Россия и Китай могут запустить совместное производство новейшего широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который потеснит французские и американские лайнеры на глобальном рынке. Это шаг, который способен дать России шанс вернуть себе статус великой авиационной державы, но самостоятельно сделать его Россия уже неспособна, считает эксперт Накануне.RU.
Завтра начинается двухдневный визит президента России и крупной делегации чиновников и промышленников в китайский Шанхай, где состоятся двусторонние переговоры по целому ряду тем. По сообщениям СМИ, одной из ключевых тем станет обсуждение совместного проекта по созданию широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, которые смогут вклиниться в борьбу двух грандов – "Boeing" и "Airbus".
Первым и единственным российским широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетом был "Ил-96", серийное производство которого было начато в 1988 году. Однако, массовым этот самолет не стал – всего было произведено 28 самолетов, эксплуатируются из них – 18. В 2009 году министр промышленности и торговли Виктор Христенко принял решение о снятии с производства пассажирского самолёта Ил-96-300 в ближайшие годы, так как лайнер "неспособен конкурировать с новейшими дальнемагистральными пассажирскими самолётами компаний "Boeing" и "Airbus". Тем не менее, это не мешает эксплуатировать самолет семейства "Ил-96" президенту России Владимиру Путину. Кроме того, на днях стало известно, что госкомпании и Министерство обороны намерены закупить 14 "Ил-96" различных модификаций, один из которых будет закреплен за министром обороны Сергеем Шойгу.
"Владимир Путин летает на замечательном отечественном самолете, но его не поддерживает премьер. Этот чудак-юрист не понимает, что современные технологии таковы, что в каждый западный самолет встроен чип – стоит нажать на кнопку, и через спутниковую связь Дмитрий Анатольевич пикирует с отказавшими двигателями, электроникой и приборами", – рассказал Накануне.RU независимый авиационный эксперт, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
Именно во время президентства Дмитрия Медведева президентский авиационный отряд пополнился техникой иностранного производства – французские самолеты "Airbus Corporate Jet ACJ319", "Dassault Falcon 7X" и итальянские вертолеты " Augusta AW139".
"Дело в том, что Россия как государство потеряла свой десятилетиями заработанный имидж великой авиационной державы. В прошлом году 95% пассажирооборота выполнено на самолетах западного производства. Отечественное авиастроение, которому аплодировал весь земной шар, исчезло, разрушено государством. Руководство государства прекрасно понимает, особенно сейчас, что стоит ввести санкции, и все 140 млн граждан России на следующий день будут вынуждены пересесть на оленей, собак и лошадей для перевозки. Этот вопрос из экономического уже давно перешел в вопрос национальной безопасности. Государство полностью зависит от "дяди" в целом секторе экономики, которым является гражданская авиация", – комментирует Смирнов.
В такой ситуации – кооперация с китайскими авиастроителями выглядит вполне осознанным, логичным и необходимым шагом.
"В вопросах гражданского самолетостроения Китай нас уже опережает, это мало кто знает. Мы все считали Китай отсталой державой, они сами это признавали, но сейчас он нас опережает. У них есть разработки, есть реализация и совместно с нашими они могли бы продвинуть некие типы самолетов для совместного производства. Это говорит еще и о том, что президент понимает, что настолько разрушено отечественное гражданское самолетостроение, что собственными силами его уже не поднять. И это правильно", – отмечает эксперт.
На реализацию проекта может уйти несколько лет. Ранее в прессе назывались цифры – 2023-2025 год. Такие сроки вполне могут быть выдержаны, ведь у партнеров есть не только общее предварительное видение самолета, но и определенные навыки в реализации подобных проектов.
"Это будет делаться не на пустом месте. У китайцев есть разработки, есть опыт. Как вы знаете, "Airbus" один из типов делает в Китае, и его покупает весь мир. Это значит, ему переданы технологии, переданы секреты, ему доверяют, и Китай выпускает самолеты, которым доверяет весь мир. Есть разработки и у китайцев и у нас, и то, что президент решил "прислониться" к китайцам – это правильно, потому что у них разработок больше, и практического воплощения, опыта у них больше, чем у нас", – аргументирует Олег Смирнов.
Речь идет о построенном три года назад в Харбине заводе "Airbus", который специализируется на изготовлении новейшей модели авиакорпорации "A350" – семейство дальнемагистральных широкофюзеляжных двухдвигательных пассажирских самолётов, корпус которых более, чем на 50% состоит из композитных материалов. По состоянию на октябрь 2013 года , было известно, что "Airbus" получил заказы на 764 самолёта от 39 различных клиентов по всему миру.
При этом, по мнению авиационного эксперта, Россия может развивать программы и в рамках ближне- и среднемагистральных самолетов, тем более, что у китайских авиастроителей есть опыт модернизации российских самолетов.
"Медведев остановил эксплуатацию "Ан-24", – уникального самолета в своем классе, а китайцы взяли этот самолет за основу, модернизировали его, поставили новые двигатели, новую авионику, назвали по-своему, и этот самолет покупает весь мир. Наши авиакомпании сейчас присматриваются к этому самолету и намереваются у китайцев закупать эти самолеты, чтобы обслуживать аэропорты, которые оказались заброшенными", – привел пример Смирнов.
Однако, нельзя уповать лишь на кооперацию, необходимо восстанавливать свой уровень, ведь китайцы дружат только с теми, кто может быть полезен. А учитывая российские просторы, у России не остается другого выхода, кроме как вернуть себе статус великой авиационной державы.
"Россия обречена быть великой авиационной державой, потому что нет ни одной страны в мире с площадью 17 млн кв. км, нигде нет таких длинных авиалиний, нет такой необходимости. Если мы утратим этот статус, мы перестанем быть Россией. Нужно восстанавливать это звание, советские бренды. Китай не будет дружить с нами, если мы перестанем быть лидерами в авиастроении. Нужно хвататься за то, что осталось, и возрождать национальное авиастроение – это и наука, и двигателестроение, в котором мы тоже отстаем. У нас плохо обстоит с авионикой – мы даже на ракеты ставим иностранную авионику. Поэтому они и падают, и будут падать, пока не будем собственную электронику ставить. Мы не Швейцария, вся величина которой – площадь одного района Москвы. Без авиации мы не выживем", – резюмирует заслуженный пилот СССР.