Депутаты Пермского края на последнем в текущем году пленарном заседании приняли бюджет на 2015 и 2016-2017гг. За время работы над бюджетом от депутатов поступили только 56 поправок, хотя обычно их количество переваливает за несколько сотен. Некоторые из них депутаты внесли после срока прямо на "пленарке", однако существенно на параметры бюджета они не повлияли. Ко второму чтению плановый дефицит бюджета уменьшился на 0,1%, но в основу финансового документа заложен достаточно позитивный майский прогноз развития российской экономики. Краевое правительство убеждает депутатов, что падение цен на нефть и девальвация рубля не влияют на конечные параметры бюджета, но добиться конкретных цифр от кабмина депутаты не смогли. Без ответа остались вопросы о бюджетных рисках, связанных с заявками предприятий на возврат уплаченных налогов, а ведь край по-прежнему должен 9 млрд руб. "Уралкалию", передает корреспондент Накануне.RU.
Бюджет позитивный…
Вопросы депутатов вызвал майский прогноз социально-экономического развития экономики РФ, который лежит в основе бюджета – это, напомним, стоимость нефти в $104 за баррель и 35 руб. за доллар. Сейчас стоимость нефти находится в районе $65, а рубль приближается к отметке в 55 руб.
"Вчера в рамках подготовки бюджета ко второму чтению, мы слушали - правительством и администрацией губернатора нам было сказано, что эти прогнозы продолжают являться базовыми, никаким образом не изменяются. Нам были предложены некоторые балансы соотношений между стоимостью нефти и курсом рубля. Нас заверили, в том, что при соблюдении этого баланса, доходные и расходные части бюджета будут исполняться. Мы были вынуждены снять с контроля этот пункт и принять проект бюджета в том виде, в котором он был в первом чтении", - сказала глава бюджетного комитета Елена Зырянова, пояснив, что падение курса рубля и, как следствие, увеличение экспортной выручки, компенсирует снижение цен на нефть.
Депутат Дмитрий Скриванов поставил под сомнение такой баланс. "Я помню, когда доллар поднимался с 24 руб. до 36 руб. это давало нам дополнительные доходы в бюджет порядка 30 млн руб. Учитывая, что мы в Пермском крае добываем порядка 10 млн т нефти, с помощью обычного умножения баланс в голове не сходится. Есть ли подписанный баланс?", - задал вопрос депутат.
Но ни правительство Пермского края, ни губернатор, к которому члены рабочей группы обращались за пояснениями, не представили конкретных расчетов. По сути, депутатам предложили сохранить майский прогноз в основе бюджета под честное слово.
Заместитель министра финансов Пермского края Любовь Ярушина заметила, что сейчас дефицит составляет 12,2% от доходов при разрешенном максимуме в 15%. Таким образом, у края есть "подушка безопасности" в 2,3 млрд руб. и если баланс не сойдется, за счет этой суммы можно компенсировать неисполнение доходов.
"В процессе исполнения бюджета, если мы видим, что федеральный бюджет будет пересматривать свои прогнозные данные, то мы в течение первого полугодия будем их пересматривать", - сказал она.
Председатель правительства Геннадий Тушнолобов добавил, что сценарные условия инфляции в мае были на уровне 5,5%, в бюджете Пермского края заложены 6,7%, что меньше на 0,1% показателей сентябрьского прогноза Минэкономразвития.
"Мы не стали пересматривать в связи с тем, что процент отклонения меньше 10. Если будут приняты новые условия, и отклонение будет больше, мы проведем корректировку бюджета на основе новых сценарных условий", - сказал Тушнолобов, добавив, что в прогноз по налогооблагаемой прибыли правительство заложило цифру в 97,7% из-за сложной ситуации в экономике.
Согласно Налоговому кодексу, предприятия, которые осуществляют инвестиционную деятельность и вкладывают средства в основной капитал, могут обратиться в бюджет за налоговым вычетом. Известно, что Пермский край находится в должниках у "Уралкалия", в худшие годы долг достигал 11,5 млрд руб.
