Новости
Депутаты екатеринбургской гордумы расписались в собственном бессилии и призвали прекратить войну с областью
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО

Депутаты гордумы Екатеринбурга приняли в первом чтении бюджет города на ближайшие три года. Традиционно не обошлось без обвинений в адрес областных властей, а некоторые оппозиционные депутаты назвали бюджет "страшилкой". Тем не менее, сами парламентарии признались, что не могут повлиять "ни на одну копейку в бюджете" и призвали прекратить войну с областью, передает корреспондент Накануне.RU.

Сегодня депутаты ЕГД приняли в первом чтении бюджет города на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. Основные параметры на следующий год составляют: доход - 31,1 млрд руб., расход - 33,3 млрд руб., дефицит - почти 1,9 млрд руб. На 2016 год данные сопоставимы, на 2017 - увеличиваются на один млрд руб. 

Начальник департамента финансов администрации Екатеринбурга Андрей Корюков отметил, что бюджет носит социальный характер, основные приоритеты - исполнение "майских" указов президента. При этом, по словам Корюкова, зарплаты чиновников "замораживаются" до 2017 года. Кроме того, чиновник уточнил, что происходит довольно существенное сокращение финансирования из областного бюджета образования, здравоохранения, спорта и ЖКХ. Для погашения дефицита город берет почти 1 млрд руб. в виде кредитов.

По словам Корюкова, дефицитный бюджет - это хорошо, поскольку позволяет при сложной экономической ситуации запустить практически все социальные программы и новые проекты. Кроме того, чиновник мэрии неоднократно подчеркнул, что Екатеринбург - это "город-донор" и не может быть дотационным: 70% доходов города отправляется в вышестоящие бюджеты. При этом, он согласился, что область не может дать Екатеринбургу больше, чем уже запланировано. 

Депутат гордумы Олег Хабибуллин отдельно остановился на вопросе зарплат в образовательных учреждениях. По его словам, из проекта бюджета непонятно, будут ли увеличиваться зарплаты преподавателей или будут расти зарплаты директоров. Многие из руководителей, по неофициальным данным парламентария, получают от 100 до 200 тыс. руб. в месяц. 

Корюков возразил, что эта информация не соответствует действительности. Средняя зарплата директоров школ - в районе 60 тыс. руб., а разрыв между зарплатой учителей и директоров не может быть больше, чем один к четырем. "И давайте на этом остановимся", - завершил обсуждение Корюков.

Евгений Ройзман, в свою очередь, отметил, что Хабибуллин "отнимает чужое мнение", а в высоких зарплатах нет ничего плохого. "На самом деле хорошо, что у директоров высокие зарплаты. Вы сами тоже можете попробовать стать директором, если вас возьмут", - заявил председатель гордумы.

Также был задан вопрос о бюджете развития. По словам Корюкова, он снизился почти на 1,5 млрд руб. - до 3,2 млрд руб. Депутат Илья Лобов, взяв слово, возмутился, что мэрия прячется за патетическими словами и даже не представляет альтернативного  варианта бюджета в случае признания за Екатеринбургом статуса дотационного города. Он отметил, что самое важное - это уровень жизни горожан, и депутаты должны знать, сколько можно потратить на город при разных вариантах. 

Даже считающийся близким к мэрии депутат от КПРФ Вячеслав Вегнер назвал бюджет "бюджетом медленного умирания", в котором не закладывается трат на развитие инфраструктуры, культуры, улучшение здравоохранения и т.д.

Депутат гордумы Александр Косинцев сказал, что "не надо зомбировать цифрами и вводить депутатов в заблуждение". Он напомнил, что в прошлом году "случилась страшная истерика, когда область выделила 10,5 млрд руб., при этом по итогам года цифра выросла до 13,5 млрд руб". "В этом году область уже запланировала 12,5 млрд руб., а по исполнению может быть 14,1 млрд руб. Т.е. цифры объективно выше, чем в прошлом году", - отметил Косинцев.

Олег Хабибуллин подчеркнул, что по итогам обсуждения единственная основа для бюджета - "страшилка". "Бюджет - это большой карман администрации города. Я работаю второй созыв, и за это время депутаты ни разу не смогли повлиять ни на одну копейку в бюджете. Мы видим, что идет открытая война между городом и областью, когда муниципальная пресса называет губернатора "оператором бетономешалки", а все правительство - "сборищем непрофессионалов". Давайте перестанем воевать, возможно, Екатеринбург получит от этого больше дивидендов, а сепаратизм Тунгусова, который он строит 22 года, выгоден лично ему. Народ уже тошнит от двойных стандартов, а в гордуме большинство у партии войны", - сказал парламентарий.

В ответ, один из представителей "партии войны" Владимир Крицкий призвал заканчивать с классовым расслоением и предложил коллегам "хоть раз прочитать бюджетный кодекс".

Ройзман сказал, что говорить о дотационном бюджете - это "некрасиво и нелепо", поскольку "Екатеринбург - "город-труженик" и "умеет сам себя прокормить".

В результате бюджет большинством голосов приняли в первом чтении. До его окончательного принятия еще пройдет ряд обсуждения в рамках комиссий и рабочих групп.

Отметим, что при прогнозировании областными властями местных бюджетов бюджет Екатеринбурга ежегодно определяется с расчетным профицитом, средства которого муниципалитет вправе направлять на решение вопросов местного значения (на 2013 год – 3 млрд руб., на 2014 год – 0,5 млрд руб., на 2015 год – 0,8 млрд руб.).

Город имеет самый высокий уровень бюджетной обеспеченности в области (на 2015 год – 1,98), превышая критерий выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований (0,9) более чем в два раза. При этом оказываемая финансовая помощь из областного бюджета имеет значительный объем.

На 2014 год объем межбюджетных трансфертов городу составлял 13,6 млрд руб. На 2015 год объем предусмотрен в размере 12,7 млрд руб. – это 17% предусмотренного проектом закона об областном бюджете объема финансовой помощи муниципальным образованиям (дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты) в размере 75 млрд руб.

Кроме того, значительные средства субсидий перечисляются муниципальным образованиям в течение года после распределения денежных средств правительством Свердловской области, по городу планируется 1,4 млрд руб., в том числе на строительство детских садов и создание дополнительных мест в муниципальных системах дошкольного образования – 1,3 млрд руб.

Таким образом, объемы финансовой помощи из года в год городу не уменьшаются и, по сравнению с 2014 годом, ее рост с учетом распределенных правительством средств в течение года составляет 4%. В 2014 году – это 14,1 млрд руб. – с учетом участия города в госпрограммах Свердловской области.

Сергей Табаринцев-Романов