Известный дипломат, бывший глава МИДа Литвы (президент этой страны Даля Грибаускайте назвала на днях Россию террористическим государством), посланник ЕС в Афганистане, а в последние полтора года – посол Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас выступил перед студентами Уральского федерального университета и рассказал о программах, в которых традиционно принимают участие российские, в том числе и уральские студенты. По словам дипломата, ЕС запускает самую масштабную программу такого рода, на которую будет выделено около 80 млрд евро в течение шести лет. Но большая часть прошедшей вчера встречи касалась международных проблем и вероломных действий России. Студентам УрФУ в очередной раз рассказали, что Крым был аннексирован незаконно, впрочем, "хорошо, что там не случилось Косово", передает корреспондент Накануне.RU.
"Мы все столкнулись с самым тяжелым периодом отношений не только между Россией и Украиной, но и вообще международных отношений. Я бы даже сказал, что то, что происходит сейчас, является самым сложным, самым серьезным политическим конфликтом, конфликтом, который имеет влияние на безопасность людей, на экономические и политические решения, со времен Холодной войны", – констатировал Ушацкас.
Он напомнил, что ЕС строился на принципах доверия, уважения и признания нерушимости суверенитета стран, входящих в союз, а также к их соседям. Однако, один из этих незыблемых принципов, а именно, доверие, как поведал европейский дипломат, оказался под ударом и не со стороны западных партнеров, а со стороны России, которая совершила "нелегальную аннексию Крыма" и "дестабилизировала ситуацию" на Юго-Востоке Украины (какую роль в дестабилизации ситуации на Украине сыграли США и Европа - вставить было некому, потому что это была не академическая дискуссия, а снова - лекция, - прим. ред.). Тем не менее, два месяца назад сторонам удалось достичь соглашений в Минске и отчасти отыграть ситуацию назад, отметил дипломат. Ведь, даже когда стороны находятся в ситуации тяжелого кризиса, нужно думать о том, как выстраивать отношения на следующий день после его завершения.
"Поэтому, мы целенаправленно приняли в Брюсселе такие решения, совместно с 28 государствами ЕС, что хотя и приняты некоторые ограничительные меры и санкции в адрес 118 граждан России, для того, чтобы поменять политику и действия российского руководства в отношении кризиса на Восточной Украине, мы заинтересованы поддерживать наши взаимоотношения там, где мы можем. Мы должны ради будущего наших поколений, ради того, чтобы сохранить понимание, продвигать понимание между народами Европы и России", – не без патетики заявил глава дипмиссии ЕС.
Он констатировал, что ЕС остается важнейшим торговым партнером России, а Россия остается ключевым партнером в области энергоресурсов. Тем не менее, ЕС активно развивает альтернативные источники энергии – с целью улучшения качества жизни европейцев.
"В ЕС развиваются и альтернативные энергетические ресурсы, но это делается не из-за того, что мы хотели бы отгородиться от России, мы все делаем, чтобы служить людям, потребителям в наших странах, чтобы они имели разные альтернативы, возможность выбора – за сколько покупать газ и у какой компании, за сколько покупать электричество. Мы то же самое видим и в России – вы развиваете альтернативные рынки с Китаем, с Азией. Если бы мы больше открылись друг другу, от этого только бы выиграл потребитель, только выиграл бы гражданин наших стран. Также мы открыты к долгосрочному сотрудничеству в торговых отношениях, о чем и говорил Путин в Брюсселе 28 января на встрече с президентами ЕС", – пояснил докладчик.
Он вспомнил и о предложениях Владимира Путина сделать единую зону от Лиссабона до Владивостока, но выразил неуверенность в том, что эта идея способна воплотиться в жизнь, если Россия будет вести себя так, как сейчас.
"Будем ли мы его продвигать с мерами протекционизма, с заградительными мерами, что мы видим со стороны России, которая после вступления в ВТО, вместо того, чтобы не иметь каких-то раздражителей в сфере торговли, выстраивает все больше новых мер, барьеров в торговле между Россией и ЕС. Мы видим антисанкции, в результате которых российский потребитель не может больше покупать голландские, литовские, немецкие итальянские сыры – это не то направление, по которому мы должны были двигаться", – посетовал Ушацкас. То, что незаконные санкции Запада (без решения Совбеза ООН) уже сами по себе нарушают правила ВТО, опять же, Ушацкасу в ходе "дискуссии" в федеральном университете не возразили. Ведь президент Путин также неоднократно обращал внимание на то, что введение каких бы то ни было санкций противоречит принципам и духу ВТО, однако этот тезис западные дипломаты и чиновники предпочитают не замечать.
Как ни удивительно, но вопросы о студенческой мобильности и программах обмена с ЕС студентов заинтересовали мало и абсолютно все заданные вопросы касались украинского кризиса. Первый вопрос касался условий, при которых санкции ЕС будут сняты и того, на какие уступки ЕС может пойти в переговорах по Украине. Посол отметил, что отзыв санкций не за горами, и ЕС "мог бы начать отзывать те санкции, которые ввел". Он отметил, что критически важно то, чтобы выполнялось перемирие и решения Минских соглашений.
"Важно, чтобы минские договоры о неприменении оружия выполнялись, чтобы члены миссии ОБСЕ имели подход ко всей границе между Украиной и Россией, чтобы миссия понимала, что происходит. Если появляется информация, что там идут военные, танки, грузы, давайте сделаем, чтобы миссия ОБСЕ выполняла свой мониторинг и не было основ для спекуляций", – подчеркнул Вигаудас Ушацкас, посетовав, что не все моменты соглашения выполняются, при чем, естественно, Москвой.
