Новости
Налоговый маневр ударит по НПЗ, после него отрасли понадобится очередная "эволюция"
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России

В правительстве продолжаются обсуждения реформы налогообложения для нефтяной отрасли. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова с противоположными предложениями выступили Министерство энергетики и Министерство финансов. Минфин предлагает ускорить процесс отказа от экспортной пошлины, в предлагаемом плане уже к 2016 г. пошлина составит не 55%, а 28%, отказаться от нее можно будет к 2018 г. В то же время в разы поднимается ставка НДПИ – с заложенных 559 руб./ т в 2016 г. до 1005 руб./ т согласно маневру. Сгладить эффект от двух первых процессов по задумке правительства сможет сокращение акциз: до 1950 руб./т на бензин и 1200 руб./т на дизельное топливо.

Против такого ускорения (но не против схемы) выступило ведомство Александра Новака – снижение приведет к росту внутренней цены на нефть и ударит по нефтеперерабатывающим заводам.

Эксперты Накануне.RU отмечают, что внедрение схемы неизбежно, однако, форсирование событий невыгодно крупным игрокам рынка, с мнением которых традиционно считались при реформировании отрасли. Кроме того, слишком быстрое повышение НДПИ делает бессмысленными все усилия нефтяников и правительственных структур по расчету льгот для отдельных сегментов добычи.

Самая идея такой реформы входит в противоречие с нефтяной политикой последних десяти лет, направленной на то, чтобы поднять перерабатывающую промышленность, объясняет старший аналитик по нефти и газу ФК "Уралсиб" Алексей Кокин. По его мнению, новая схема ударит по НПЗ.

"У реформы двойное действие. С одной стороны, будет поднят НДПИ, что само по себе является ударом по нефтедобыче. С другой - снизится экспортная пошлина и нефтедобытчики компенсируют себе повышенное НДПИ тем, что они будут эффективно продавать сырье по более высокой чистой цене. Таким образом, для добычи мера будет нейтральной. Но кто-то в результате применения схемы должен пострадать, Минфин не стал бы предлагать реформу, не рассчитывая на дополнительные поступления в федеральный бюджет. Судя по всему, идея в том, чтобы зажать маржу в переработке. Потому что более низкая пошлина означает более дорогое входящее сырье на НПЗ. Конечно, пошлина на продукцию тоже привязана к пошлине на нефть и она снизится, но я подозреваю, что снижение произойдет так, что и маржа в переработке тоже упадет", - поделился своим предположением с Накануне.RU эксперт.

Его поддерживает аналитик по нефтегазовому сектору Виктор Стреков. В России еще не произошла масштабная модернизация НПЗ, предприятия продолжают выпускать низкомаржинальную продукцию (порядка 29% от переработанной нефти составляет мазут), и при резком повышении цен на нефть предприятия могут оказаться нерентабельными, говорит Стреков.

"Российская переработка все еще ориентирована на мазут и дизельное топливо, мощности для вторичной и третичной переработки сырья начали появляться после 2010 г., до этого единственной компанией, инвестировавшей в НПЗ, стала ТНК-ВР - в 2003 г. она провела модернизацию Рязанскго НПЗ. Программа по модернизации перерабатывающих мощностей рассчитана до 2020 г., но до 2016 г., когда Минфин уже хочет нанести первый удар по финансовой прочности НПЗ, ВИНКи не успеют инвестировать достаточное количество средств, на заводах появится чуть больше трети из общей массы планируемых установок. Поэтому Минэнерго оправданно пытается отсрочить эти меры", - рассказал Накануне.RU аналитик.

В полной степени не были модернизированы крупнейшие НПЗ "Роснефти", напоминают эксперты. Так, на Туапсинском НПЗ в 2013 г. был завершен лишь первый этап модернизации мощностей, новые установки требуются на заводы в Самарской области – Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ.

"Именно по этой причине так стремительно новая система не будет внедрена. Пока "Роснефть" не перестроит Самару и Туапсе – этого не произойдет. Думаю, проект будет отложен если не до 2018 г., то до 2017 г. Даже после этого реформу смогут выдержать крупные заводы, так как у них приличная средняя стоимость на корзину входящих нефтепродуктов, поэтому по "Роснефти" и "Сургутнефтегазу" изменения ударят в меньшей степени. Повлияет она на такие компании, как "Башнефть" и, возможно, ЛУКОЙЛ", - рассказал Кокин.

Минфин пытается педалировать налоговую реформу в том числе и из-за отношений, складывающихся со странами-партнерами внутри Евразийского экономического союза, отмечает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. У России есть опасения, что если экспортная пошлина не будет изъята, то российские компании могут начать экспорт через Белоруссию, которая может ввести более низкие экспортные пошлины, чем в России. И хотя Минфин настаивает на том, что ситуация на внутреннем рынке практически не изменится, налоговый маневр грозит повышением цен на сырье, а, значит, и на бензин.

"Как происходит ценообразование: мировая цена минус экспортная пошлина. Если пошлину отменят, то на эту величину поднимается отпускная цена. Акцизы по сборам намного меньше экспортной пошлины, компенсация за их счет лишь частично сможет нивелировать отмену пошлины и увеличение налоговой нагрузки. Поэтому ситуация приведет к существенному росту цен на внутреннем рынке, и, как следствие, к увеличению стоимости бензина", - рассказал Накануне.RU Агибалов.

Он отметил, что подразумевается общий рост налоговой нагрузки на отрасль. А, учитывая льготы по НДПИ, которые не так давно были введены, следующим шагом может быть переход к налогообложению финансового результата (НДД).

"Будет логично перейти к этому варианту, нежели усложнять систему различных льгот по НДПИ, которые в различной степени применялись в ручном режиме. Отрасли понадобится еще одна эволюция в связи с новой системой налогообложения", - прогнозирует Агибалов.

Напомним, в конце 2013 г. на заседании правительства России, посвященном ходу реализации энергетической стратегии страны, было решено отказаться от изменения формы налогообложения дохода нефтяных компаний. Против перехода с НДПИ на налог на дополнительный доход (НДД) выступил министр финансов Антон Силуанов. Однако, нефтяники сами не против введения НДД, так, генеральный директор ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов на заседании коллегии Минэнерго высказался за переход на НДД.

Не все представители отрасли поддержали введение НДД для всех проектов, как и правительство, они пришли к мнению, что "налог на сверхприбыль" уместно применять только к новым проектам. Поэтому "эволюция" может быть крайне затруднительной. После повышения НДПИ придется пересматривать комплексно уже действующие особые схемы налогообложения множества конкретных объектов с учетом требований лицензий, считает аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг.

"Потребуется модернизация системы льгот по НДПИ. Учитывая то, что вследствие роста НДПИ пострадает экономика добычных проектов, придется пересматривать систему льгот по НДПИ. Причем в новом налоговом маневре речь идет о компенсации роста налогообложения в одном сегменте снижением налогообложения в другом, однако многие компании работают лишь в одном, а вертикально-интегрированные компании имеют разное соотношение добычи к переработке", - сообщил Накануне.RU Бирг.

Алёна Ласкутова