Сегодня градостроительный совет при губернаторе Пермского края рассмотрит концепцию размещения Пермской художественной галереи в Речном вокзале. По договору, до конца 2015 г. галерея должна съехать из кафедрального собора, где располагается на сегодняшний день. Ранее правительство отказалось от проекта архитектора из Швейцарии Питера Цумтора, который предлагал построить новое здание на набережной рядом с существующим - площадь помещений в 4 тыс. кв. м. оказалась недостаточной для галереи, не устроила и стоимость проекта - 19 млрд руб. В конце года губернатор Прикамья Виктор Басаргин принял решение переместить галерею в Речной вокзал (оттуда выселили музей Марата Гельмана PERMM, так как здание признали аварийным).
Разработчиком нового проекта выступил архитектор Сергей Шамарин. Заказчики - Пермская государственная художественная галерея, краевой центр по охране памятников (вокзал является памятником архитектуры регионального значения), управление капитального строительства Пермского края и благотворительный фонд "Содействие XXI век", который оплачивает работы.
Как стало известно Накануне.RU из документов к заседанию Градсовета, здание предлагается поднять выше уровня критического затопления, который, по расчетам архитекторов, составляет 2,5 метра. Также проект предусматривает надстройку еще одного этажного уровня выставочных площадей, и пристройки к цокольным помещениям.
В планах архитектора соединение Речного вокзала с соседним долгостроем - объект находится со стороны Комсомольского проспекта. Корпус должен стать хранилищем художественного фонда и мастерскими галереи, с основным зданием пристройку соединит переход. Для осуществления этой идеи необходимо выкупить объект у собственников, однако подобная задумка с долгостроем по другую сторону галереи уже провалилась. В обновленном проекте говорится о "возможности строительства еще одного корпуса галереи или коммерческой зоны" на месте стройки.
Проект подвергся жесткой критике, в первую очередь, из-за масштабной реконструкции, которая ждет памятник архитектуры. В заключении научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства российской академии архитектуры и строительных наук сказано, что строители фактически уничтожат объект культурного наследия.
"В случае таких изменений (в проекте производимые работы названы "полной переработкой" и "восстановлением"), здание автоматически теряет статус памятника и перестает быть сооружением, построенным по проекту Гринберга, превращаясь в "реплику". Аварийное состояние здания, а также угроза затопления не может быть поводом для фактического уничтожения памятника архитектуры и подмены его новостроем. Без сомнения, в данной ситуации могут быть применены более аккуратные и бережные меры по спасению и сохранению здания, основанные на современных технологиях реставрации", - сообщает директор института Игорь Бондаренко.
Проектировщики, в свою очередь, настаивают, что капитальный ремонт здания без увеличения площадей нецелесообразен.
"В случае катастрофического затопления произойдет потеря площадей здания на 66%. Существующее здание имеет дефицит площадей для расположения галереи. Лишь 23% площадей соответствует требованиям задания, исключая площади технических зон. Увеличение площадей в здании невозможно, при сохранении существующего объема здания", - сказано в проекте. Архитекторы не скрывают, что исторический облик здания будет сохранен только за счет фасада.
Руководитель пермского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Лев Перескоков считает, что прежде чем одобрить проект реконструкции, нужно решить, будет ли за памятником сохранен статус объекта культурного наследия.
"Если это памятник архитектуры и градостроительства, то мы должны сохранить его облик. И все надстройки идут вразрез с позицией сохранения памятника. Известно, что памятник строился в 40-е года и тогда был дефицит материалов, построили некачественно. Фактически, надо все разломать и построить заново, чтобы получить надежды и современный объект. Но был московский проект, по которому фундамент должны были менять фрагментами, поддерживая "зависшую часть". Иные подходы – разрушения, надстройки, можно рассматривать только в том случае, если Речной вокзал будет изъят из списка памятников", - рассказал Накануне.RU Лев Перескоков.
Критиков проекта смущает не только разрушение вокзала, но и конструкторские решения. Член пермского совета по топонимике Денис Галицкий считает, что архитектор не учел особенности размещения музейных экспонатов внутри помещения.
"Для меня стала шокирующей картинка (выставочного зала, - прим. Накануне.RU). Шок двойной: культурный от "выкладки товара", иначе это и не назовешь, как в связи с пространством, похожим на торговый центр под Манежной площадью в Москве, так и в связи с размещением экспонатов; технологический - от размещения музейных ценностей под прямыми солнечными лучами, однозначно приводящее к очень быстрому разрушению", - комментирует проект Денис Галицкий, отмечая, что архитектор Цумтор тщательно продумывал свет и пространство.
Участие в работе градостроительного совета, возглавляемого Виктором Басаргиным, примут члены правительства, депутаты законодательного собрания Пермского края, депутаты гордумы, а также представители экспертного сообщества.