Другой вопрос был связан с тем, почему все же на последнем совещании ЕС не был начат процесс отзыва санкций.
"Решение об отмене санкций не было принято, потому что была получена информация из ОБСЕ о присутствии боевиков, о присутствии военных без отличительных знаков в восточной Украине. Минскими соглашениями также были запрещены выборы в Донецкой и Луганской областях. С другой стороны, мы заинтересованы в том, чтобы санкционный режим был пересмотрен, мы заинтересованы в нормализации отношений с Россией и еще раз говорю, что мы надеемся, что российское правительство будет привержено Минским договоренностям", – пояснил дипломат.
Еще один вопрос студентов был посвящен необъективному освещению украинского кризиса в европейских СМИ. В ответ, посол ответил, что в российских СМИ были объективные материалы, в том числе и по Украине, однако в последнее время они исчезли. А слова о том, что "в Европе пресса независима и никто ей не может манипулировать", вызвали улыбку в зале, видимо собеседнику поверили, мягко говоря, не до конца. Другой вопрос был связан с проблемами доставки гуманитарной помощи на Юго-Восток. По словам представителя ЕС, Евросоюз направил гуманитарную помощь на сумму 21 млн евро, но не одобрил, что Россия помогает терпящим гуманитарную катастрофу Донецкой и Луганской областям без согласия Киева, – это вопиюще нарушает международные правила и принципы выдачи гуманитарной помощи.
На вопрос корреспондента Накануне.RU о том, чем же все-таки отличается "легитимный" госпереворот в Киеве в феврале 2014 года от захвата власти в Донецке и Луганске ополченцами,что стало зеркальной реакцией и прямым следствием киевских событий и русофобских настроений, посол Ушацкас прямой ответ дать затруднился. Он напомнил о том, что майдан был реакцией на отказ Виктора Януковича подписать соглашение о евроинтеграции, которое готовилось шесть лет. При этом, дипломат не забыл уточнить, что не подписал документ Янукович именно вследствие "давления извне".
"Это было причиной майдана. Но то, что случилось дальше, я соглашусь с президентом Путиным, который сказал, что "майдан превратился во что-то большее". Он превратился в народное восстание против коррумпированного режима, который является самой глубокой болезнью этой страны. Но вместо того, чтобы мы помогли, чтобы страна получила иммунитет от таких болезней, что случилось с Украиной, ее начали делить – нелегально аннексировали Крым, происходила дестабилизация на Юго-Востоке Украины. И с этим мы, как ответственный международный субъект, который создался после двух мировых войн, никогда не согласимся. Это и является той причиной конфликта между ЕС и Россией", – заявил посол ЕС, подчеркнув, что переворота не было, а "законодательный орган принял на себя полномочия в рамках прописанных конституцией компетенций в момент, когда президент покинул Украину".
Тут, хотелось бы уточнить, что президент Янукович покинул Украину после вооруженного захвата здания администрации президента, когда Майдан подсчитывал потери и вводил миф о "небесной сотне". Но "академическая дискуссия" в УрФУ почему-то опять не предполагала свободного обмена мнениями. "Делить" же Украину начали позже – через три недели после переворота в Крыму прошел референдум, по результатам которого крымчане попросились в состав России, а активные действия в Донбассе начались после "Одесской хатыни" 2 мая, где активисты майдана убили десятки мирно митингующих людей. И эту чудовищную расправу Европа никак не хочет замечать. Еще более показателен ответ на вопрос о сравнении ситуации в Крыму и в Косово 15 лет назад.
"Во-первых, нельзя делать аналогии по разным конфликтам в разных местах из-за очень разных исторических и геополитических обстоятельств. Слава богу, что в Крыму не было Косово, слава богу, что там не погибло 100 тыс. человек, что оттуда не уехал миллион людей, как из Косова. И там не было гуманитарной катастрофы, из-за чего бы требовалось предпринимать какие-то действия извне. Второе: сколько раз обсуждался Крым в структурах ООН, в Совбезе ООН? Ответ: ноль. Сколько раз обсуждался вопрос Косова в Совбезе ООН? Более 100 раз в течение трех лет, до того, как были приняты те меры, которые были приняты международным сообществом. Это самая очевидная разница– как стороны подходят к решению кризиса. Поэтому, мы не можем принять таких действий от такой значимой страны, как Россия. Не знаю, чем закончатся санкции, но сам факт, что мы не признали и не будем признавать нелегальную аннексию Крыма Россией, он останется. Это останется раздражителем до тех пор, пока ситуация не изменится", – подчеркнул дипломат.
Первый вывод, который напрашивается из такого ответа - что для ЕС важнее, сколько раз обсуждался вопрос в ООН, а не то, сколько людей было уничтожено, было изгнано из своих домов. Вопрос о Юго-Востоке Украины уже не раз обсуждался в Совбезе ООН, количество беженцев давно перевалило за миллион, по разным данным, количество убитых с обеих сторон превысило 40 тыс. человек. Вполне вероятно, что косовский сценарий придется примерять не на Крым, а уже на республики Новороссии. А диалог с Евросоюзом будет объективно трудным, долгим и с неопределенным финалом.