В эти минуты в думе ХМАО проходит парламентский час, на котором руководство "Корпорации развития" (бывшая корпорация "Урал промышленный - Урал Полярный") представляет отчет об инвестпроектах, реализуемых в Югре и за ее пределами. Бывшие руководители корпорации нечасто навещали региональных депутатов, стараясь ограничиваться презентацией годовых отчетов, из которых парламентарии узнавали об очередных допэмиссиях в пользу структуры и отложении сроков реализации доброй половины проектов. После смены руководства политика изменилась: топ-менеджеры и сам гендиректор Сергей Маслов проводят много времени на территории субъектов-акционеров и ведут диалог со всеми заинтересованными сторонами, стараясь сделать работу как можно более прозрачной. Что особенно важно: в последние два года "Корпорация развития" не получала никаких средств от своих акционеров - это одно из первых обещаний, которые дал Маслов. Запрос регионов УрФО сформировал объемный проектный портфель "КР", за что структуру уже критиковали депутаты, опасаясь, что часть идей так и останутся на бумаге. Но, как рассказали представители КР сегодня, в Югре и регионах уже успешно реализуется ряд проектов. На парламентском часе речь зашла о "Полярном кварце", судостроительном кластере в Сургуте, развитии рынка газомоторного топлива и СПГ в ХМАО, а также об инфраструктурных мегапроектах – Северном широтном ходе и строительстве ветки Полуночное – Обская. Подробности отчета "Корпорации развития" – в материале Накануне.RU.
Северный широтный ход
Рассказать депутатам об инвестиционных проектах должен был генеральный директор "Корпорации развития" Сергей Маслов, однако, сегодня он находится в Москве на совещании. Как стало известно агентству из источников в РЖД, глава КР ведет переговоры с вице-президентом РЖД Александром Мишариным. Они могут касаться главного проекта структуры – ямальского Северного широтного хода, работы по которому тормозятся в том числе из-за неясной позиции монополии. Вместо Маслова в Югру прилетели топ-менеджеры корпорации.
"Корпорация развития" доложила о полной готовности к реализации проекта Северный широтный ход. Строительство железнодорожных линий может быть начато незамедлительно, уверили представители КР. Хотя железная дорога проходит по территории Ямала, Югра тоже заинтересована в ее строительстве: реализация проекта приведет к более эффективному освоению минерально-сырьевой базы и развитию не только ЯНАО, но и ХМАО, Тюмени и других субъектов.
"За год в результате работы корпорации проект строительства СШХ от бизнес-идеи перерос в полностью готовый к реализации проект. На все участки строительства разработана проектная и рабочая документация, получившая положительное заключение Главгосэкспертизы России и положительное заключение экологической экспертизы. Получено заключение о достаточности, комплектности проектной документации, соответствии проекта экологическим требования, технологической реализуемости проекта, как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации выдано техническим консультантом проекта – Московским государственным университетом путей сообщения. Выбрана оптимальная схема примыкания Северного широтного хода к путям общего пользования Северной железной дороги", - рассказали в своем докладе представители КР.
Год назад проект строительства железнодорожной магистрали, несмотря на его стратегический характер, был заброшен, но сегодня КР первая, из всех участников строительства, заявила о готовности к строительству его линейной части. Уже подписаны соглашения с грузоотправителями на 23 млн т грузов и с РЖД о перенаправлении на Северный широтный ход грузов, следующих по Свердловской железной дороге в направлении Северо-Западных портов, в объемах до 11 млн т в год.
Сейчас на Ямале ведется строительство совмещенного мостового перехода через реку Надым, но КР уже разработала организационно-правовую модель железнодорожной линии "Салехард-Надым" и мостового перехода через реку Обь. Возведение объектов будет вестись на принципах государственно-частного партнерства с правительством Ямала. Подготовлен проект соглашения, финансовая модель, Минэкономразвития дало положительное заключение на привлечение средств ФНБ, в Минтранс – разрешение на строительство СШХ. В стадии завершения разработка комплексного обоснования проекта.
"Полуночное – Обская"
Говоря еще об одном железнодорожном проекте – "Полуночное – Обская", корпорация в очередной раз подчеркнула, что она ни в коем случае не откладывает его реализацию.
"Полуночная – Обская" – это жизненно важный проект не только для Ханты-Мансийского и Уральского федерального округа, но, в первую очередь, для России. Сейчас геополитическая безопасность – один из главных приоритетов нашего государства. В связи с этим, большой упор делается на возрождение Северного морского пути. Сегодня через СМП транспортируется порядка 3-4 млн т грузов, а к 2020 г. эта цифра возрастет до 60 млн т. Для того, чтобы в полной мере загрузить этот канал, необходимо, чтобы к нему был обеспечен полноценный выход с Тюменской и Свердловской областей через территорию ХМАО. Именно таким проходным коридором должна будет стать ж/д ветка "Полуночное-Обская", - говорится в отчете КР.
На сегодняшний день разработана проектная документация строительства магистрали. В своем докладе корпорация отметила необходимость направления средств регионов на геологоразведку вдоль перспективной магистрали, что в дальнейшем позволит определить ресурсную и грузовую базы и приступить к реализации проекта.
"Полярный кварц"
Завод "Полярный кварц", который губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова внесла в перечень приоритетных проектов субъекта, наконец, обрел жизнь. Поскольку мощности завода расположены в Югре, проект традиционно вызывает самый живой интерес у представителей югорской думы.
Новая команда КР восстановила производственные линии завода в Нягани и Усть-Пуйве, лабораторию в Кыштыме. В 2014г. был заключен первый коммерческий договор на услуги лаборатории с южно-уральским заводом "Кристалл". В Уральском отделении Российской академии наук уже аттестованы разработанные специалистами аналитической лаборатории уникальные методики измерений. Документы предприятия также приведены в надлежащее состояние для передачи в Главгосэкспертизу.