"Ситуация с "Уралкалием" тревожная. Мы пытались выяснить обстановку в процессе подготовки бюджета, задавались вопросы мною лично губернатору. По информации правительства в течение последнего квартала "Уралкалий" не выполняет свои обязательства по соглашению, которое подписано с губернатором. Я думаю, что по итогам этого года мы не увидим снижения задолженности по налогу на прибыль перед "Уралкалием" у бюджета. Цифра будет в диапазоне от 8 до 9 млрд руб. Но так как эта цифра не предъявлена "Уралкалием" в бюджет официально, проект сформирован без задолженности. Не имея сегодня этой цифры и требований компании, мы не может официально ссылаться на нее. Хотя вопросы председателю правительства и губернатору о пролонгации отношений с "Уралкалием", так как они завершаются в 2015 г.", - рассказал Елена Зырянова.
Она отметила, что текущая экономическая обстановка не располагает к тому, чтобы край и дальше мог копить долги перед предприятием – компании как-то нужно отчитаться перед акционерами. Но в режиме реального времени отчет о долгах в парламент не поступает.
Геннадий Тушнолобов сообщил, что по соглашению с правительством "Уралкалий" в 2014 г. должен выплатить 6 млрд руб., предприятие предложило перечислить 5,1 млрд руб., чтобы край не наращивал свою задолженность. "По факту мы пока получили 2,126 млрд руб. Еще месяц мы будем работать", – сказал он.
Говоря о задолженности по налоговому вычету, Тушнолобов отметил, что только в первом квартале 2014 г. платежные поручения из ФНС правительство получило от 14 организаций. "Дело не только в "Уралкалии". Сегодня Налоговый кодекс позволяет очень серьезно пересчитывать налогооблагаемую прибыль за прошлые годы и относить на счет вычета разные виды затрат. Риски по бюджету мы видим только в этом – сложно спрогнозировать, какие возвраты мы получим", – пояснил Тушнолобов.
В 2014 г. Пермский край не освоил 784,4 млн руб. по объектам капитального строительства. Основная проблема – работа подрядчиков и отсутствие проектно-сметной документации. Есть риск, что к этой сумме добавится еще 100 млн руб., которые в 2014 г. были выделены из краевого бюджета на строительство зоопарка в Черняевском лесу. Как рассказал депутат Вадим Чебыкин, сейчас из этих денег не освоено ни копейки. Кроме того, до сих пор не определена схема финансирования зоопарка – средства выделяет одновременно край и город Пермь , но соглашения о софинансировании никто из депутатов не видел.
"Лимит финансирования из краевого бюджета – 1,1 млрд руб., но поскольку это муниципальный объект, хотелось бы иметь план софинансирования – документ, где четко изложены права и обязательства сторон. Как можно говорить о принципиальности и взвешенности бюджета, при отсутствии документа входить в проект. Я на публичных слушаниях спросил депутата ПГД Уткина, сколько миллионов рублей предусмотрено в бюджете 2015-2016 г. на этот объект. Господин Уткин, не смущаясь, сказал, "нисколько", он не считает это необходимым. Как можно заниматься крупным социальным проектом, когда непонятно ничего", - выступил на заседании Чебыкин.
Пермская гордума действительно отказалась выделять деньги на зоопарк в 2015 г. и перенести 50 млн руб. на 2016 г. Причина - в отсутствии все того же соглашения.
"Поскольку юридический порядок реализации проекта не определён, говорить о том, что край нам даст эти деньги, не приходится. Отдельными переговорными процедурами будет определятся, кто будет застройщиком, как будет финансироваться проект. Зоопарк должен появиться в 2017 г.", - сказал на заседании профильного комитета ПГД заместитель главы Виктор Агеев.
Прикамских депутатов факт отсутствия компетенций нисколько не смутил, объект был внесен в план капстроительства и треть суммы зоопарк получит уже в 2015 г.
"Основанием для включения расходов в бюджет является государственная программа. Документ о софинансировании формируется в соответствии с гражданским кодексом, и такого документа действительно нет. Я тоже считаю, что на некоторые вопросы, которые мы задавали правительству в рамках постоянной рабочей группы, должны были получить ответы в виде принципов взаимодействия двух бюджетов. Мы думали финансировать зоопарк не как объект, а виде субсидии, которую мы передаем городу для финансирования из одного источника. Но сегодня решение такое не принято, и мы финансируем краевую программу и зоопарк будет строиться за счет двух источников, а имущество будет принадлежать двум собственникам", - сказал Елена Зырянова.
