Запрет правительства на госзакупки иностранных автомобилей может положительно отразиться на развитии отечественного автопрома, в первую очередь потому, что российские производители получили преимущество в борьбе за премиальный сегмент авторынка, рассказал Накануне.RU российский экономист и писатель Андрей Паршев.
Эксперт напомнил, что многие страны придерживаются политики использования для государственных нужд автомобилей местных производителей. Так, в Индии чиновники много лет передвигаются в седанах "Амбассадор", также используют машины совместных индийско-японских предприятий. Авто немецких концернов используют лидеры Германии.
И у китайцев есть собственная представительская марка - "Красный флаг" (на фото). Паршев отмечает, что это вопрос не только поддержки собственного автопрома, но и политики, проводимой страной.
"Высший руководитель страны – лицо страны, поэтому речь идет об их отношении к собственной стране. Если учитывать, что госзакупки касаются не только федеральных чиновников, то можно сказать, что для российских производителей такое решение однозначно выгодно. По опыту СССР мы знаем, что у нас могут производить хорошие машины представительского класса – были ЗИЛы и "Чайки". Стоит это возродить, но поскольку в двигателестроении не все так просто и быстро делается, первоначально можно выпускать машины с импортными двигателями. В эпоху глобализации и широкого развития кооперационных связей по всему миру, найти машину, которая была бы собрана только из деталей, сделанных в одной стране, нельзя", - говорит Паршев, отмечая, что еще в советские времена в стране было много хороших дизайнеров, которые делали автомобили привлекательными даже для статусных покупателей.
Но для того, чтобы чиновники пересели с иномарок на отечественные автомобили, одного распоряжения недостаточно, говорит экономист. По его словам, нужно проводить стратегическую техническую политику.
"Имеется в виду политика по локализации иностранных сборочных производств. Это обычная мировая практика, и индустриализация западных стран проходила по этому пути. В стране нужно создавать сборочные производства и постепенно импортные комплектующие заменять комплектующими отечественного производства. Делается это по договоренности с инвесторами. Порядка 20 лет назад у нас пытались провести такие эксперименты, но условия не соблюдались западной стороной, договор составлялся таким образом, что обязательство перехода на российские комплектующие не было абсолютным. Будут ли созданы такие условия, зависит от тех, кто определяет промышленную политику и заключает договоры с иностранными инвесторами", - говорит Паршев.
Идею машины для чиновников разрабатывала компания "Маруся Моторс" в рамках проекта "Кортеж" – машины для президента и первых лиц страны. Андрей Паршев считает, что, если бы правительство выпустило проект о госзакупках транспорта чуть раньше, то машины "Кортежа" появились бы на улицах страны.
"Проблема этого проекта состояла в ограниченности спроса. Глобальные рынки сбыта наших конкурентов на порядок больше, чем у любой отечественной компании. Российская машина не может резко продвинуться на мировых рынках, поэтому для затравки нужен какой-то первоначальный спрос. "Кортеж" был бы успешен, если бы правительство приняло решение чуть раньше. В любом случае, сегодняшний шаг правильный, хоть он и запоздал на 10-15 лет", - рассказал экономист.
Регулирование госзакупок – один из немногих способов поддержки отечественного производителя в условиях ВТО, отмечает Андрей Паршев.
"У нас объемы техники, которая закупается для государственных нужд – немаленькие. Это касается и технического автотранспорта и машин для чиновников. В условиях ВТО очень трудно что-то сделать для собственных предприятий. Мы не можем волевым решением запрещать импорт в каких-то отраслях промышленности, чтобы поддержать своего производителя. Это запрещено правилами ВТО. Поэтому через установление правил в госзакупках можно помочь российским компаниям", - сказал Паршев.