"Специалистами ООО "Полярный кварц" разработан агрегат, позволяющий получать кварцевые концентраты с суммой примесей менее 0,1 ppm (1 грамм примесей на тонну продукта). Прошли испытания прототипа этого устройства в лабораторных условиях. Руководством предприятия направлена заявка на патент", - рассказали депутатам представители КР.
Заключен договор и ведётся проектирование завода по производству строительных материалов (плитки из кварцевого агломерата) с использованием в качестве сырья продуктов переработки кварца (в том числе и отходов производства). В настоящее время определен земельный участок под строительство завода, проектная документация проходит необходимую экспертизу.
Можно констатировать, что завод удалось реанимировать, в планах корпорации загрузить производство на существующей на данный момент базе без привлечения средств из регионального бюджета.
Судостроительный производственный комплекс
В ряде планируемых к реализации проектов корпорация представила проект строительства в УрФО судостроительного производственного комплекса, который актуален для отдаленных районов ХМАО, где нет альтернативы водному сообщению. На сегодняшний день "Корпорацией развития" подготовлена вся предпроектная документация по строительству судостроительного предприятия в Сургуте, существует проект строительства, произведены необходимые расчеты, разработана бизнес-модель проекта.
Речь идет о верфи для среднетоннажного флота для эксплуатации на внутренних водных путях и выхода в прибрежную морскую зону Обь–Иртышского бассейна, из расчета обеспечения мощности строительства до 16 самоходных речных судов в год.
По словам представителей КР, комплекс будет специализироваться на строительстве пассажирских судов, речных судов для перевозки контейнеров, генеральных, насыпных и жидких грузов, речных судов для перевозки сжиженного газа, технического флота. В стадии проработки находится проектная документация будущего предприятия.
Газомоторное топливо/СПГ
Особое внимание представители корпорации уделили проекту, ранее анонсированному Сергеем Масловым – развитие рынка газомотроного топлива и СПГ, который представляет собой развитие потребления газа как газомоторного топлива для муниципального автотранспорта, а также перевод на газ котельных, которые находятся в удаленных населенных пунктах.
Предлагается создать инфраструктуры реализации газа: двухтопливных СПГ/КПГ заправок на базе емкостей СПГ с системой регазификации. Это позволит разместить заправочные комплексы в наиболее удобных для потребителей местах и обеспечить их загрузку. Также подобная система имеет стоимость в два раза ниже, чем при строительстве обычных АГНКС.
По мнению экспертов рынка газового топлива, этот проект полностью укладывается в программу правительства РФ, направленную на увеличение потребления природного газа на внутреннем рынке, рассказали представители КР. Уже проведены рабочие встречи с потенциальными клиентами, поставщиками газа и органами местных властей, проект получил поддержку со стороны всех автотранспортных предприятий, которым он был представлен.
Главным партнером корпорации в реализации проекта, скорее всего, будет "Газпром" в лице своего дочернего общества "Газпром. Газомотороное топливо", с которым уже ведутся переговоры о поставках СПГ. Также корпорация планирует привлечение в проект китайского оператора газовой инфраструктуры ENN-Синьао, что, вероятно, обеспечит проект финансированием и доступом к инновациям в этой сфере. Депутатам представили и ожидаемый финансовый эффект - до 12 млн руб. в год с одного заправочного комплекса при инвестициях в 50 млн руб., что позволит окупить проект в течение пяти лет.
Отметим, что летом этого года президент России Владимир Путин на встрече с руководителями ведущих энергокомпаний в рамках ПМЭФ заявил, что развитие рынка сжиженного природного газа является одним из приоритетов России в области энергетической политики. "Хорошая возможность для консолидации фрагментированных региональных газовых рынков - это развитие рынка сжиженного природного газа. Для нас это один из приоритетов", - отметил Владимир Путин. Возможно именно поэтому КР решила развивать рынок газомоторного топлива.
ТЭС "Полярная"
Говоря о проектах в области энергетики, представители корпорации отметили, что в этом году успешно разрешился вопрос финансирования и дальнейшего строительства ТЭС "Полярная" в Салехарде. За этим ямальским проектом пристально следят все акционеры. Наполним, с 2013 г. финансирование проекта "Чешским экспортным банком" и, соответственно, строительство ТЭС были приостановлены. Проект оказался на грани банкротства, о причинах этого Накануне.RU уже подробно писало.
В настоящее время "Корпорация развития" полностью разобралась в сложившейся ситуации. Проведены успешные переговоры с ЧЭБом, по итогам которых удалось достичь договоренности о возобновлении финансирования. "Общий размер лимита по кредиту – 388 млн евро, до прекращения финансирования профинансировано порядка 188 млн евро. В соответствии с условиями договора "Корпорации развития" погасит кредит в 2025 г. Корпорация планирует, что финансирование проекта, а также строительство ТЭС "Полярная" будет возобновлено уже в этом году", - рассказали делегаты корпорации депутатам.
Ввод первой очереди планируется на 2105 г., второй – в 2016 г. 100 % контроль реализации строительства ТЭС "Полярная" будет осуществлять теперь непосредственно корпорацией. С настоящего времени все процессы, которые будут происходить при возведении этого объекта, будут подвергаться тщательному мониторингу со компании, было сказано на заседании.
Котельные в Челябинской области, строительство сопутствующей инфраструктуры нефтепроводной системы "Заполярье-Пурпе-Самотлор" и другие проекты тоже были упомянуты в докладе. По каждому из них КР уже сделала конкретные шаги: оформление документов, наличие инвесторов, сдача первых объектов - в том, что работа структуры становится эффективной, уже не сомневаются даже скептически-настроенные депутаты.