы выбираем из нескольких зол".
Интересная деталь вскрылась в рамках обсуждения положения дел с рекламой в общественном транспорте. Напомним, после окончания работы рабочей группы по транспортному вопросу в региональном заксобрании, городские власти расторгли контракты со всеми рекламными контрагентами, однако новые до сих пор не заключены.
"ТТУ объявило общегородской конкурс на 70 млн рублей годовых доходов, однако мало кто заявляется", - сообщил, отвечая на вопросы депутатов Александр Высокинский.
По его словам, сумма в 70 млн руб. была определена экспертными оценками и анализом ситуации на рынке. Парламентарии же, в свою очередь, изъявили желание ознакомиться с конкурсной документацией.
В завершение слушаний мнения депутатов разделились. Ряд парламентариев, считающихся аффилированными с городской администрацией, выступили с предложением объединить все усилия и в очередной раз выйти на разговор с областью. К этому депутатов призвал и считающийся близким к "серому дому" депутат ЗакСО Нафик Фамиев.
"Решение вопроса лежит в сфере межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения между областью и городом Екатеринбургом достаточно сложные. Возможность решить вопрос есть, желания нет. Много здесь политических вещей со времен выборов. Какие-то обиды остались еще. Нужна четкая консолидированная позиция. Но если вы будете "размазывать" это все, то решения не будет", - обратился парламентарий к депутатам гордумы, имея ввиду, что не стоит уходить в частности, а необходимо выходить на областной уровень с конкретными предложениями.
Не преминул вставить свое слово и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который, по всей вероятности, тут же решил зацепиться за удобную ему позицию и переложить всю ответственность на область.
"Основное, что вы сказали - нужна добрая воля", - заявил Ройзман.
Другие же парламентарии отметили, что, вероятно, целесоообразней было бы отправить в отставку команду, которая уже на протяжении 5 лет (с 2009 года) не может решить проблему льготного проезда.
"Сегодня нам говорят, что есть разные способы решения проблемы. Давайте серьезно говорить, что сегодняшняя акция - это приглашение к миру. Ни одного эффективного способа решения вопроса администрацией города не предложено. Пора честно признаться, что команда пять лет не может решить вопрос. Пора уже написать заявления об отставке и уступить свои места другим", - заявил депутат ЕГД Александр Караваев.
По итогам слушаний парламентарии приняли решение подготовить обращение в адрес губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева с просьбой "включиться" в решение проблемы проезда льготников. Документ будет рассмотрен на думе, после чего, в случае его принятия, направлен адресату.