Она отметила, что на словах правительство давало пояснения, но ни в какой документ это не вылилось. "Это не мешает нам дальше требовать от правительства рассекречивания этой схемы, потому что до конца она неизвестна даже правительству", - заключила Зырянова.
Вадим Чебыкин поставил на голосование свою поправку об исключении средств на строительство зоопарка из бюджета, так как 100 млн руб., выделенные для работ в 2014 г. до сих пор не освоены
Он представил письмо, подписанное губернатором, в адрес министра природных ресурсов РФ Донского. Согласно ему, на объект "пермский зоопарк" найдены внебюджетные деньги в размере 101 млн руб. За эти деньги выполнены предпроектные и ведутся проектные работы. К слову, о каких-либо конкурсных процедурах по этому объекту раньше не сообщалось.
"Следующий этап – это госэкспертиза и на этом этапе потребуются правоустанавливающие документы на земельный участок. Права никому на этот земельный участок не переданы, земля находится в статусе городских лесов и несмотря на то, что депутаты поменяли зонирование, тем не менее, строительство там запрещено. Де-юре и де-факто нет земельного участка под зоопарк. В моем представлении, для приема денег в размере 1,1 млрд руб. объект не готов", - сказал депутат Чебыкин.
Он предложил вернуться к теме финансирования зоопарка после заключения госэкспертизы и оформления документов – в сентябре-октябре, а пока направить эти деньги на другие объекты.
"Нет оснований для реальных затрат. На Братской у нас 150 га находятся в собственности и переданы на баланс Пермского зоопарка. Там все проблемы решены и есть проект. Кто-то 3 года назад затормозил реализацию этого проекта и ответственность лежит на этих лицах. Мы пять лет оформляли земельный участок", - напомнил Чебыкин.
За объект заступился Геннадий Тушнолобов. Он отметил, что работы по оформлению участка будут проведены в самые короткие сроки. Без получения разрешительных документов строительство не начнется, но даже если правительство не сможет сдержать обещания – можно все переиграть уже после выделения средств, заявил Тушнолобов:
"Мы выполним все условия, которые есть для строительства данного объекта. Если что-то у нас не получится, а я согласен с озабоченностью по ряду позиций, мы выйдем с предложением к заксобранию при первой же корректировке, которая будет в следующем году".
За поправку проголосовали 20 депутатов, для принятия решение не хватило восьми голосов.
Сегодня губернатор Пермского края Виктор Басаргин, выступая перед депутатами, сказал, что политика предоставления налоговых льгот предприятиям Пермского края сохранится. Депутатам так и не удалось в 2014 г. изменить систему налогообложения: сначала увеличить ставки предлагали сами депутаты, а правительство, напротив, хотело предоставить еще больше преференций организациям, затем губернатор "переобулся" и внес новый законопроект, который поэтапно увеличивает ставки до 2017г.
Депутат Владимир Корсун не стал поддерживать бюджет, отметив, решение с повышением ставок по налогу на прибыль давно запоздало.
"Даже правительство еще в августе признало неэффективность такого, с позволения сказать, стимулирования. Выпадающие доходы бюджета – 12 млрд руб. в год или 33% налога на прибыль, который на 40% формирует доходную часть краевого бюджета. Допустим, половина налогоплательщиков заслужили поощрения за то, что расширяли инвестдеятельность. Но 6 млрд руб. тоже на дороге не валяются. За шесть месяцев чиновники не смогли предложить, а депутаты принять решения, чтобы эта премия была адресной и вручалась тем, кто достиг результата", - выступил депутат.
Он отметил, что можно было в декабре поднять налоговую ставку с 13,5% до 18%, как предлагает его коллега Олег Бурнашов, и уже в 2015 г. принимать пониженные ставки для поощрения отдельных отраслей.
Пока же в 2015 г. на дополнительные доходы бюджет рассчитывать не сможет – в крае сохраняется пониженная ставка в размере 13,5% при дефиците в 10,4 млрд руб.