12:56 22.11.2014 Ученые впервые спустились на дно таинственного ямальского кратера

10:05 02.12.2014 Ямальская воронка образовалась из-за выброса газогидратов, считают сибирские ученые

13:59 11.02.2015 Возле огромной воронки на Ямале появились, как грибы, несколько маленьких

18:53 09.07.2015 "Ямальская воронка", полагают ученые, может иметь термогазовое происхождение

14:56 23.09.2015 На Ямале появилась потенциальная новая воронка

11:04 15.03.2017 На Ямале найдены тысячи газовых пузырей – потенциальных воронок

15:52 16.10.2017 Озеро, образовавшееся на месте воронки у Бованенковского месторождения, продолжает расти

11:29 12.09.2018 Ученые: Обнаруженный в 2014 году на Ямале кратер является первым криовулканом на Земле

20:32 01.09.2020 На Ямале найдена 17-ая карстовая воронка

Ямальская воронка может стать озером меньше, чем через год
Общество | Ямало-Ненецкий АО | Уральский ФО

Ученые спустились на дно найденной летом на Ямале воронки и высказали предположение о дальнейшей судьбе кратера. Специалисты предполагают: воронка к лету станет озером.

"Большая часть гипотез укладывается в этом направлении. Было высказано множество идей о происхождении именно ямальских озер. В том числе фигурировали гипотезы, что озера могли являться трубками криоразрыва, криогидроразрыва, либо газовыми выбросами. Сейчас данное направление тоже будет рассматриваться и прорабатываться", - передают "Вести-Ямал" слова научного сотрудника института криосферы земли СО РАН Павла Орехова.

Уникальными кадрами поисковики поделились с журналистами.

При этом установившаяся зима ученым пошла только на руку. Погода оказалась естественным консервантом, который забальзамировал новообразование, дабы ученые могли спокойно его изучить. Ученые смогли взять все необходимые для исследований пробы. За счет снега глубина воронки стала чуть меньше. Снег, по мнению ученых, позволит ему летом стать маленьким озером. Следующую экспедицию ученые планируют на апрель 2015 года.

Напомним, необычная находка – таинственный провал в земле, обнаруженный в июле на Ямале в 30 км от Бованенковского месторождения – захватила внимание ученых и любознательных интернет-пользователей.

По поводу происхождения выдвигались разные версии. Заслуженный геолог РФ, советник РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Тюменского государственного нефтегазового университета Иван Нестеров уверен: загадочная воронка имеет внеземное происхождение. "Эта воронка образовалась от столкновения с метеоритом. Я предполагаю, что метеорит этот состоял изо льда. Он упал, не сгорев в атмосфере. При столкновении с землей был небольшой взрыв, а потом метеорит прожег стены этого отверстия", - сказал тогда профессор корреспонденту Накануне.RU.

воронка, провал, дыра, Бованенково|Фото: правительство ЯНАО

Не согласен с этим доцент физико-технического института Уральского федерального университета, член Комитета по метеоритам РАН, член Международного метеоритного общества Виктор Гроховский, который подчеркивает, что метеорит не мог пролететь незамеченным. "Если бы это было крупное космическое тело, мы наблюдали бы след пролета в атмосфере. Странное какое-то явление, потому что так глубоко не падают космические тела, дырка-то глубокая. Хотя там есть выброс, так что на провал тоже непохоже", - сообщил тогда метеоролог.

дыра в земле, пробоина, Ямал, яма, воронка|Фото: youtube.com

Доктор геолого-минералогических наук, профессор Тюменского государственного нефтегазового университета Владимир Бородкин и кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН Александр Радченко никакой аномалии и фантастики в сделанном открытии не видят.

"Причина образования ямы - провал скважины. Это может произойти по разным причинам: это могла быть пропарка скважины. А чтобы это был метеорит – такого не может быть. Если бы метеорит ударил, было бы видно. Магнитограммы показали бы. Тем более, что яма такая глубокая. Это связано с мерзлотой и со скважинами", - пояснил Радченко. "За счет процессов оттаивания мерзлотных пород могут быть такие же вещи", - подтвердил Бородкин в летнем разговоре с корреспондентом Накануне.RU.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

В "Газпром добыча Надым" нашему информагентству тоже прокомментировали "находку" и предвосхитили возможные подозрения в отношении компании.

"На территории Бованенковского месторождения не выявлено каких-либо "провалов" и иных образований, напоминающих "дыру", фигурирующую в распространенных в сети интернет-материалах. Проводить геологические исследования за пределами лицензионных участков специалисты нашей компании не имеют права", - сказали нам летом в официальном письме от "Газпрома".

дыра в земле, пробоина, Ямал, яма, воронка|Фото: youtube.com

В пресс-службе губернатора ЯНАО тогда заверили: ничего необычного обнаруженная яма не представляет.

"На самом деле, это не находка. Это видели и в прошлом, и позапрошлом году, то есть это не сенсация, не чудо, скажем так. Эта новость, якобы, появляется и исчезает", - сообщили тогда в пресс-службе.

Михаил Лукашкин