Строительство сурьмяного завода в Дегтярске грозит катастрофой как для жителей маленького городка, так и всего Екатеринбурга. Население численностью в полтора миллиона человек может остаться без питьевой воды и дышать ядовитыми выбросами предприятия. По крайней мере, так считают местные экологи.
На протяжении нескольких лет группа активистов борется за экологию столицы Урала и прилегающих городов. Члены Общероссийского народного фронта и общественные наблюдательные комиссии поддерживают жителей "опасной зоны". Все в один голос утверждают, что строительство завода – это опасная затея.
Как сообщил Накануне.RU член ОНК Сергей Кириллов, строительство комбината грозит серьезной бедой для людей.
"Действительно, это станет катастрофой. Сейчас ситуация такая, что есть очень много нарушений, значительные подтасовки документов. Если закрыть глаза на коррупционную составляющую, то есть не предполагать коррупционные преступления, то это как минимум халатность, некомпетентность, которая может привести к катастрофе. И даже если после строительства завода не будет никаких ЧП, то выбросы отравят единственный водоем, снабжающий Екатеринбург питьевой водой", - рассказал Сергей Кириллов.
Врач из Екатеринбурга Даниэль Марголис рассказал, что активисты обращались даже к президенту.
"Мы пробовали и обращались во все официальные структуры. Можно увидеть несостыковки, половина документов незаконна и сделана с нарушениями. Причем, такие заключения делали и экологи и в экспертизе, которая предоставляет сама сурьмяная компания. Видно, что одобрение из госэкспертизы они получили, просто поправив документы, не устраняя нарушений. Госэкспертиза им когда-то давала отказ. По земле до сих пор несостыковки. И в итоге мы нашли у них факт подделки документов. Через два дня нагрянул следственный комитет, ОБЭП, некоторых депутатов побили, людей обыскивали, причем по не относящимся к ним делам. Приезжал даже специалист по экстремизму, чтобы накопать что-нибудь, но ничего накопать не смогли. Мы поняли, что нам в открытую говорят, что завод все равно будет построен. Все нормативно-правовые методы закончились и когда мы нашли тот факт, что они подделывают документы, нас уже просто начали физически уничтожать. Ездили даже к президенту. Но там такая схема, что наше письмо опускают на уровень ниже в каждой инстанции и таким образом оно оказывается у человека, на которого ты жалуешься".
По словам Даниэля, через несколько дней после выявления фальсификации злоумышленники сожгли его машину во дворе собственного дома. Он надеялся, что возгорание произошло из-за неисправности, но приглашенный эксперт подтвердил, что это был поджог.
Активный член инициативной группы Ольга Хисамова рассказала, что активисты занимаются этим вопросом уже два года, создалась инициативная группа активных граждан, и эту группу поддерживает большинство жителей города.
"Мы говорим это с уверенностью, потому что в городе проходил ряд мероприятий и общегородское собрание и митинги, под резолюцией подписываются тысячами люди. На собрании было вынесено единогласное решение против строительства завода. У нас есть протокол, поддерживают депутаты, также есть и несколько решений думы, о запрете строительства этого завода. Этот завод пытаются построить незаконно. Изучая документы, мы обнаружили нарушение законодательства, поэтому мы пытаемся всеми способами бороться", - поделилась Ольга Хисамова.
На тех участках, на которых собираются построить завод, согласно правилам землепользования, строить завод нельзя, утверждают активисты. Эти участки находятся в черте города и не предназначены для строительства предприятий третьего класса вредности. Этот земельный участок находится в пятидесяти метрах от водоохраной зоны реки Исток. Эта река является притоком Волчихинского водохранилища и этот же участок находится в 450 метрах от границы Волчихинского заказника. Проект завода подразумевает трубу длиной в 50 метров, через которую будут осуществляться вредные выбросы, и заключение Роспотребнадзора прямо указывает, что в атмосферу от деятельности этого предприятия будет выбрасываться 821 тонна в год вредных и ядовитых веществ, всего 28 наименований этих веществ и их соединений, в числе которых огромное количество серы, серная кислота, ртуть, мышьяк, цинк, свинец и так далее.
"Вся эта вода будет напрямую попадать в Волчихинское водохранилище. Кроме того, незаконно изменено разрешение использования этого участка. Со смежником никаких согласований не проводилось, потому что за забором этого предприятия находится фермерское хозяйство, которое производит молочную и мясную продукцию. Если завод начнет работать, то фермерское хозяйство запретят. Также в 50 метрах находятся жилые дома, жителей этих домов тоже проигнорировали. Данное предприятие изготовило план градостроительного участка и постановление администрации - эти документы мы обнаружили в августе. Получить эти документы мы не смогли, по запросу нам их не предоставляли, но они предоставили их на судебный процесс с фермером, когда он подал на них исковое заявление. По поводу фальсификации мы обратились в следственный комитет, но пока нас водят за нос, нас пытаются "отфутболить". Но мы продолжаем писать жалобы в прокуратуру", - подчеркнула активистка.
Старший фельдшер "скорой помощи" и депутат городского округа Дегтярск Светлана Игошина рассказала, что намерена бороться против строительства завода, "и свое лицо не скрывает".
"То, что уже построено – оно не должно существовать. Изначально, когда сурьмяная компания зашла к нам на территорию, они начали с обмана: незаконно увели земли, незаконно вырубили лес. Как медик говорю, что лучше предотвратить трагедию, заняться профилактикой до того, как будет что-то глобальное. Сурьма – это, прежде всего, онкология. Сама по себе ситуация в городе оставляет желать лучшего, нарушена экологическая обстановка. Я представитель больничного городка, люди у меня тут прогрессивные и грамотные, очень большое количество педагогов на моем участке, медиков и я высказываю мнение того электората, который мне доверил свои судьбы. Лучше нужно возрождать сельское хозяйство. Кроме того, обман заключается и в том, что никаких 200 рабочих мест там не будет, потому что это не завод, а цех", - подытожила депутат.