За судьбой ведущего машиностроительного предприятия Кунгура с тревогой наблюдает весь город. Новости о том, что Кунгурский машиностроительный завод, занимающийся выпуском бурового и нефтепромыслового оборудования, находится в тяжелом положении, появилась в местных СМИ. Заявления прокуратуры о многомиллионных долгах, а теперь и о возбуждении дела в отношении гендиректора Сергея Агафонова служат тому подтверждением. Однако на заводе говорят о стабилизации ситуации и обещают в 2014 г. покрыть накопленные убытки.
Кунгурская городская прокуратура сообщила о возбуждении административного производства по ч. 2 ст 5.27 КоАП РФ в отношении генерального директора Кунгурского машиностроительного завода Сергея Агафонова, он возглавил завод в мае 2013 г. Причина – долги по зарплате перед работниками предприятия в размере 21,54 млн руб. Сумма стала известна после декабрьской проверки надзорного ведомства, основанием для нее стал коллективный иск работников. Однако, даже после его удовлетворения судом предприятие не рассчиталось по долгам, исполнительные листы перешли судебным приставам. Наказание по вменяемой статье предусматривает дисквалификацию должностного лица, виновного в нарушении законодательства о труде на срок от одного года до трех лет.
О задержке заработных плат один из работников предприятия пожаловался в кунгурскую газету. "Если честно, я уже и не смогу точно сказать, за какие месяцы и когда мне давали зарплату. Запутался не один я. У нас в цехе есть те, кому задолжали по 35, по 25 тысяч зарплаты. И все бы ничего, но почти у каждого – кредиты. До сих пор те, кто "сидят" на кредитах, писали заявление, и кредит погашало предприятие по безналу. Вот уже два месяца хоть запишись этих заявлений – денег нет. Поэтому, когда наши пытаются сунуться за кредитом, чтоб хоть как-то выжить, ни один банк даже заявления не рассматривает", - приводит слова рабочего термического цеха газета "Новости Кунгурского края".
Кроме того с понедельника предприятие перешло на четырехдневный режим работы. Один из сотрудников завода обратился в кунгурское отделение КПРФ. Как рассказал Накануне.RU депутат Кунгурской городской думы, первый секретарь кунгурского КПРФ Сергей Рынков, машзавод стал главной темой заседания партийного бюро:
"С его слов ситуация такая, что в начале лета завод может быть закрыт. Мы планируем детально в этом разобраться. Для нашего городка потеря 1,1 тыс. рабочих мест – это критично. Я свою трудовую биографию начинал на этом заводе, тогда у нас было два больших градообразующих завода – кожевенный завод и машзавод, на котором работало четыре с лишним тысячи человек. Но с тех пор количество работников постепенно сокращается".
Коллеги Рынкова депутат Владимир Митрофанов и председатель гордумы Андрей Подосенов отмечают, что завод является частным бизнесом (входит в ГК "Кунгур", которая включает в себя активы в Пермском крае и Башкирии), в работу которого администрация и депутаты вмешиваться не могут. Руководитель городского парламента отметил, что власть может помочь работникам, только в случае увольнения.
"Если будет большое сокращение, то администрация и дума примет все меры по трудоустройству работников. Центр занятости может кого-то переобучить, на предприятия отправим обращения. Но поскольку завод – частное предприятие, то вопрос на думе не поднимался", - сообщил Накануне.RU Андрей Подосенов.
Районный центр занятости не получал уведомлений о сокращениях. Источник, знакомый с положением дел на заводе рассказал Накануне.RU, что руководство проводит минимизацию затрат: "Положение на заводе серьезное. О сокращении они объявили практически официально, но называется это "минимизация затрат". Собственнику завода надо менять тактику, тогда ситуация может улучшиться".
Как следует из отчета акционерного общества, за девять месяцев 2013 г. завод получил убыток в размере 17,6 млн руб., (за аналогичный период 2012 г. предприятие ушло в минус на 28,8 млн руб. При этом, за отчетный период заводу удалось получить прибыль от продаж – 12,9 млн руб., годом ранее и эта строка отчетности была убыточной на 20,9 млн руб. С 2008 г. собрание акционеров принимало решения не выплачивать дивиденды. В первую очередь, проблемы завода связывают с ростом долговой нагрузки. Как следует из отчета, только в 2013 г. был заключен кредитный договор с "Промсвязьбанком" на 70 млн руб. (срок погашения 31 января 2014 г.), внесены корректировки в кредитный договор с "Россельхозбанком" на заем в 60 млн руб. на 2013-2015 гг. Также постоянным кредитором является Сбербанк, где у машзавода открыты невозобновляемые кредитные линии, годовые выплаты по каждой из них составляют от 1 до 10 млн руб.
Бывший глава Кунгура Амир Махмудов считает, что, несмотря на то, что заводом управляет частник, город не должен оставаться безучастным. Если у завода в действительности возникают финансовые сложности, то администрация и депутаты имеют рычаги для того, чтобы помочь одному из градообразующих предприятий.
"В Кунгуре проживает чуть больше 60 тыс. человек, из которых 17-18 тыс. – работоспособное население. Если мы отсюда исключим всех бюджетников, то доля работающих на прямом производстве колеблется в пределах 4-5 тыс. человек, более тысячи из них трудятся на машзаводе. Около 20% бюджета города Кунгура комплектуется только за счет отрасли машиностроения, которую возглавляет Кунгурский машиностроительный завод. Второе предприятие машиностроения – "Металлист", но оно не играет принципиальной роли в экономике города. Проблемная ситуация с долгами завода была в 2004 г., тогда я вмешивался в этот процесс и сделал все, чтобы завод продолжал работать. Если сейчас у завода есть долги перед поставщиками энергоресурсов, бюджетами, собственными работниками, то нужно разобраться в их структуре и понять, как местная или региональная власть может помочь", - рассказал Накануне.RU Амир Махмудов, отметив, что можно прибегнуть к реструктуризации части долгов.
Кунгурский машзавод на данный момент занимается не только погашением долгов по заработной плате, но и по налогам в бюджет. Об этом Накануне.RU рассказал заместитель генерального директора по финансам Алексей Подорога. По его словам, ситуация на заводе действительно тяжелая, но стабильная и для разговоров о массовых сокращениях и закрытии производства оснований нет.
На завод, накопивший долги и убытки, новый топ-менеджмент пришел полгода назад. Руководство занялось стабилизацией обстановки - на 2014 г. сформирован достаточный объем заказов, подписаны контракты с серьезными покупателями такими, как "Сургутнефтегаз", "Евразия". Теперь новый гендиректор ликвидирует долги, рассказал Подорога.
"Задержка заработной платы на два месяца сформировалась год назад. В июле мы эту ситуацию несколько выправили, выплатили часть задержанной зарплаты, сейчас она составляет уже не один, а два месяца. Подчеркиваю, возникшая задержка не влияет на своевременность выплаты заработной платы: наши сотрудники завода сейчас получают зарплату ежемесячно. Подтверждаю, у нас есть задержки по уплате налогов, не буду говорить сумму, но можете обратиться в краевую налоговую инспекцию, где подтвердят, что объем неуплаченных налогов сокращается каждый месяц", - сообщил Накануне.RU Подорога.
На заводе действительно занялись экономией, одна из ее сторон – сокращение штата. С 2013 г основные заказчики предприятия – крупные буровые и сервисные компании, одним из условий тендеров стали указывать оплату оборудования по истечению 30-90 дней. Перед заводом встала проблема недостачи оборотного капитала для оплаты текущих расходов, работы и налогов.
"Подобная ситуация и на других заводах. Нехватка оборотного капитала заставила нас снижать расходы, связанные с производством. Мы начинаем экономить на электричестве, воде и канцелярии. Делается это аккуратно и планомерно в тех объемах, которые позволяют заводу работать. Поскольку контрактов с жесткими условиями оплаты мы принципиально не берем, объемы производственной деятельности сократились. Для того, чтобы не выводить работников для безделья, мы перешли на четырехдневный режим работы. Параллельно на заводе ведется работа по оптимизации процессов. Начиная с подготовки конструкторской документации, заканчивая самим производственным процессом. В результате оптимизации мы добились уменьшения расходов и где-то сократились по людям, но это единичные случаи. Пять человек были сокращены на транспортном участке, но мы всех предупредили за два месяца и сделали предложение остаться на заводе, но в другой должности и на другом участке. Большая часть из них согласились", - рассказал заместитель гендиректора.
В 2013 г. количество работников завода уменьшилось на 100 человек, руководство объясняет это естественными процессами – пенсия, увольнения по собственному желанию. В специалистах предприятие по-прежнему нуждается, сейчас открыты вакансии сварщиков, токарей.
Неутешительные результаты работы в 2013 г. менеджмент обещает исправить: "Бюджет, который принят на 2014 г. позволяет нам получить прибыль в разы перекрывающую те убытки, которые получены в 2013 г., выполнение этого бюджета поставит завод крепко на ноги".